В сентябре 2022 года заработал реестр углеродных единиц как один из механизмов сокращения выбросов парниковых газов компаний в рамках стратегии низкоуглеродного развития России. Что послужило предпосылками создания рынка, на каком этапе формирования он находится на данный момент, как стать его участником, какой опыт накоплен и какие меры предпринимаются, чтобы упростить операции в реестре углеродных единиц — рассказываем в статье.

15.06.23

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    История создания

    В конце 2021 года утверждена стратегия социально-экономического развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Согласно этому документу, к середине века эмиссию ПГ планируется сократить на 60% от уровня 2019 года и на 80% от уровня 1990 года. Сохраняя экономический рост на протяжении всего периода реализации стратегии, правительство поставило цель к 2060 году достичь углеродной нейтральности.

    Для достижения целей данных международных договоров и федеральной стратегии в России осуществляется климатическая политика, принимаются меры по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения, в том числе посредством создания условий для реализации добровольных проектов по сокращению, улавливанию и захоронению выбросов парниковых газов или увеличению их абсорбции поглотителями.

    Углеродный рынок представляет собой механизм финансирования проектов и технологий, которые способствуют митигации изменения климата, но нерентабельны в отсутствие монетизации их климатического эффекта. Иными словами, в качестве товара выступают результаты идей и усилий исполнителей климатических проектов. Поскольку этот товар невещественный, основные сложности — обеспечение конкретных, понятных, достаточно жестких, но вместе с тем выполнимых правил для исполнителей, введение системы гарантий их добросовестности, а также удобной инфраструктуры для покупателей.

    Евгений Хилинский
    Вице-президент – начальник центра по внедрению принципов устойчивого развития Газпромбанка

    Законодательно Россия утвердила использование этого инструмента достижения углеродной нейтральности федеральным законом от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».

    Принцип действия данного рынка заключается в создании нового вида товара — углеродных единиц. Они образуются при сокращении предприятием выбросов парниковых газов на тонну эквивалента углекислого газа. Углеродные единицы могут приобретать компании, которые на данный момент не способны модернизировать производство или реализовать другой климатический проект. Таким образом создается система финансовой поддержки климатических проектов.

    Существуют обязательные и добровольные формы рынков углеродных единиц:

    В России обязательный рынок пока формируется только в рамках эксперимента по ограничению выбросов на Сахалине. Первые торги пройдут в 2025 году, и пока не ожидается, что объемы будут высокими. Добровольный рынок также находится на стадии становления, но предполагается, что торги по нему начнутся раньше. Этот рынок имеет значительный потенциал предложения, который, однако, еще только предстоит реализовать.

    Евгений Хилинский
    Вице-президент – начальник центра по внедрению принципов устойчивого развития Газпромбанка

    Мировой опыт

    Глобальный рынок обращения углеродных единиц начал формироваться в 2005 году с вступлением в силу Киотского протокола, который предусматривал для стран, принявших количественные обязательства по ограничению (сокращению) выбросов парниковых газов, следующие механизмы:

    1. торговля выбросами парниковых газов (статья 17 Киотского протокола);
    2. механизм чистого развития, позволяющий участвовать в осуществлении климатических проектов в развивающихся странах и приобретать полученные в результате этих проектов углеродные единицы в счет выполнения своих обязательств по ограничению (сокращению) выбросов парниковых газов (статья 12 Киотского протокола);
    3. совместное осуществление, заключающееся в реализации климатических проектов с последующей передачей и приобретением полученных в результате этих проектов углеродных единиц между странами, принявшими количественные обязательства по ограничению (сокращению) выбросов парниковых газов (статья 6 Киотского протокола).

    Начиная с 2006 года, по механизмам Киотского протокола на международном уровне в рамках добровольных углеродных рынков введено в обращение около 3 млрд углеродных единиц, в том числе более 2 млрд углеродных единиц по механизму чистого развития, и около 0,9 миллиардов углеродных единиц в рамках совместного осуществления.

    Другой инструмент снижения выбросов ПГ — углеродное регулирование а рамках системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (далее — СТК). Это обязательный рыночный инструмент сокращения выбросов парниковых газов, работающий по принципу ограничения и торговли в рамках определенных юрисдикций:

    1. правительство устанавливает верхний пороговый уровень общего объема выбросов в одном или нескольких секторах экономики (принцип «ограничения»);
    2. компании в данных секторах должны обладать разрешением на каждую тонну своих выбросов ПГ. Эти разрешения можно получить бесплатно или купить у государства и компаний, выпустивших углеродные единицы за счет сокращения собственных выбросов или реализации климатического проекта (принцип «торговли»).

    СТК в Азии как основном рынке для российской продукции в текущих условиях все еще формируются, проходят последующие фазы развития, корректируются новыми параметрами углеродного регулирования. Так как в большинстве стран региона формирование рынка углерода входит в официальные национальные и отраслевые стратегии развития, можно ожидать, что развитие СТК продолжится с нарастающим темпом и инвестициями.

    В целом наблюдается постепенный подход к внедрению инструментов углеродного регулирования. Прежде чем развертывать национальные системы, некоторые страны продолжительное время прорабатывают правовые и технические аспекты создания СТК с помощью пилотных проектов, ограниченных по срокам действия или по регионам внедрения.

    Сахалинский эксперимент как прототип углеродного рынка

    В России только зарождается регулируемый углеродный рынок, прототипом которого станет Сахалинский эксперимент. Его цель — достичь углеродной нейтральности региона к 2025 году. Ожидаемый результат, помимо достижения углеродной нейтральности, — разработка конкретной и применимой на практике системы торговли выбросами, которую получится масштабировать на другие регионы.

    На Сахалине предприятия, которые не могут соблюсти установленные квоты на выбросы, имеют право поступить двумя способами:

    1. приобрести недостающие углеродные единицы у климатических проектов;
    2. заплатить в бюджет штраф за каждую тонну CO2-экв. сверх нормы. Цена — 1 тыс. руб. за углеродную единицу.

    Эксперимент продлится до конца 2028 года, а его начало было приурочено к старту работы механизма рынка углеродных единиц, который запущен с 1 сентября 2022 года.

    Климатические проекты и углеродные единицы

    Климатический проект — комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов. Чтобы считаться климатическим, проект должен соответствовать также следующим критериям:

    • не противоречить федеральному и региональному законодательству, на территории которого реализуется проект, и осуществляться в соответствии с документами национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов;
    • не приводить к увеличению выбросов парниковых газов или снижению уровня их поглощения за пределами проекта;
    • быть дополнительным по отношению к мероприятиям, направленным на выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязательных требований, действующих по состоянию на начало реализации проекта;
    • не быть следствием сокращения производства;
    • сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов и (или) увеличение их поглощения в течение срока реализации проекта не является результатом влияния факторов, не связанных с мероприятиями проекта.

    К климатическим проектам относятся проекты в области низкоуглеродной энергетики, экономии ресурсов, эффективного обращения с отходами, устойчивого сельского хозяйства, а также лесовосстановительные проекты. Результаты климатического проекта обязательно верифицируются.

    В результате реализации климатических проектов образуются углеродные единицы, исчисляемые в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа. Список проектов, углеродные единицы по которым зарегистрированы в реестре, можно найти на специальном разделе сайта оператора реестра.

    Участники углеродного рынка могут регистрировать климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить сделки с ними. Оператором реестра углеродных единиц выступает АО «Контур», действующий при поддержке Газпромбанка и Московской Биржи.

    Возможности и риски климатических проектов для российских компаний

    Россия обладает значительным потенциалом выпуска углеродных единиц. Для организации формирующийся углеродный рынок может стать дополнительной возможностью монетизации проектов декарбонизации. При этом Россия имеет большой потенциал в реализации как природных, так и технологических климатических проектов. По разным оценкам, в ближайшие несколько лет их объем может составить 1,5-10 миллионов углеродных единиц. Данный механизм считается экономически оправданным, он интересен многим компаниям, которые озабочены сокращением своего углеродного следа и модернизацией производства.

    Также существуют перспективы торговли углеродными единицами с другими странами, которые на данном этапе могут развиваться в двух направлениях.

    Первое — это торговля в рамках Парижского соглашения. Статья 6 Парижского соглашения предусматривает различные механизмы, которые предполагают в том числе участие на уровне государств. Страны, которые являются покупателями или продавцами углеродных активов по 6 Статье, должны будут делать соответствующие корректировки в рамках своих обязательств по Парижскому соглашению — определяемому на национальном уровне вкладу (далее — ОНУВ). И хотя на данном этапе это юридически не зафиксировано, амбициозность ОНУВ, вероятно, будет важным фактором в определении спроса на такие углеродные единицы.

    Второе направление — торговля на уровне компаний в рамках текущих механизмов добровольного рынка. Спрос и предложение на эти инструменты определяются строгостью критериев климатических проектов и качеством верификации углеродных единиц.

    Евгений Хилинский
    Вице-президент – начальник центра по внедрению принципов устойчивого развития Газпромбанка

    Среди возможностей и рисков развития климатических проектов для российских компаний выделяют следующие:

    Подробнее о климатических проектах рассказали в нашей статье.

    Правила работы с реестром углеродных единиц

    Выпустить в рыночное обращение углеродные единицы могут как юридические, так и физические лица, реализовавшие проекты по снижению выбросов CO2, например, повышающий энергоэффективность оборудования, проекты по высадке и восстановлению лесов, устойчивому и экологичному сельскому хозяйству и другие, прошедшие верификацию со стороны компаний, уполномоченных на это Росаккредитацией.

    Регистрация проекта может быть проведена в реестре углеродных единиц до его непосредственной реализации. Для регистрации климатического проекта в реестре углеродных единиц необходимо:

    1. заключить договор с оператором реестра углеродных единиц в личном кабинете Единого портала государственных услуг (далее — «ЕПГУ»);
    2. провести валидацию климатического проекта;
    3. в личном кабинете ЕПГУ направить заявление о регистрации климатического проекта;
    4. оплатить услугу.

    Стоимость операций в реестре углеродных единиц для юридических лиц на 15.06.2023

    С актуальными тарифами можно ознакомиться на официальном сайте реестра углеродных единиц.

    Первый опыт торгов на рынке углеродных единиц

    В начале 2022 года компанией «ДальЭнергоИнвест» был запущен первый для российского реестра климатический проект: на Сахалине установили 648 солнечных панелей мощностью 250 кВт и подключили их к энергосистеме острова. Панели заменили дизель-генераторы, что позволило сохранить в бюджете порядка 15 млн рублей и сократить выбросы парниковых газов. В планах компании — выпустить 1,8 тысяч углеродных единиц за следующие несколько лет.

    Разработкой документации проекта занимался Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО. Верификацию отчета «ДальЭнергоИнвест» проводил МГТУ им. Баумана, в ходе которой подтвердил сокращение выбросов на 96 тонн СО2-эквивалента. Это позволило зарегистрировать в России и внести в реестр первые 96 углеродных единиц, выпущенных от реализации климатического проекта.

    Так были организованы первые торги на Национальной товарной бирже (НТБ). Одним из покупателей выступила компания «СовТех Волго-Вятка», входящая в группу «Сбер». Она приобрела 10 углеродных единиц, стоимостью в 1 тысячу рублей за одну каждую.

    Оператор реестра углеродных единиц об актуальных вопросах рынка в РФ

    Реестр является ключевой частью инфраструктуры рынка углеродных единиц. Оператор будет вести регистрацию и учет климатических проектов и углеродных единиц, выпущенных исполнителями климатических проектов, а также их движения в рамках сделок на биржевом и внебиржевом рынках. Кроме того, в реестре будут учитываться единицы выполнения квот, выпускаемые в результате реализации эксперимента Сахалинской области по ограничению выбросов парниковых газов.

    Сейчас мы участвуем в уникальном процессе — становлении в России нового рынка, и это означает новые возможности для всех участников. Да, на первых этапах, ожидаемо, присутствуют сложности для участников обращения углеродных единиц, но это неизбежно в ситуации, когда формируются совершенно новые процессы и взаимосвязи. Безусловно, это новые вызовы, которые требуют поиска решений, соответствующих лучшим мировым практикам.

    Оксана Гогунская
    Генеральный директор национального оператора реестра углеродных единиц АО «Контур»

    На данный момент выявлены 3 ключевые проблемные зоны, а также выработано экспертное мнение о вариантах их разрешения.

    Первая «проблемная зона» — это отсутствие методологии для климатических проектов, что вводит в заблуждение участника при реализации климатического проекта. ГОСТ позволяет исполнителю климатического проекта определять ее самостоятельно, где возникает дилемма:

    1. использовать методологию какого-либо международного стандарта, которая уже была неоднократно опробована в мировой практике (например, методологии Механизма чистого развития);
    2. разработать ее самостоятельно, руководствуясь требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 11.05.2022 № 248 «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта», а также существующих национальных стандартов. В первом случае существует риск того, что такие методологии могли устареть или не соответствовать российскому контексту (например, технологическим или физико-географическим особенностям).

    Во втором случае существует риск того, что проект будет недостаточно качественным с точки зрения лучших практик и, как следствие, его не удастся реализовать по разумной цене.

    Решением этой дилеммы стало заключенное в феврале 2022 года соглашение между Банком ГПБ (АО) и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля» (далее — Институт). В рамках этого соглашения специалисты Института разработают методологии реализации климатических проектов, которые будут способствовать повышению качества российских углеродных единиц и повышению их конкурентоспособности. Перечень из 18 вошедших в соглашение методологий сформирован, исходя из потребностей потенциальных исполнителей климатических проектов, обратившихся в российский реестр углеродных единиц.

    Подробнее о деятельности Газпромбанка в части обращения углеродных единиц можно узнать из интервью с Евгением Хилинским, вице-президентом, начальником центра по внедрению принципов устойчивого развития Газпромбанка.

    Этот документ — старт масштабной методологической работы Реестра. В дальнейшем любой исполнитель сможет предложить свою собственную методологию для включения в базу реестра. При разработке методологий проект должен будет обязательно проходить этап общественного и экспертного обсуждения, аналогично практике, принятой в иностранных стандартах. В настоящее время АО Контур разработал процедуру такого обсуждения и разместил ее на своем сайте. Согласно положениям процедуры, все заинтересованные специалисты и эксперты смогут представить свои комментарии к проектам методологий.

    Мы надеемся, что именно эта процедура обеспечит объективность и качество разработанных документов. Первые методологии в настоящий момент проходят этот этап.

    Оксана Гогунская
    Генеральный директор национального оператора реестра углеродных единиц АО «Контур»

    Другим необходимым шагом для уверенного развития рынка углеродных единиц является снижение расходов его участников. В настоящее время в реестре зарегистрировано 4 климатических проекта. В прошлом году перед запуском рынка многие представители потенциальных исполнителей климатических проектов высказывались по вопросу высоких тарифов оператора реестра углеродных единиц. Несмотря на то, что постановлением Правительства РФ от 30.03.2022 № 518 «О порядке определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» не была зафиксирована плата за операции в реестре, а только установлен ее предельный размер, участники называли этот размер главным препятствием для развития рынка.

    Пожелания рынка были услышаны, и на период до 01 сентября 2023 года, в целях его стимулирования, установлены минимальные тарифы за операции в реестре. Например, стоимость регистрации в реестре для физических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 100 рублей.

    Министерство экономического развития РФ также оказывает поддержку деятельности по реализации климатических проектов. Например, недавно были инициированы поправки в Налоговый кодекс РФ с целью освобождения от уплаты НДС при получении услуг оператора реестра углеродных единиц и реализации углеродных единиц.

    Еще одной зоной роста для рынка углеродных единиц является допуск на него иностранных участников. Однако, здесь есть несколько сложностей: услуги реестра углеродных единиц оказываются через личный кабинет на портале госуслуг — это удобно для российских компаний и граждан, но у иностранцев не всегда есть возможность приехать в Россию и зарегистрироваться на этом портале.

    Ожидается, что в скором времени альтернативный доступ для иностранных лиц также будет предусмотрен правилами создания и ведения реестра, а также условиями типового договора между оператором и клиентами. Следующей должна появиться возможность подавать распоряжения о передаче и о зачете углеродных единиц, но эта функция требует внесения изменений в Федеральный закон «Об ограничении парниковых газов».

    15.06.23
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста