Построение любой культуры, в том числе и культуры безопасности, невозможно без заинтересованности руководителей и вовлечения персонала. Как бы идеально не была прописана система управления охраной труда, как бы не были задокументированы и регламентированы все процессы, одним из основных инструментов для вовлечения работников в предупреждение рисков и угроз является личный пример руководителя, его приверженность принципам безопасности. И ключевая роль в этом отводится непосредственным руководителям работников, тем, с кем работник взаимодействует каждый день на протяжении всего рабочего дня. Именно они — начальники цехов, мастера, бригадиры — непосредственно закладывают в работников ценности безопасного труда. О том, как они это делают, как работают с коллективом и какие есть трудности — в нашем материале.
Cодержание статьи
Материал подготовлен в партнерстве с Фондом Росконгресс и Минтрудом России для журнала «ВНОТ».
EcoStandard.journal — генеральный информационный партнер ВНОТ-2023.
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Котов Александр Николаевич, начальник сталепрокатного цеха ЕВРАЗ ЗСМК
«Система безопасности — это пирамида, в основании которой лежит личная ответственность»
Сегодня на комбинате реализуется крупный проект по безопасности «Трансформация системы управления охраной труда». Его суть состоит в том, чтобы снизить риски на производстве, которые могут привести к серьезным травмам. Каждый сотрудник может управлять безопасностью на своем рабочем месте: видеть и фиксировать риски, сообщать руководителю о любых отклонениях и останавливать небезопасную работу коллег.
Сейчас трансформация затронула лишь часть подразделений комбината. В наш цех проект зайдет в следующем году. На примере других вижу, что проект часто встречает сопротивление со стороны сотрудников: с опаской воспринимают перемены, считая это «стукачеством», а не взаимопомощью. Но уверен, что через положительные примеры, когда один человек спасает жизнь другому, этот образ поведения войдет в нашу жизнь и как полезная привычка станет нормой.
Любое нововведение проходит стадии отрицания, сопротивления и только потом согласия и принятия. Что с этим делать? Постоянно говорить с работниками, рассказывать о плюсах проекта. Объяснять, чем может помочь конкретный инструмент на рабочем месте, к примеру, динамическая оценка рисков. Вопрос: «Что может пойти не так?» дает возможность выявить и минимизировать риски. Важен и личный пример руководителя — когда не просто запускаешь инструмент, а методично из раза в раз к нему обращаешься. Важна личная вовлеченность, когда сам принимаешь и понимаешь, что этот инструмент нужен.
Как объяснить значимость культуры безопасности? Необходимость безопасного поведения объясняем сотрудникам с момента их трудоустройства. Еще на этапе собеседования оцениваем кандидата на склонность к рискам, и принимаем решение о его дальнейшей судьбе на комбинате. Если работник успешно прошел этот этап, он отправляется на вводный инструктаж по охране труда и приходит в цех на собеседование. Это важный этап вовлечения работника в систему управления охраной труда.
Руководитель рассказывает о рисках, которые есть в цехе, кардинальных требованиях безопасности, приводит примеры из практики. Цель беседы — не запугать, а показать важность соблюдения правил безопасности и ценность человеческой жизни: «За твою безопасность отвечаешь ты сам! Мы поможем, мы будем сопровождать. Твоя задача — прийти на работу здоровым и таким же уйти домой».
Иногда на раскомандировках спрашиваю коллег, что нужно сделать с точки зрения безопасности, чтобы они смогли привести к нам работать своего ребенка. И тут люди начинают серьезно задумываться: «Готов ли я поставить в такую же ситуацию своего близкого?». В этот момент запускается переосмысление, эмоциональный аспект — мощный инструмент воздействия на поведение. Стараюсь личным примером показывать сотрудникам важность безопасного поведения. Когда ввели обязательное ношение подбородочного ремня, то в самом начале встретили сопротивление со стороны коллег. Однако, показав на собственном примере правильное использование, удалось изменить отношение.
В цехе мы решили оттолкнуться от основных рисков. Запустили проект с датчиками ограничения скорости на погрузчики, которые блокируют педаль газа и не позволяют водителю превышать скорость, установили механизмы ограничения входа в опасную зону, систему видеонаблюдения, чтобы снизить риск воздействия вращающегося и движущегося оборудования. Реализуем и административные мероприятия. Во всех проектах помогают специалисты по охране труда — они наши партнеры, которые обучают новым инструментам и контролируют их применение.
Часто приходится сталкиваться с убеждением, что нарушение правил, неоправданный риск и пренебрежение собственной жизнью — это национальные черты наших работников, изменить которые практически невозможно. Однако мы видим на практике, как работники переходят от пренебрежения безопасностью к осознанному поведению и высокому уровню ответственности за свои действия. Опыт показывает, что построить прогрессивную культуру безопасности — вполне реалистичная задача. Этого не добиться быстро, это требует большой системной работы, но приложенные усилия совершенно точно приведут к зримым и измеримым результатам.
Система безопасности — это пирамида, в основании которой лежит личная ответственность. Это то, насколько работник понимает и готов отвечать за свои действия.
Денис Гаев, начальник рельсобалочного цеха ЕВРАЗ НТМК
«Выгоднее работать безопасно, коллега!»
С октября прошлого года в нашем подразделении началась трансформация системы управления охраной труда. Задача нового подхода — вовлечь каждого работника в вопросы безопасности и сфокусировать взгляд на выявлении рисков на рабочих местах, которые могут привести к тяжелым и смертельным травмам. Каждый сотрудник — от рабочего и до начальника цеха — должен знать и выполнять свою роль в обеспечении безопасности.
Подход новый, непривычный, основанный как на мотивации работников за проактивное поведение, так и на контроле за выполнением должностных требований. Важно было донести его до коллектива и убедить, потому что люди по природе своей консервативны. Перед стартом трансформации мы провели несколько собраний, чтобы каждому объяснить: это нужно не компании, это нужно тебе лично, чтобы ты после смены вернулся домой живым и здоровым.
На данный момент, по моим наблюдениям, примерно 70% коллектива прониклись, перестроились и работают по-новому. Руководители при проведении сменно-встречных собраний разбирают с рабочими риски, присущие их участкам, и барьеры (меры безопасности), которые необходимо применять и контролировать их работоспособность, чтобы риск не реализовался. Представители рабочих профессий постепенно осознают важность поддерживать безопасные условия на своем рабочем пространстве. Постоянно задают себе ключевой вопрос: «Что может пойти не так при выполнении определенной операции?», находят и устраняют риски.
Хочется отдельно отметить новый инструмент — тепловую карту. В режиме реального времени любой руководитель может наблюдать, какие опасности повлияли на нагрев зоны в цехе и чем они вызваны, отслеживать сроки выполнения мероприятий по рискам, планировать работы повышенной опасности с учетом критичных мест, количества технологического и ремонтного персонала, брать на контроль места совмещенных работ, предпринимать дополнительные меры безопасности, исходя из всех этих данных.
Что делаем с теми, кто еще не вовлечен? Убеждаем. Встречаемся лично — я, мои заместители, мастера — и рассказываем о конкретных примерах: вот твой коллега выявил красный риск, его устранили, таким образом человек предотвратил потенциальные травмы, потому что был неравнодушен. Объясняем, что план нельзя выполнять любой ценой, это даже с экономической точки зрения не оправдано, ведь произойдет несчастный случай — работу остановят. Порой оборудование стоит до окончания расследования, продукцию не производит, а если план не выполним — откуда премия? Так что выгоднее работать безопасно, коллега!
На производстве всегда была важна роль специалиста по охране труда, сейчас она тоже трансформируется. Прежде он работал так: пришел с проверкой, выявил нарушения, составил акт, выдал предписание, мы собирали объяснительные и лишали премии нарушителей. Сейчас он ориентирован на то, чтобы помочь, а не наказать, старается подсказать, объяснить: «Вот тут у вас потенциальный риск. Давайте вместе подумаем, что с этим можно сделать и как предотвратить потенциальные происшествия». После посещения собраний или прямо на рабочих местах специалист по охране труда дает обратную связь работникам и мастерам о том, что получилось отлично, а над чем еще надо поработать.
В итоге люди действительно начали смотреть по-другому на свою работу. Например, раньше не обращали внимание, а тут вдруг заметили: у нас роликоправильная машина по всему периметру была не огорожена. Это свободный доступ к движущемуся оборудованию — потенциальный риск! Сделали ограждение с калиткой.
Я не раз слышал мнение, что наш человек полагается на русское авось и поэтому беспечно относится к своей безопасности. Не стану делать глобальные выводы, но на примере своего подразделения скажу: если люди видят, что их безопасность не безразлична руководству, если ведется системная работа по организации безопасного рабочего пространства и общей культуры труда, то это приносит результаты. Важен именно системный подход на всех уровнях и личный пример руководителей.
Максим Иванов, мастер ЕВРАЗ Ванадий Тулы
«Невнимание к деталям может сыграть с работником злую шутку»
Максим Иванов работает в ЕВРАЗ-е с 2021 года. Устроился обычным электромонтером, но очень скоро был переведен в мастера по ремонту оборудования СГЭ. Высокая оценка от руководства поставлена ему в том числе и за успешную работу в области ОТ и ПБ.
Вопрос — с чего начать раскомандировку утром перед сменой — даже не возникает. Максим Иванов, мастер по ремонту оборудования службы главного энергетика ЕВРАЗ Ванадий Тулы, любое дело начинает с пятиминутки безопасности. Это вошло в привычку, причем не только на работе, но и дома — всех в семье приучил оценивать риски.
Первое, о чем напоминаю своим ребятам (а их у меня две бригады) — это средства индивидуальной защиты. В рабочей суматохе некоторые могут не надеть респиратор, защитные очки или перчатки. В моем подразделении тоже бывало такое, но крайне редко и то — по забывчивости. Второе, конечно, аккуратность при ношении спецодежды. Кажется, мелочь — пуговица не застегнута, или дырка протерлась, а невнимание к деталям может сыграть с сотрудником злую шутку, поэтому за опрятностью работников на производстве строго следим.
Затем проверяем исправность инструментов, приводим в порядок рабочие места. Это не дотошность, как считают многие, это своего рода культура безопасности — быть внимательным к себе и своим коллегам, заботиться об их комфорте и безопасности труда. Служба энергетика и промышленная безопасность неразделимы, все работы с электрикой должны проводиться в строгом соответствии с требованиями охраны труда и промышленной безопасности.
Как привить культуру безопасного поведения? Я считаю, только личным примером. Если мастер не будет соответствовать тому, о чем говорит, люди тут же поймут, что все дозволено и охрана труда — это только слова. Поэтому на мне лежит огромная ответственность. Стараюсь всегда быть чуточку лучше, дисциплинированнее даже для самого себя, чтобы подавать соответствующий пример другим.
И с командой повезло: все ребята прислушиваются к моим словам. Конечно, не сразу прониклись пониманием к довольно строгим требованиям охраны труда и промышленной безопасности, но человеческое доверие, постоянные диалоги, даже дискуссии на собраниях дали результат. Сегодня в рабочих моментах могут возникнуть разногласия, но в вопросах безопасности все едины. Еще и коллег из других подразделений подстегиваем.
Наша служба отвечает не только за исправность электрического оборудования цехов, но и всего кранового хозяйства ЕВРАЗ Ванадий Тулы. А там совсем другие риски — работа трудятся на высоте, есть перенос тяжелых грузов. Мы добавляем много простых, но действенных практик, чтобы сделать процессы безопасными для коллектива. Например, на днях внедрили бесконтактный способ включения мостовых кранов: обычные ключи заменили на электронные чипы. В кабину крана доступ посторонних лиц исключен, потому что подобрать ключ или открыть другим чипом замок невозможно. Это еще одна наша маленькая победа, плюс в копилку культуры безопасности ЕВРАЗ Ванадий Тулы.
Дмитрий Михайлович Сосновский, начальник Лихоборского подразделения московского учебного центра ОАО «РЖД»
«Недопустимо тому же мастеру или бригадиру требовать от подчиненных того, что сам не выполняешь»
Я считаю, что охрана труда начинается с низов. Один из самых немаловажных, а может быть и самых значимых моментов — внедрение культуры безопасности при помощи личного примера. Мы все прекрасно понимаем, что недопустимо тому же мастеру или бригадиру требовать от подчиненных того, что сам не выполняешь. Это должно идти красной линией через весь процесс организации труда.
В свое время наша компания использовала нестандартные методы и подходы к соблюдению правил, иногда даже перенимала опыт у приглашенных фирм. Специалисты по охране труда были в цеху, где могут быть подвешены грузы, где есть опасные места, где идет движение подвижного состава, там они наблюдали, куда падает взгляд работника, и именно в эти места размещали предупреждающие знаки и таблички о безопасности.
Есть и такой инструмент — рабочая группа, когда коллеги смежных служб участвуют в процессе создания безопасной среды. Также у нас часто применяется цветовая разбивка цехов на зоны. В разные цвета окрашиваются напольные покрытия: зеленая зона — безопасная, желтая зона — значит, здесь подстерегает опасность, например, движется подвижной состав, и не каждый имеет доступ в эту зону. Красная зона несет непосредственную опасность, это может быть расцепка подвижного состава, туда вход только со средствами индивидуальной защиты, и не все в эту зону могут входить.
У нас действует система «Человек на пути», потому что место, где движется подвижной состав, является самым опасным. Поезд движется, а параллельно может происходить ремонт железнодорожной сети. Если машинист поезда выявил, что работники пути не соблюдают требования безопасности, не отошли вовремя в сторону или на них отсутствуют СИЗ, то он докладывает дежурному по станции, делает запись, и эта информация попадает непосредственно на предприятие, где могут принять моментальные меры по устранению всех замечаний. Для нас это сигнал о том, что ситуация может привести к смертельному или травматическому исходу.
Вспомнил показательную историю, которую часто привожу в пример, чтобы охрана трудау коллег была на осознанном уровне. Вот представьте, небольшой город, работают два друга: один — руководитель вагонного хозяйства, другой — осмотрщик вагонов. И этот осмотрщик оказался на работе в состоянии алкогольного опьянения. Маленький город, они — соседи, живут рядом и давно друг друга знают, в школе учились вместе. По правилам — отстранение от работы, увольнение, взыскание, но руководитель оставил без внимания ситуацию. Этот осмотрщик должен был проводить сцепление и расцепление вагонов, формирование состава и в какой-то момент потерял бдительность, равновесие, попал под поезд и потерял две ноги. Потом, по прошествии времени, он своему другу сказал: «Что же ты меня не отстранил? Не было бы работы, но были бы ноги».
У нас на железной дороге есть неофициальная пословица: «жалость порождает беду». К сожалению, это правда. Каждый должен отдавать себе отчет о своих действиях, потому что вопрос сохранения жизни в первую очередь.
Сергей Васильевич Ананьев, начальник участка ОАО «РЖД»
«Все правила и памятки ты прочитал и забыл, а когда примеры из жизни рассказывают, когда ты на своем опыте можешь прочувствовать риски, то совсем иначе воспринимаешь вопросы безопасности»
С 1 февраля 2023 года я занимаю должность начальника участка. До этого работал бригадиром непосредственно на железнодорожных путях. Мы занимались текущим содержанием пути: замена дефектных шпал и скреплений, выправка пути в плане и по уровню, обеспечение исправного состояния земляного полотна.
Наша работа связана с движением поездов, поэтому риск в ней всегда присутствует, ведь поезд движется на большой скорости. Зимой необходимо заранее подготовить лопатами места, куда можно уйти во время прохода поезда, летом занимаемся и покосом растительности, и валкой деревьев бензопилой, это трудоемкая и тяжелая работа.
В жару, конечно, некомфортно носить средства индивидуальной защиты, многим хочется их снять, но нельзя. Нужно терпеть дискомфорт, потому что здоровье дороже, особенно важно в нашей работе защищать глаза и ноги. Я знаю на личном опыте, что спецобувь действительно спасает ноги работникам, потому что в случае, если вдруг рельс упадет на стопу, все может закончиться серьезной травмой. Ботинки летом носить дискомфортно, жарко, но без этого вам не дадут даже приступить к работе. Если работники пришли в кроссовках, то не допускаем.
У нас слаженный и дружный коллектив, поэтому проблем с общением и взаимопониманием нет. В качестве бригадира я всегда старался донести до коллектива правила охраны труда, часто объяснял по несколько раз, особенно молодым работникам приходилось на чужом горьком опыте рассказывать о том, насколько большие риски есть в нашей работе.
Считаю, что крайне важно, чтобы вопросы безопасности и охраны труда шли не только от руководства, но и снизу — на уровне самих работников. Все правила и памятки, которые присылают в мессенджеры, ты прочитал и забыл, а когда примеры из жизни рассказывают, когда ты на своем опыте можешь прочувствовать риски, когда лицом к лицу видишь возможные угрозы, то совсем иначе воспринимаешь вопросы безопасности и сразу находишь нужные слова, чтобы донести до бригады ценности и важность соблюдения требований охраны труда.
Артем Олегович Храмов, начальник цеха отделки и отгрузки металла (ЦООМ), производство трубного проката «Северсталь»
«К каждому есть свой подход, но для этого нужно найти время, чтобы пообщаться, выслушать и дать обратную связь»
Я стараюсь каждый инструмент культуры безопасности адаптировать к своему цеху и работаю над повышением вовлеченности коллег в применении их на практике, тем самым повышая культуру безопасности. Вместе у нас обязательно получится достичь основной цели — свести смертельный травматизм к нулю.
В любом случае для меня это дополнительная нагрузка и вывод сотрудника из зоны комфорта. Как начальник цеха, я не допускаю халатного отношения сотрудников к базовым правилам безопасности, спасающим жизнь, которые были введены в компании.
Перед каждой сменой сотрудник в обязательном порядке должен пройти «предсменный экзаменатор», ответить на вопросы по безопасности. Также сотрудник проходит оценку критических барьеров безопасности на своем подшефном участке по наиболее выраженным смертельным рискам. Ранее просматривалось формальное отношение персонала к оценке барьеров безопасности, сейчас я усилил контроль. Мы сфокусировали оценку осмотров по камерам видеонаблюдения, составили график осмотров и выборочно проверяем их качество.
Для меня важно на примерах, извлеченных из прошлого уроков, проговаривать все возможные риски и отрабатывать их на опережение и предупреждение.
За годы работы я понял, что плохих людей нет, а есть некачественные условия труда, иногда у работников нет полного понимания ситуации и всех рисков. К каждому человеку можно подобрать ключик, к каждому есть свой подход, но для этого необходимо найти время, чтобы пообщаться, выслушать и дать обратную связь. Тогда сотрудник сам расскажет, в чем возникают сложности, проблемы, и подскажет пути их решения. И, конечно же, руководитель должен быть человеком слова: сказал — сделал.
Тупицин Алексей Владимирович, мастер цеха подготовки и перекачки нефти и газа, «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга»
«Остановись! Подумай! Сделай!»
При подготовке сотрудников к выполнению производственных задач я лично должен убедиться в том, что работник полностью понял заданную цель и хорошо понимает риски, связанные с производственной деятельностью.
Инструктаж перед началом работ помогает сокращать количество потенциальных производственных ошибок, его ценность в том, что он проводится не формально, а в живом диалоге и с разбором реальных кейсов.
«Остановись! Подумай! Сделай!» — ключевые слова, которыми мы руководствуемся. Каждый из нас имеет право на приостановку работы при возникновении угрозы жизни и здоровью. На промысле мы также соблюдаем 12 жизненно важных правил, направленных на предотвращение аварийных ситуаций, и придерживаемся концепции «нулевого травматизма» — Vision Zero. Ведь наравне с достижением производственных целей ценность человеческой жизни и защита уникальной экосистемы Харьяги — являются такими же важными приоритетами для компании, поэтому фокус внимания работников направлен именно на это.
Регулярно мы получаем так называемые «молнии» — информационные бюллетени с анализом аварий в других компаниях нефтегазовой отрасли, что является мотивацией для предупреждения и пресечения происшествий на нашем производстве.
На главной аллее Харьягинского месторождения установлены плакаты с детскими рисунками на тему промышленной безопасности и охраны труда. Их авторы — дети работников. Это сделано специально, чтобы, проходя рядом, вахтовики помнили о соблюдении важных правил, ведь дома их очень ждут.
Напишите, пожалуйста