Климатическая повестка уже давно формирует контекст международных экономических отношений, поэтому руководителям компаний так важно учитывать глобальные тренды повестки при принятии внутренних решений. На основании аналитического обзора «Перспективы формирования общей климатической политики БРИКС», подготовленного You Social в марте 2024 года, разбираем, кто заинтересован в продвижении климатической повестки БРИКС, какое место форум занимает в международном контексте, как согласуются между собой актуальные климатические планы его участников и как это отражается на деятельности российских компаний.

14.08.24

Cодержание статьи

    Андрей Косько
    Ведущий консультант консалтинг-интегратора ESG You Social
    Ксения Лопаткина
    Руководитель направления Консалтинг и стратегия консалтинг-интегратора ESG You Social
    Кирилл Максимов
    Ассистент направления Консалтинг и стратегия You Social

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Интерес в продвижении климатической повестки БРИКС

    На государственном и корпоративном уровне в России существует множество заинтересованных сторон в продвижении климатической повестки в рамках БРИКС. Главная мотивация к сопряжению климатических политик для государственных органов — ожидание введения в дружественных странах трансграничного углеродного регулирования, в то время как для бизнеса этот процесс связан еще и с новыми возможностями.

    В 2024 году Россия председательствует в БРИКС, а значит продвижение климатической повестки будет подкреплено еще и административными возможностями. Среди прочего, заинтересованные вопросами климата стороны в России озвучивают конкретные планы:

    • расширение климатического сотрудничества со странами БРИКС;
    • развитие общих стандартов для зеленых и адаптационных облигаций;
    • синхронизация подходов к углеродному регулированию;
    • выработка совместных стандартов энергоперехода;
    • создание общей зеленой таксономии;
    • взаимное признание результатов климатических проектов.

    Однако для формирования и продвижения общей климатической политики БРИКС существуют трудности, среди которых — высокая разнородность национальных климатических политик и отсутствие институционально-правовой и организационной структуры БРИКС как международной структуры, с которыми необходимо соотносить планы заинтересованных сторон в России (как регуляторов, так и бизнеса).

    БРИКС как субъект международных отношений

    В феврале 2024 года первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин представил концепцию Климатического совета стран БРИКС. Целью совета заявлено создание координационного центра под патронажем представителей БРИКС, что свидетельствует о намерениях России продвигать общую климатическую повестку. В рамках центра будут решаться вопросы синхронизации подходов и создания целостной инфраструктуры стран БРИКС в области:

    • углеродного регулирования;
    • общей таксономии устойчивого развития БРИКС;
    • развития зеленых технологий и климатического финансирования.

    Таким образом, на существующем уровне интеграции БРИКС более вероятным представляется формирование не общей климатической политики, а общей климатической повестки. Это даст старт диалогу по сопряжению национальных климатических политик в целесообразной по представлениям участников БРИКС степени. Для этого, вероятно, будет создана соответствующая контактная группа.

    Актуальные климатические планы БРИКС

    Пристальное внимание в рамках БРИКС к вопросам климата отмечается с 2020 года. С этого момента в совместных декларациях и заявлениях все чаще упоминаются климатические вопросы, а также усиливается амбициозность намерений.

    Наибольшее внимание теме климата было уделено в декларациий 2023 года:

    • подтверждены обязательства по решению проблем изменения климата (с оговоркой об обеспечении справедливого и устойчивого перехода к низкоуглеродной экономике);
    • уделено повышенное внимание вопросу климатического финансирования с призывом к реформированию финансовых инструментов, многосторонних банков развития и международных финансовых институтов;
    • содержится призыв против введения торговых барьеров, связанных с борьбой с изменением климата, в противовес трансграничному углеродному регулированию в ЕС;
    • содержится призыв к принятию «общих, эффективных, четких, справедливых и прозрачных стандартов и правил оценки выбросов, разработке совместимых таксономий устойчивых проектов, а также учету углеродных единиц», то есть впервые делается шаг к гармонизации подходов в климатической повестке.

    Хотя климат не является основным приоритетом БРИКС, динамика упоминания этой темы в документах свидетельствует о росте внимания к этим вопросам, что в целом создает предпосылки для формирования общей климатической повестки или политики. Однако положения по климату имеют декларативный характер и реже императивный, выражающий конкретные намерения. На данном этапе формируется диалоговая площадка для обсуждения климатических вопросов.

    Климатические политики стран БРИКС

    Все страны БРИКС установили цели по углеродной нейтральности, хотя и с разным горизонтом.

    К различиям в сроках по достижению углеродной нейтральности также важно добавить различия в структуре эмиссии выбросов парниковых газов в странах БРИКС, которая, в свою очередь, во многом определяет подходы к митигации.

    Страна Доля эмиссии ПГ
    по сжигаемым ресурсам по отраслям
    Бразилия нефтепродукты 65% транспорт 46% (так как доля ВИЭ достигает 80%, а ископаемое топливо используется в перевозках)
    Россия природный газ 55% электроэнергетика, зависимая от ископаемых источников энергии (включая отопление) 50-55%
    Китай уголь 78%, сокращается с замещением природным газом
    Индия уголь 84%, продолжает расти
    ЮАР уголь 82%, стабильна

    Подходы к сокращению выбросов парниковых газов и климатические политики в секторальном преломлении, в свою очередь, также во многом своеобразны.

    Китай

    В Китае потребление природного газа достигнет пика к 2035 году, когда его доля в энергопотреблении будет составлять около 9%, а далее начнет сокращаться и снизится на 45% по сравнению с сегодняшним днем. Мощности ВИЭ, напротив, по прогнозам будут расти с 12% в 2020 году до 18% к 2030 году и 59% к 2060 году. Китай также поставил перед собой цель увеличить продажи новых энергетических автомобилей на 20% к 2025 году (уже превышена) и на 40% к 2030 году.

    Южно-Африканская Республика

    В соответствии с правительственным ресурсным планом, ЮАР в большем соотношении, чем Китай, будет увеличивать потребление природного газа: планируется добавить 6 ГВт газа к 2030 году и всего 4,5 ГВт ветряной и солнечной энергии в период с 2024 по 2030 годы.

    Индия

    В ожидании роста энергопотребления Индия планирует увеличить потребление как ископаемых источников энергии, так и ВИЭ: мощность тепловой выработки электроэнергии увеличится на 88 ГВт к 2032 году. Для этого планируется к 2029-2030 годам нарастить добычу угля до 1,5 млрд тонн, а также увеличить долю природного газа в энергобалансе до 15% к 2030 году. В то же время заявлена цель по повышению уровня неископаемой энергии в совокупной генерации до 50% к 2030 году. К 2030 году правительство намерено обеспечить долю продаж новых электромобилей на уровне 30% для частных автомобилей, 70% для коммерческих и 80% для двух- и трехколесных транспортных средств.

    Бразилия

    Бразилия, большая часть прироста выбросов которой приходится на обезлесение, стремится в первую очередь увеличить площадь лесопосадок, инвестировав в их поглощающую способность. Ставка делается также на дальнейшее развитие ВИЭ с повышением доли ветровой и солнечной генерации. Также амбициозные планы Бразилия имеет в сфере замещения нефтепродуктов биотопливом.

    Россия

    Россия также уделяет внимание повышению поглощающей способности лесных массивов и развитию гидроэнергетики, однако, в отличие от Китая, Индии и Бразилии, не имеет столь амбициозных планов по увеличению генерации от ВИЭ (мощность ВИЭ, без учета ГЭС, к 2030 году планируется увеличить с 6 до 12 ГВт). В настоящее время доля генерации от ВИЭ (солнце и ветер) в России не превышает 1%.

    Сопоставление планов стран БРИКС по использованию энергоресурсов показывает, что в настоящее время возможен рост потребления природного газа, что может способствовать энергетическому сотрудничеству с Россией. В долгосрочной же перспективе большинство стран БРИКС стремятся наращивать долю ВИЭ.

    Анализируя климатические политики стран БРИКС в секторальном преломлении, можно отметить, что:

    • Китай и ЮАР, где преобладает угольная генерация, в долгосрочной перспективе делают ставку на ВИЭ, а в качестве переходного энергоисточника планируют использовать природный газ;
    • Китай и Индия ставят перед собой амбициозные задачи по увеличению доли электромобилей;
    • все страны БРИКС, за исключением ЮАР, имеют планы по сокращению вырубки лесов и увеличению их поглощающей способности;
    • все страны БРИКС, кроме России, имеют планы по значительному увеличению доли ВИЭ в электрогенерации к 2030-2035 годам. Акцент сделан на росте значимости систем накопления энергии, что не будет повышать роль природного газа как балансирующего энергоисточника;
    • все страны БРИКС:
      • встремятся развивать водородную энергетику, рассматривая возможность увеличения экспорта водорода;
      • установили планы по развитию атомной энергетики.

    Таким образом, планы России коррелируют с планами стран БРИКС в сфере атомной и водородной энергетики, но не совпадают в сфере ВИЭ, что может свидетельствовать о перспективах скорее энергетического сотрудничества, чем климатического. В отраслевом отношении климатические планы стран БРИКС согласуются преимущественно в сфере увеличения поглощающей способности лесов.

    Страны БРИКС также находятся на разных этапах становления углеродных рынков, что может усложнить процесс предполагаемого сотрудничества в этой области. На данный момент только Китай обладает общенациональной системой торговли выбросами, которая при этом распространяется на незначительное число секторов.

    При этом отмечается некоторое отставание России при формировании национального углеродного рынка по отношению к другим странам БРИКС.

    Существует диспропорция и в области климатических проектов. Индия и Китай по итогам восьми месяцев 2023 года возглавили список стран по числу реализации таких проектов (29% и 24% от их общего количества соответственно). В этом отношении планы России по взаимному признанию климатических проектов могут столкнуться с высокой конкуренцией со стороны Индии и Китая.

    В Китае, России и ЮАР введены в действие таксономии зеленых проектов. В Индии и Бразилии введение таксономии запланировано на ближайшие годы. В целом, гармонизация зеленых таксономий стран БРИКС может быть одним из направлений климатического сотрудничества. Однако опыт аналогичной работы в ЕАЭС свидетельствует о невысокой перспективе согласования таксономий, поскольку страны в первую очередь ориентируются на национальные цели при разработке соответствующих критериев.

    Перспективы сопряжения климатических политик стран БРИКС возможны в достаточно ограниченном числе направлений:

    • в сфере повышения поглощающей способности экосистем
    • и гармонизации таксономий.

    В других направлениях гармонизация если и возможна за счет схожести планов (например, в сфере водородной энергетики или признания результатов климатических проектов), то в перспективе связана с межстрановой конкуренцией внутри БРИКС.

    Описанные перспективы формирования климатической политики БРИКС не создают дополнительных ограничений для бизнеса. При этом новые возможности для компаний, среди которых — признание результатов реализации климатических проектов и торговля углеродными единицами, будут формироваться на фоне высокой конкуренции. В этом отношении бизнесу прежде всего стоит ориентироваться на национальное климатическое регулирование.

    14.08.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста