
Понятие экологического образования в России закреплено в нескольких официальных документах:
- Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС);
- распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года»;
- Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Однако данные нормы являются рекомендательными. Сегодня школы могут вводить экологию в качестве самостоятельного предмета, однако в большинстве образовательных учреждений экологическая грамотность преподается через смежные предметы (биология, география, химия) и внеклассную деятельность и не всегда учитывает широкий комплекс знаний о влиянии природных процессов и деятельности человека на состояние окружающей среды.
Аналитический центр НАФИ совместно с коммуникационным агентством LikePR выяснили, как россияне оценивают свой текущий уровень экологической грамотности и как относятся к необходимости формировать релевантные навыки и знания в рамках обучения в школе.
Оценка россиянами собственного уровня экологической грамотности
Большинство россиян оценивают свой уровень экологической грамотности как средний (76%). Каждый пятый (20%) считает, что обладает высоким уровнем знаний по вопросам окружающей среды. Низко свои знания в сфере экологии оценивают 4% опрошенных.
Что касается осведомленности по отдельным вопросам, то лучше всего россияне разбираются в том, как деятельность человека или природные процессы влияют на состояние окружающей среды. Высокий уровень знаний по этим вопросам демонстрируют 61% и 47% опрошенных соответственно.
Осведомленность о других экологических аспектах несколько ниже:
- как снизить негативное влияние человеческой жизнедеятельности на состояние окружающей среды хорошо знают 44% россиян;
- какие экологические проблемы наиболее актуальны для нашего государства — 43%;
- какие современные экологические проблемы требуют решения на международном глобальном уровне — 42%.
Отношение к введению экологической грамотности в школе
Большинство россиян (77%) уверены, что обучение основам экологической грамотности должно быть комплексно включено в школьную программу. Чаще такое мнение разделяют жители Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (83%), люди с хорошим материальным достатком (81%), женщины (80% против 74% мужчин), а также опрошенные в возрасте 45 лет и старше (80%).
6% россиян считают, что преподаваемых сегодня в рамках школьной программы экологических знаний достаточно. Больше всего противников расширения подобной образовательной информации среди молодежи от 25 до 34 лет (9%), мужчин (8% против 4% женщин), людей без высшего образования (7%) и с плохим материальным положением (10%).
Поддержка системного обучения экологической грамотности напрямую зависит от того, насколько человек сам подкован в вопросах сохранения окружающей среды. Чем выше респондент оценивает собственные знания — тем чаще он выступает за то, что экологию нужно изучать в школе более детально, и наоборот. Так, среди тех, кто заявляет о высоком уровне собственных знаний, 92% поддерживают расширение программы по экологии в школе. Доля сторонников этой инициативы среди россиян с низким уровнем экологических знаний почти в 2 раза ниже — 47%.
Итоги исследования показывают, что необходимость уже с раннего детства развивать устойчивые знания и навыки в сфере экологии и защиты окружающей среды лучше всего осознают россияне старше 45 лет. При этом осведомленность об актуальных экологических проблемах России и мира характерна чаще всего для молодежи. Но именно эта группа населения — завтрашние взрослые — наиболее внимательно следят за ESG-инициативами бизнеса. А значит компаниям при долгосрочном планировании следует уже сейчас формировать новую модель отношений со своими клиентами, ориентированными на экологически ответственное потребление.
Анна ПузыренкоЛидер практики ESG-коммуникации, основатель коммуникационного агентства LikePR
Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в марте 2023 года. Опрошены 1600 человек. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
Напишите, пожалуйста