Проверки по охране труда и промышленной безопасности: как подготовиться

Продление моратория на плановые проверки бизнеса до 2030 года не исключает полного отсутствия посещений предприятий контрольно-надзорными органами, чтобы проверить соблюдение требований охраны труда. В статье рассказываем, какие особенности проведения плановых, внеплановых проверок и профвизитов установлены на 2024 год, как подготовиться к таким проверкам, каких рекомендаций следует придерживаться при сопровождении проверок, а также как действовать в случае несогласия с решением контрольного (надзорного) органа.

26.01.24
703

Cодержание статьи

    Ирина Сирмайс
    Руководитель по правовому сопровождению промышленной безопасности в разведке и добыче ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
    Анастасия Улихина
    Старший юрист практики промышленной безопасности и охраны труда ООО «Газпромнефть Экспертные решения»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Особенности проведения проверок до 2030 года

    В 2022 году вступил в силу мораторий на проверки, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», согласно которому были значительно ограничены основания для проведения плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (далее — КНМ).

    Применительно к промышленной безопасности и охране труда было закреплено, что плановые проверки могут проводиться до 2030 года исключительно для:

    • ОПО II класса опасности;
    • гидротехнических сооружений II класса опасности;
    • объектов категории чрезвычайно высокого/высокого риска.

    На внеплановые проверки, в свою очередь, установлены ограничения до конца 2024 года. Они могут проводиться:

    1. По согласованию с прокуратурой в случаях:
      • непосредственной угрозы/фактов причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС природного и техногенного характера;
      • истечения срока предписания;
      • выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований.
    2. Без согласования с прокуратурой при наличии:
      • поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ;
      • требования прокурора;
      • предоставления документов, сведений об исполнении предписания в целях получения/возобновления ранее приостановленного действия лицензии/иного документа, имеющего разрешительный характер.

    Мораторий не распространяется на:

    • постоянный надзор ОПО I класса опасности;
    • проверки органов прокуратуры.

    Также установлены особенности проведения профилактических визитов двух видов:

    1. по просьбе контролируемого лица;
    2. не предусматривающие возможность отказа от проведения (по поручению Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ).

    Для профвизита по просьбе контролируемого лица важно то, что госорган вправе исключить из плана плановую проверку по итогам проведения такого профвизита, если он проведен в течение 3 месяцев до даты планового КНМ. Помимо этого, контрольный (надзорный) орган не может выдавать предписание об устранении нарушений.

    Если же профвизит проводится по поручению уполномоченных лиц (это нововведение введено в 2023 году Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 № 372), то по его результатам уже может выдаваться соответствующее предписание. Такой профвизит может сопровождаться проведением:

    • осмотра;
    • отбора проб (образцов);
    • истребования документов;
    • испытания;
    • инструментального обследования;
    • экспертизы.

    Результаты государственного контроля (надзора) после введения моратория

    С момента введения мораторий позволил значительно снизить регуляторную нагрузку на бизнес.

    Так, согласно сводному докладу Минэкономразвития России о государственном контроле в 2022 году, средний процент снижения контрольно-надзорных мероприятий Роструда и Ростехнадзора по сравнению с 2020 и 2021 годом составил около 60 %.

    Тем не менее, данные госорганы входят в ТОП-5 лидеров по числу проверок бизнеса, а в части количества оцениваемых обязательных требований занимают 1 и 3 место.

    Подготовка к плановым и внеплановым проверкам

    Для того, чтобы максимально эффективно подготовиться к плановым и внеплановым проверкам в области охраны труда и промышленной безопасности, стоит обратить внимание на 4 основных аспекта, указанных ниже.

    1. Подготовка сотрудников

    При подготовке работников важно уделить внимание на их зоны развития:

    • личностные (например, стрессоустойчивость);
    • профессиональные (готовность отвечать на вопросы по профилю, знание порядка проведения проверок и др.).

    Рекомендуется оперативно формировать рабочие группы, в которых сотрудники взаимодействуют между собой и решают совместные задачи. Для наиболее полного и качественного сопровождения проверок требуется взаимодействие служб ПБ и ОТ, ответственных лиц на местах (на производстве) и юристов.

    Дополнительным инструментом подготовки может выступать проведение внутренних обучений сотрудников по порядку взаимодействия и сопровождения проверок госорганов.

    2. Подготовка документов

    1. Издать приказ о подготовке к сопровождению проверки
    • Фиксируются ответственные лица;
    • распределяются их обязанности;
    • определяются сроки и порядок действий;
    • готовится перечень мероприятий для подготовки к проверке и устранению нарушений
    2. Осуществить анализ ранее проведенных аналогичных проверок Уточняется:
    • перечень выявленных нарушений;
    • перечень выданных предписаний;
    • судебные и административные дела по итогам таких проверок
    3. Провести оценку (самоанализ) по проверочным листам Проверочные листы утверждены:
    • по вопросам промышленной безопасности — Приказом Ростехнадзора от 01.02.2022 № 23;
    • по вопросам охраны труда — Приказом Роструда от 01.02.2022 № 20.

    Именно к данным листам обращаются сами госорганы при проведении своих проверок

    4. Сформировать документы для инспекторов
    • Проверяется полнота и актуальность документации;
    • контролируется наличие и достаточность приказов, технической и иной документации на объектах;
    • проверяется ведение журналов, отчетной документации (надлежащие даты, подписи, сроки ведения и т.д.)

    3. Техническая подготовка

    1. Организовать техническую проверку объектов:
      • определить перечень объектов проверки;
      • провести предварительный технический аудит;
      • принять меры по устранению нарушений (при их выявлении).
    2. Заранее подготовить СИЗы, фото/видео оборудование, организовать готовность транспортной логистики.
    3. Обеспечить сопровождающих сотрудников доверенностями на взаимодействие с проверяющими и наличием необходимых пропусков/допусков/разрешений.

    4. Взаимодействие с юристами

    Правовая служба оказывает содействие в формировании единого перечня плановых КНМ на текущий год, которые публикуются на портале ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».

    Для оценки и снижения возможных рисков, определения корректности сведений и формулировок рекомендуется направлять юристам всю документацию по проверкам:

    • как поступающую от госорганов (к примеру, решения/приказы о назначении проверок, требования о предоставлении документов и т.п.),
    • так и планируемую к отправке от имени проверяемого лица (например, проекты ответов, пояснений, ходатайств и т.п.).

    Особенности участия в проверках органов прокуратуры

    Как правило, надзорные мероприятия прокуратуры проводятся в форме документарных или выездных проверок.

    К особенностям полномочий прокурора можно отнести ограниченные сроки ответа на требование, беспрепятственный допуск на объекты, допрос работников, привлечение других госорганов, расширение предмета проверки.

    При подготовке и сопровождении проверок рекомендуется обеспечить:

    • оперативное подключение всех заинтересованных служб, владеющих истребованной информацией;
    • формирование рабочей группы с выделением ЕОЛ (единственного ответственного лица), которому будет представлены все документы и пояснения;
    • подготовку ответа с реестром предоставляемых документов;
    • отправку ответа способом, указанным в запросе, соблюдение требований о передаче персональных данных;
    • подписание ответа руководителем/лицом, в доверенности которого имеются полномочия по взаимодействию с прокуратурой;
    • участие юристов в совместных рабочих группах на этапе проведения проверки, рассмотрение и согласование проектов ответов;
    • подготовку ходатайства о продлении срока с изложением объективных причин невозможности своевременного исполнения (совместно с ответом).

    Особенности сопровождения результатов проверок

    Документ Рекомендации
    Акт проверки (фиксирует перечень выявленных нарушений)
    • оформляется в день окончания проверки;
    • содержит существенные сведения о проверке и ее результатах (в т.ч. если нарушений не выявлено)
    Предписание госорганов (обязывает устранить нарушения в установленные сроки)
    • оценить исполнимость и реальные сроки;
    • при согласии — подготовить план мероприятий по исполнению;
    • при несогласии — обжаловать (в течение 10 рабочих дней с момента получения);
    • при невозможности исполнения — направить ходатайство о продлении срока
    Представление прокуратуры (обязывает устранить нарушения в месячный срок)
    • уведомить прокурора о дате и времени рассмотрения;
    • при рассмотрении с участием прокурора — изложить позицию и мероприятия;
    • подготовить письменный ответ по итогам рассмотрения;
    • исполнить требования и уведомить прокурора в течение 1 месяца
    Материалы административных дел (привлечение к ответственности за выявленные нарушения)
    • проверить наличие возможности прекратить дело, смягчить ответственность;
    • подготовить объяснения и участвовать в рассмотрении дела;
    • обжаловать при несогласии с вынесенным постановлением;
    • оплатить в размере 50% (в течение 20 дней со дня вынесения постановления)

    Обязательное досудебное обжалование через ЛК «Госуслуги»

    Контролируемые лица имеют право обжаловать решение контрольного (надзорного) органа, а также действий или бездействия его должностных лиц. С начала 2023 года досудебный порядок обжалования решений, действий (бездействий) стал обязателен для всех видов государственного контроля (надзора), проводимых в рамках Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», то есть без его соблюдения нельзя будет обратиться в суд.

    Подача жалобы

    Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»).

    Подписание жалобы

    Жалоба должна быть подписана:

    • при подаче гражданином — простой электронной подписью (ПЭП) либо усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП);
    • при подаче организацией — УКЭП.

    До 2030 года действуют специальные правила, согласно которым жалобу от имени юридического лица можно заверить также ПЭП (пункт 11(2) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

    Обжалование

    Для обжалования требуется:

    • учетный номер проверки;
    • материалы, подтверждающие доводы;
    • электронная подпись.

    Сроки

    • Срок подачи жалобы — 30 календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
    • Срок рассмотрения жалобы — не более 20 рабочих дней с момента регистрации. Ответ о результатах рассмотрения также поступает в ЛК «Госуслуги».
    26.01.24
    703
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста