Минтруд ужесточает требования к оказанию услуг и обучению по охране труда

Разобрались, что и для чего предлагается поменять, и поговорили с участниками рынка.

20.08.21
12K

Cодержание статьи

    Артём Крылов
    Шеф-редактор EcoStandard.journal, член экспертного центра по ESG-трансформации общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    О каком документе речь

    Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к организациям или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, для осуществления которых необходима аккредитация, правил аккредитации организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, их регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также порядка формирования и ведения указанного реестра»

    В настоящее время вопросы допуска к деятельности по оказанию услуг в области охраны труда регулируются нормами Приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (документ утратил силу на основании Приказа Минтруда РФ от 15.11.2021 № 796Н).

    Проектом установлен переходный период — несмотря на то, что документ вступает в силу с 1 марта 2022 года, только с 1 сентября 2022 года станет невозможным оказание услуг компаниями, не отвечающими требованиям нового Постановления.

    Основная претензия чиновников к действующим нормам — они не содержат четких требований к аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, а также не устанавливают порядок контроля за организациями, уже допущенными к деятельности по оказанию услуг в области охраны труда. Из-за этого многие организации, подходя формально к взятым на себя обязательствам, допускаются к оказанию услуг в области охраны труда, не имея соответствующей квалификации, квалифицированного персонала и материально-технической базы. Чтобы навести порядок на рынке услуг в сфере охраны труда и обучения руководителей и работников, и предлагается этот законопроект.

    Что предполагает проект

    Итак, услуги в области охраны труда, для которых нужна аккредитация:

    1. осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;
    2. обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

    Нормы проекта уточняют требования к организациям или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда. В частности, они должны будут соответствовать следующим нормам:

    • предоставление услуг по охране труда должно быть основным видом деятельности организации или ИП;
    • у организации на праве собственности есть здания и помещения, необходимые материально-технические и информационные ресурсы для оказания услуг в области охраны труда;
    • наличие справочной базы действующих законодательных и иных нормативных актов по охране труде/

    Также в штате организации по основному месту работы должно быть не менее трех специалистов, работающих по трудовому договору, и имеющих:

    • высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда;
    • прошедших обучение и проверку знаний с периодичностью 1 раз в 3 года;
    • опыт практической работы в области охраны труда не менее 3 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, в должности руководителя службы охраны труда (специалиста по охране труда).

    Конечно, текущая версия постановления требует актуализации и ужесточения требований к организациям, оказывающим услуги по охране труда. Не секрет, что ввиду отсутствия четких требований к аккредитации многие компании подходят формально к заполнению заявления по действующим Правилам и могут быть включены в соответствующий реестр. Из-за этого на рынке появилось большое количество организаций, которые выполняют свою работу недобросовестно и предоставляют услуги низкого качества. Это, в свою очередь, негативно сказывается на уровне охраны труда российских предприятий. Более того, Минтруд, согласно действующему постановлению, не может запрашивать копии подтверждающих документов и вынужден принимать решение лишь по содержанию заявления, веря компаниям на слово. Однако, если дело касается безопасности, нужно не только доверять, но и тщательно проверять компетентность организаций.

    Николай Сачков
    Директор SRG-ECO

    Организации, оказывающие услуги по обучению

    Организациям, которые намерены оказывать услуги по обучению в области охраны труда:

    • необходимо разработать руководство по качеству оказания услуг в области охраны труда

    Хороший документ, если правильно его оформить и применять. Руководство по качеству — это основной документ системы менеджмента, он помогает организации определить политику и цель по качественному оказанию услуг, подробно описать процессы внутри организации и заявить потребителю о качестве предоставляемых услуг по охране труда.

    Наталья Ионова
    Директор ООО «Академия охраны труда»
    • необходимо наличие сайта организации

    На этом сайте будет размещаться основная информация об организации, осуществляющей обучение по охране труда, например, информация о наличии технических устройств для отработки практических навыков и кадровом составе специалистов, проводящих обучение. Полезная информация для потребителя, который хочет выбирать качественное обучение и надежного поставщика услуг по охране труда.

    Наталья Ионова
    Директор ООО «Академия охраны труда»

    Обучение по охране труда предлагается разделить на 4 разных направления:

    1. Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда
    2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных факторов, идентифицированных в рамках СОУТ и ОПР
    3. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности
    4. Обучение правилам по оказанию первой помощи пострадавшим

    Для каждого направления отдельно потребуется:

    • программа обучения;
    • учебно-методические материалы, в том числе для проведения проверки знания;
    • штатные специалисты для проведения обучения.

    К штатным специалистам тоже предъявляются определенные требования:

    • К трудоустройству: основное место работы, полная занятость.
    • К количеству: не менее двух специалистов для всех направлений, кроме обучения по оказанию первой помощи пострадавшим — тут достаточно одного.
    • К образованию, стажу и опыту: высшее образование, стаж работы в организации по обучению не менее 1 года или опыт в охране труда не менее 5 лет. Действующая проверка знаний на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда. Для проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим специалист дополнительно проходит подготовку по данному направлению.

    Дополнительно к этому, если предполагается обучение в дистанционном формате, то организации, проводящие обучение, должны иметь на праве собственности или ином законном основании систему дистанционного обучения, позволяющей вести учет действий обучаемых и их длительность в ходе учебного процесса.

    Важное новшество проекта новых Правил — для аккредитации на обучение по охране труда не потребуется лицензия на образовательную деятельность. Сейчас в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития № 205н от 01.04.2010 организации, осуществляющие обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, должны иметь лицензию на образовательную деятельность. В зависимости от того, какой вид обучения реализует организация, она должна соблюдать дополнительные, иногда противоречащие друг другу и избыточные требования двух органов — Министерства труда и Министерства образования.

    Наталья Ионова
    Директор ООО «Академия охраны труда»

    Однако на некоторые вопросы этот документ так и не дает ответа. Например, в нем нет ни слова про ответственность для недобросовестных поставщиков. Почему бы не ввести страхование ответственности, когда об этом уже и так очень давно говорят на всех уровнях? Для компаний, оказывающие услуги по обучению в области охраны труда, планируют отменить лицензию на образовательную деятельность. Не надо ли, в таком случае, согласовывать даже программы обучения с Министерством образования? Не снизится ли здесь качество услуг, если оно становится, по сути, бесконтрольным? При этом необходимо учесть, что не все заявленные в законопроекте сервисы Минтруда функционируют и не все нормативные акты существуют.

    По информации газеты «КоммерсантЪ», обсуждение этого законопроекта и то, как он будет воплощен в жизнь, продолжится на площадке Всероссийской недели охраны труда в Сочи, которая пройдет с 6 по 9 сентября 2021 года. Наш журнал — информационный партнер этого мероприятия, поэтому обо всем важном и интересном, что будет происходить на площадках форума — у нас на сайте и в телеграме в режиме онлайн.

    20.08.21
    12K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста