Проблема контрафактных средств индивидуальной защиты (СИЗ) в целом и СИЗ органов дыхания (СИЗОД) в частности в последние годы стала крайне актуальной. Незаконное производство и поставка контрафактной продукции не только способствуют недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, но и наносит достаточно серьезный ущерб экономике страны, вводит в заблуждение потребителей, а также создает риски исчезновения качественной продукции с рынка СИЗ. В статье рассказываем, на какие признаки стоит обращать внимание при выборе СИЗ и как проконтролировать качество приобретенных средств защиты непосредственно на предприятии, чтобы предотвратить нарушения требований охраны труда и причинение вреда здоровью работников.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
В Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 № 256-р, даются следующие определения «контрафактной продукции» и «фальсифицированной продукции»:
Контрафактная продукция — промышленная продукция поддельного происхождения, на которой (или на этикетке, упаковке которой) незаконно размещены средства индивидуализации или содержатся сходные с ними до степени смешения обозначения, а также материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности с нарушением исключительного права на такой результат.
Фальсифицированная продукция — промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о ее составе и (или) потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством РФ и (или) правом Евразийского экономического союза.
Определить оригинальность изделия является достаточно сложной задачей, поскольку производители контрафакта с каждым годом совершенствуются, и отличить некоторые подделки от оригинала может только специалист.
Тем не менее, существуют способы, которые помогают выявить недобросовестного производителя и контрафактную продукцию как на этапе проведения тендеров, так и при входном контроле закупаемых СИЗ.
Выявление недобросовестного производителя на этапе проведения тендера
Для того, чтобы выявить признаки возможной поставки контрафакта на этапе проведения тендера, службе охраны труда предприятия-потребителя необходимо следовать следующему алгоритму.
1. Заранее планировать закупку и четко прописывать требования к закупаемой продукции:
- описание товара;
- показатели защиты (классы защиты и эксплуатационные уровни), базирующиеся на основе национальных стандартов, действующих в отношении конкретных видов СИЗ на территории ЕАЭС;
- соответствие ТР ТС 019/2011;
- материалы, из которых изготовлена продукция;
- масса;
- гарантийные сроки хранения.
Для составления качественного технического задания можно привлечь независимых экспертов в области СИЗ.
2. Прописать требования к конкурсной документации о предоставлении:
- документов о подтверждении соответствия (сертификатов или деклараций);
- паспортов на продукцию.
Подробнее о правилах проведения сертификации СИЗ читайте в материале EcoStandard.journal.
3. Обратиться к производителю продукции за информацией:
- обращалась ли к ним компания, участвующая в торгах;
- является ли она официальным дилером;
- проверить паспорт на изделие, который предоставил участник торгов (для отдельных видов СИЗОД).
4. Запросить образцы изделия
Это важный шаг для проверки легитимности продукции, на закупку которой объявлен конкурс. В дальнейшем продукцию, поставляемую на склад заказчика, можно будет сравнивать с предоставленными образцами.
Обращаем внимание потребителей на необходимость заранее планировать закупку. Из-за коротких сроков поставки велика вероятность приобретения некачественной продукции. Следует учитывать, что производство СИЗОД у предприятиях-изготовителях занимает длительное время вследствие закупки качественных комплектующих и планирования цикла производства.
При выборе продукции потребитель обращает внимание на 3 главных аспекта поставки:
- цена;
- качество;
- сроки.
При этом первый критерий «цена» определяется вторым и третьим — «качество» и «сроки». Низкая цена достигается либо снижением качества продукта, либо увеличением сроков поставки.
При анализе цен на продукцию необходимо помнить, что компании, которые регулярно выплачивают предусмотренные законом взносы в Социальный фонд России (СФР, заменил Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС)), могут рассчитывать на получение компенсации за приобретенные СИЗ для работников в размере до 20% от суммы отчислений за предыдущий год.
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, установлены приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н. Права и обязанности СФР как страховщика регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Порядок проверки качества средств индивидуальной защиты
Каждая партия поступивших на предприятие средств индивидуальной защиты должна быть подвергнута комиссионному внешнему осмотру и проверке на соответствие заявленному ассортименту по моделям, размерам, ростам, расцветке, гендерному признаку, назначению, классу защиты и (или) эксплуатационному уровню.
Поступившие на предприятие средства индивидуальной защиты должны подвергаться выборочному, но не менее 10% от поступившей партии, контролю на соответствие основных характеристик изделий показателям, установленным для них стандартами, техническими условиями и другой нормативно-технической документацией (за исключением характеристик, которые можно проверить только в лабораторных условиях). На каждой упаковке (партии) СИЗ следует проверять наличие стандартных маркировочных данных, в том числе защитных свойств.
На все изделия спецодежды должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями ТР ТС 019/2011 с изображением товарного знака, наименованием места нахождения предприятия-изготовителя, обозначением по защитным свойствам. В комплектных изделиях (например, куртка с брюками) обозначения ставят на каждом изделии, входящем в комплект.
Качество поступивших СИЗ проверяется по основным показателям, согласно действующей нормативно-технической документации.
Вид СИЗ | Проверяемые параметры |
---|---|
Спецодежда |
|
Спецобувь |
|
Средства защиты рук (рукавицы) |
|
Средства защиты глаз и лица |
|
Средства защиты органов дыхания (из некоторых ящиков отбираются комплекты противогазов — 1% от партии, но не менее 10 шт.) |
|
Средства защиты головы (каски) |
|
Предохранительные пояса |
|
Последствия приобретения контрафакта
Приобретение контрафактной продукции влечет за собой множество неприятных последствий: от технических до финансовых. Организация, эксплуатирующая контрафактные СИЗ, при очередной проверке Государственной инспекции труда хранимых средств будет вынуждена произвести полную замену контрафакта, что повлечет значительные непредвиденные затраты.
Не менее важным последствием приобретения контрафакта является повышение вероятности возникновения несчастных (смертельных) случаев на производстве.
Например, при отравлении ядовитыми веществами, попавшими в организм через органы дыхания, наступает молниеносная реакция. Если произошло отравление легкой степени, то симптомы не так страшны: обычно это головная боль, сухой кашель, тошнота и т.п. Однако при более серьезном отравлении могут происходить зрительные и слуховые галлюцинации, возможно развитие бронхита и пневмонии, также велика вероятность моментального летального исхода или впадения в кому с последующими осложнениями (нарушение зрения, поражение периферической нервной системы, кровоизлияние в мозг и т.д.).
В случае получения сотрудником вреда здоровья, в том числе ввиду использования некачественного СИЗ, помимо компенсационных выплат для работодателя предусматривается как административная, так и уголовная ответственность.
Статьей 143 УК РФ установлено, что нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, может повлечь за собой не только штраф, но и лишение свободы сроком до 5 лет.
За изготовление и реализацию контрафактной продукции законодательством РФ предусмотрена юридическая ответственность. В зависимости от статьи и тяжести совершенного преступления наказание может варьироваться от штрафа до лишения свободы сроком от нескольких месяцев до шести лет.
Согласно статье 1515 ГК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное использование товарного знака, правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Правообладатель вправе по своему выбору требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Также он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Если вы столкнулись с поставщиком/ производителем контрафакта, следует обратиться в:
- Роспотребнадзор;
- ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями МВД России);
- прокуратуру.
Полная версия статьи с разбором входного контроля закупаемой продукции, признаков контрафактных СИЗОД , а также советами по предотвращению проблем, связанных с оборотом контрафакта и вторичного товара на рынке, — в спецвыпуске EcoStandard.journal «Путеводитель по СИЗ».
Напишите, пожалуйста