Ораторское искусство для специалистов по охране труда: как эффективно донести информацию

Коммуникативные навыки являются неотъемлемыми качествами специалиста по охране труда: с работниками предприятия нужно регулярно проводить обучения и тренинги, а также инструктажи. Разбираем техники ораторского искусства, применение которых будет положительно сказываться на работе профессионалов данной области.

15.06.21
16K

Cодержание статьи

    Арина Кораблева
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Цели использования ораторского искусства специалистами по охране труда

    При общении с руководителями и работниками компании ораторское искусство помогает достичь следующих задач:

    • презентация инициатив и вовлечение руководства в процессы по охране труда;
    • успешное проведение инструктажа, побуждающего коллектив к соблюдению требований безопасности;
    • построение аргументированной речи, помогающей достичь поставленных целей;
    • умение избегать конфликтных ситуаций, в том числе при общении с негативно настроенными или пассивными людьми;
    • легкое взаимодействие с работниками и начальниками;
    • способность приковывать внимание слушателей;
    • уметь общаться в нестандартных ситуациях, без затруднений отвечать на возражения, каверзные вопросы, грамотно нивелировать провокации.

    Приемы ораторского мастерства по Джеймсу Хьюмсу

    В книге «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» бывший спичрайтер пяти президентов Америки Джеймс Хьюмс выделил 10 техник успешного ораторства. Рассмотрим подробно 6 из них, которые наиболее эффективны в работе специалистов по охране труда:

    • пауза в начале;
    • первая фраза;
    • главная мысль;
    • остроумие;
    • чтение;
    • вопросы и паузы.

    Содержание каждой из техник следующее:

    Пауза. Цель данного приема — тишина среди слушателей и их максимальная сосредоточенность на говорящем. Когда оратор выходит к аудитории, он должен осмотреть всех и зафиксировать взгляд на одном человеке. После мысленно произносится первое предложение, затем начинается выступление.

    Первая фраза. Должна вызывать положительный отклик у аудитории или оппонента. Именно вступительное слово слушают все участники, а после продолжают беседу с соседом, погружаются в посторонние мысли или утыкаются в телефон. Поэтому первая фраза должна быть мощной и цепляющей.

    Главная мысль. Выжимка из всей информации, которую в первую очередь необходимо донести до аудитории. Этот ключевой момент нужно сделать сжатым и емким, а уже после его можно дополнять поясняющими примерами, уточнениями и сопутствующими темами.

    Остроумие. Всегда располагает публику к оратору и приковывает внимание. Не стоит включать в речь шутку ради шутки, лучше в середине выступления/обучения рассказать забавную историю, чтобы разрядить обстановку. Джеймс Хьюмс советует для проверки острОты применять правило трех Р: она должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной, а не зачитанной с листа.

    Чтение. Зачитывание с листа практически гарантирует то, что информация будет пропущена аудиторией мимо ушей, особенно если речь об инструктаже. Людям нужен постоянный зрительный контакт, который будет удерживать их внимание. Не обязательно заучивать правила и положения, достаточно просто правильно читать. Для этого существует техника «смотреть — остановиться — сказать»: необходимо запомнить пару предложений, оторвать глаза от листа и произнести их публике.

    Вопросы и паузы.Помогают вовлекать оппонента и коллектив. Вопросы могут быть риторическими, создающими иллюзию диалога, или требующими реального ответа. Паузы призваны выделить ключевые моменты, сосредоточить внимание на главном. Без них речь может стать беглой, монотонной или утомляющей.

    Как говорить о сложном: две техники

    1. Примеры и сравнения. Желательно не использовать абстрактные понятия, обозначения и примеры должны быть реальные и конкретные. Если абстрактные рассуждения неизбежны, то можно провести параллели и аналогии, рассказать короткую историю или воображаемую ситуацию.
    2. Визуализация. Большие цифры могут плохо восприниматься персоналом на слух. В сознании людей они представляются в виде абстракции, не вызывают конкретного образа в воображении, поэтому лучше их визуализировать, например, сказать не «миллион вагонов», а «если выстроить эти вагоны в ряд, то они достигнут орбиты луны».

    Дополнительные способы удержания внимания

    Запоминание имен. Американский оратор Дейл Карнеги рассказывает о том, что собственное имя является для людей самым важным звуком человеческой речи, поэтому повторение имени собеседника (если разговор с руководителем) на протяжении всего диалога поможет добиться повышенного внимания с его стороны и увеличит вероятность благоприятного итога беседы. То же самое будет и при повторении некоторых имен из большого числа слушателей.

    Предоставление возможности собеседникам говорить о себе. Любому человеку приятно рассказывать про себя, это обусловлено индивидуалистической тенденцией: согласно неврологическим исследованиям, разговоры о себе вызывают положительные импульсы в мозгу. Поэтому стоит позволять своему оппоненту или слушателям делиться собственным опытом и взглядами.

    15.06.21
    16K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста