Образование и возможности молодого специалиста по охране труда

В современном обществе все больше внимания уделяется воспитанию будущих кадров. Начиная со школы, крупные компании профориентируют талантливых ребят, а затем направляют их в специализированные ведущие вузы. За последние 7-10 лет для молодежи открылись новые горизонты развития, что положительно сказывается как на самореализации студентов и молодых специалистов, так и на развитии организаций государственного и частного сектора.

30.11.23
575

Cодержание статьи

    Екатерина Вычегжанина
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Материал подготовлен в партнерстве с Фондом Росконгресс и Минтрудом России для журнала «ВНОТ».

    EcoStandard.journal — генеральный информационный партнер ВНОТ-2023.

    Альма-матер специалистов по охране труда: высшее образование сегодня

    «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (или их устранение) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками» — именно так профессиональный стандарт в настоящее время трактует цель работы СОТа. Стоит отметить, что в современной концепции развития общества все больше внимания уделяется объединению образования и реального сектора экономики, который требует наличия у работника не только узких профессиональных, но и так называемых мягких навыков в социальной среде:

    • коммуникации;
    • умения решать проблемы;
    • нестандартного мышления;
    • работы в команде.

    Именно эти навыки уже отмечены в универсальных компетенциях для выпускников бакалавриата направления «Техносферная безопасность» действующего образовательного стандарта.

    При этом профессиональный стандарт закрепляет такие профессиональные функции специалиста по охране труда, как:

    1) Обеспечение функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) в организации

    Данная функция включает в себя не только требование знания нормативной законодательной документации и оперирование ею, выполнение необходимых требований, но и организации мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков, сбора, обработки и передачи информации по вопросам условий и охраны труда, содействия обеспечению СУОТ.

    2) Планирование, разработка и совершенствование СУОТ и оценки профессиональных рисков

    Включает в себя, кроме формулирования целей и задач, подготовку предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда и оценки профессиональных рисков.

    3) Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования СУОТ

    Эта функция закрепляет не только анализ мероприятий СУОТ и оценку их эффективности, но и консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков.

    4) Стратегическое управление профессиональными рисками в организации

    Включает в себя разработку, внедрение и контроль выполнения методик управления стратегическими рисками, координацию и консультирование по вопросам внедрения системы управления рисками, а также контроль эффективности внедренных решений.

    Говоря о федеральном государственном образовательном стандарте, следует отметить, что для бакалавра техносферной безопасности есть как общепрофессиональные компетенции, которые закреплены во ФГОСе, так и профессиональные компетенции, которые каждый вуз самостоятельно прописывает в своей образовательной программе на основании функционала специалиста, отмеченного в профессиональном стандарте.

    При этом сами студенты отмечают, что изначально система образования по направлению «Техносферная безопасность» готовит общепрофильных специалистов. Получая образование год за годом, они касаются разных направлений: экологии, охраны труда, промышленной безопасности.

    Опрос EcoStandard.journal о направлении охраны труда среди студентов и молодых специалистов в области охраны труда показал, что 100% опрошенных приобретали знания нормативной документации уже непосредственно на работе.

    Это связано с тем, что первая ступень высшего образования призвана дать именно базовое понимание производственных процессов, сделать из школьников, в первую очередь, инженеров, а потом уже специалистов по охране труда или экологов. При этом нельзя забывать, что направление подготовки «Техносферная безопасность», тем более бакалавриата, — довольно широкое. И даже определенный профиль (например, экология и промышленная безопасность в МГТУ им. Баумана) имеет пул общих инженерных специальностей как для формирования критического мышления будущего специалиста, так и для возможности выбора дальнейшей профессиональной деятельности.

    Согласно данным опроса EcoStandard.journal, около 80% молодых специалистов не знали, что найдут себя в охране труда, а из студентов, получающих первое образование, около 25% изначально выбрали этот профиль из-за желания заниматься экологическими вопросами. При этом, как показало исследование, учащиеся начинают понимать, какая сфера им интересна, после прохождения разнопрофильных практик, то есть в основном на 4 курсе обучения или по окончании бакалавриата.

    Выпускники техносферной безопасности, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность в таких сферах как:

    • противопожарная профилактика;
    • предупреждение и тушение пожаров;
    • охрана труда;
    • экологическая безопасность;
    • защита в чрезвычайных ситуациях;
    • обращение с отходами;
    • водоочистка и водоподготовка;
    • природоохранные (экологические) технологии;
    • водоснабжение и водоотведение;
    • утилизация и обезвреживание разных видов отходов;
    • средозащитные технологии.

    Для студентов, уже определившихся со своей сферой деятельности, есть более специализированные магистерские программы. И если говорить про тенденции перехода к цифровым решениям в охране труда, то самая актуальная программа, не имеющая аналогов среди других вузов, — «Цифровой инжиниринг в техносферной безопасности», реализуемая одновременно в двух университетах: НИЯУ МИФИ и АГПС МЧС. То есть обучение происходит на базе технологических возможностей двух вузов.

    Программа направлена именно на управление профессиональными рисками: разработку превентивных мер на основании цифрового анализа текущих производственных процессов. Она имеет узкий профиль, поэтому образование дается либо под целевые группы, либо 10 студентам на платной основе.

    Направление дает возможность получить уникальные и востребованные на рынке труда компетенции, которые высоко ценятся сегодня, в эпоху перехода всех сфер в цифровое пространство.

    Проведенный опрос EcoStandard.journal также показал, что большинство студентов и молодых специалистов в сфере охраны труда в процессе учебы и приобретения практических навыков на работе находят свое призвание в жизни.

    Я думаю, что сейчас сфера охраны труда начала набирать обороты, ценность труда растет, в компаниях стараются ориентироваться на безопасность сотрудников.

    Я шла в охрану труда, так как есть желание сделать мир лучше, чтобы все люди были живы и здоровы.

    Евгения Будникова
    Специалист по охране труда 2 категории с опытом работы 1,5 года

    Сфера охраны труда достаточно интересна и актуальна сегодня.

    Я вижу себя в ней именно в формате реализации помощи людям, например, в направлении аудита или расследования несчастных случаев, а не только в виде выполнения сухой работы с документацией.

    Олег Галушко
    Студент 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

    Успешные практики взаимодействия работодателей и молодых специалистов

    За последние 5 лет система высшего образования начала переориентироваться на запросы работодателей. С 2019 года действует новый формат выпускной квалификационной работы «Стартап как диплом». В формате защиты такого диплома обязательно присутствие потенциального работодателя.

    При этом сегодня крупные компании самостоятельно подбирают себе специалистов в ведущих вузах, а также готовят кадровый резерв посредством специального обучения, конкурсов и грантовой поддержки.

    Подготовка СОТа, начиная с университета

    Одним из ярких примеров является проект «Зеленый свет». Это программа, направленная на выявление талантливой молодежи с помощью конкурса проектов на предложенную или выбранную студентом тему сферы охраны труда, экологии или промышленной безопасности.

    Уже на первом этапе, после подачи заявки, студенты посещают практики от топ-экспертов, партнеров проекта, а также принимают участие в деловых играх и челленджах. Такие способы позволяют обеспечить получение практических знаний и их эффективное интерактивное закрепление. Следующим этапом является работа в сформированной команде под руководством наставника, цель которого — привести ребят к практической реализации собственного проекта.

    Только после всех этапов обучения и получения практических навыков у ребят начинается конкурсный этап полуфинала и финала Лаборатории проектных решений «Зеленый свет».

    Взаимодействие со школьниками от компании Герофарм

    В настоящее время намечена тенденция развития кадрового потенциала, начиная со школы. Например, фармацевтическая компания ООО «Герофарм» запустила с 2023 года школу наставничества, в рамках которой школьников погружают в профессиональную среду. С марта по сентябрь программа подразумевает:

    • обучение у опытного фандрайзера;
    • разработку собственных социальных проектов под личным руководством советников и экспертов из сферы бизнеса, науки и образования, НКО и органов государственной власти федерального уровня;
    • поиск команды и работу среди единомышленников из числа сверстников и сложившихся специалистов.

    Итогом такой Школы станет публичная защита каждым старшеклассником собственных проработанных социальных проектов. В компании ожидают, что все инициативы смогут найти поддержку и в ближайшем будущем получат практическую реализацию.

    Возможности развития в государственных структурах

    Еще одним важным примером взаимодействия работодателя и молодых специалистов является организация стажировок от Правительства Москвы. Сегодня именно государственная структура занимается взращиванием будущих государственных деятелей в департаментах Москвы. Стажеров активно поддерживают в реализации их идей, учат оформлению документов и отчетов, дают навык генерации новых мер совершенствования государственной структуры.

    Студент проходит несколько этапов — от конкурсного отбора и изучения структуры Правительства, приоритетных направлений развития профильного Департамента до защиты своего проекта на чемпионате и трудоустройства. Отбор ведется по 7 направлениям стажировок:

    1. IT-город;
    2. медийный город;
    3. социальный город;
    4. комфортная городская среда;
    5. правовое пространство;
    6. городская экономика;
    7. HR-город.

    При этом студенты, обучавшиеся по направлению «Техносферная безопасность», с легкостью смогут найти себя в треке «социальный город», так как именно он дает возможность погрузиться в специфику работы Департамента труда и социальной защиты населения.

    30.11.23
    575
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста