За последние годы обсуждения вокруг ESG кардинально менялись: от массового энтузиазма до «анти-ESG» движения, от полного запрета инвестировать в отдельные углеродоемкие отрасли до понимания необходимости соблюдать баланс и учитывать интересы широких групп населения. О том, что сегодня происходит с повесткой ESG в России и в мире, что препятствует развитию рынку устойчивого финансирования и как мотивировать российских участников к реализации проектов в области устойчивого развития — в статье.

09.07.24

Cодержание статьи

    Дмитрий Аксаков
    Исполнительный директор ВЭБ.РФ

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    ESG в мире: ретроспектива и главные тенденции

    Мировые тенденции развития повестки ESG показывают, что пик общественного интереса к ней и всеобщего ESG-энтузиазма пришелся на осень 2021 года: в преддверии, во время и по итогам климатического форума COP26 в Глазго. На этом саммите бывший глава Банка Англии Марк Карни и предприниматель Майкл Блумберг объявили о создании Альянса по достижению нулевых выбросов (Глазгианский финансовый альянс по достижению чистого нулевого уровня выбросов, Glasgow Financial Alliance for Net Zero (GFANZ) — прим. ред.). В него вошли финансовые институты, активы под управлением которых составляли около 12 трлн долларов. При этом вступление в Альянс не требовало значительных первоначальных затрат, и четкое понимание относительно того, какие ограничения им придется вносить в свою деятельность, отсутствовали.

    В 2022-2023 годах при том, что финансовое сообщество было крайне увлечено ESG-повесткой, начинает набирать активность «анти-ESG» движение. Во многом это обусловлено тем, что в политической борьбе на Западе правые, консервативные политики осознали, что ESG — это удобный угол для атаки их оппонентов. Если посмотреть на Соединенные Штаты, то все больше политиков-республиканцев поднимают на свой флаг сопротивление «безумству ESG».

    Вместе с тем начинают происходить изменения и в общественном восприятии повестки ESG — все более четко осознается, что безрассудное следование новой парадигме, призывающей запретить использование ископаемых топлив здесь и сейчас, создает риски для энергетической безопасности значительной части населения. Кроме того, под угрозу попадают рабочие места людей, занятых не только напрямую, например, в нефтегазовой или угольной отраслях, но и в отраслях, использующих энергию от ископаемых топлив (металлургия, машиностроение, электротехника и различные отрасли, использующие полимеры).

    Так, в обществе постепенно формируется понимание, что в сфере устойчивого развития необходимо соблюдать баланс между желанием сделать все быстро и решительно и интересами широких групп населения, устоявшихся компаний, являющихся крупными работодателями и налогоплательщиками, и текущего экономического уклада.

    Со времен COP26 произошли значительные изменения и в финансовой сфере: многие крупные игроки покинули или заявили о намерении покинуть ассоциации вроде GFANZ и Climate 100+. Среди политиков и тех людей и организаций, чьими деньгами управляют инвестиционные фонды, становится все более актуальным вопрос: «Максимизируют ли инвестиционные фонды доходность, опираясь на принципы ESG в своем инвестировании?»

    На сегодняшний день мы можем наблюдать, что ESG как лейбл, возможно, уходит с первых полос, но сама философия устойчивого развития определенно остается. При этом утверждение, что учет климатических и социальных рисков находится в ракурсе долгосрочных интересов инвесторов, уже не вызывает сомнения.

    Национальная повестка ESG: правила игры остаются прежними

    Для российских компаний, особенно имеющих дело с иностранными контрагентами, повестка ESG по-прежнему сохраняет свою актуальность, представляя собой некий свод правил игры, которые все участники международных экономических отношений должны соблюдать.

    Российские экспортеры, которые продают свою продукцию в азиатские страны, заполняют ESG-опросники, зачастую даже более подробные, чем для западных рынков. Во-первых, в значительной степени это вызвано особенностями национальной ESG-повестки азиатских партнеров. А во-вторых, помимо этого, азиатские партнеры используют российское сырье и компоненты для производства и продажи собственной продукции на Запад, и им самим также необходимо отчитываться об ESG-характеристиках поставляемой продукции перед западными покупателями.

    Однако, несмотря на специфику реализации принципов ESG в различных странах, в целом философия устойчивого развития во всем мире схожая, т.к. основана на целях устойчивого развития ООН.

    Поэтому для российских компаний нет необходимости полностью перестраивать свои ESG-департаменты для переориентации на работу с партнерами в Азии и на Ближнем Востоке: понятия и цели остались те же.

    ESG по-русски

    В настоящее время, несмотря на внешние и внутренние вызовы, в национальной повестке все три аспекта ESG сохраняют свою важность, постепенно встраиваясь в культурный код страны.

    Состояние рынка устойчивого финансирования в России

    На сегодняшний день инфраструктуру рынка устойчивых финансов в России можно считать сформированной. Причем и механизм проектов социального воздействия, разработанный при участии ВЭБ.РФ, и таксономия устойчивого финансирования (Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587) — это «живые документы», которые будут совершенствоваться и дополняться по мере того, как рынок их тестирует и находит «узкие» места.

    Несмотря на опасения, в 2023 году отмечен рост на рынке устойчивого финансирования относительно предыдущего года: состоялось 9 выпусков облигаций в формате устойчивого развития от 8 эмитентов на общую сумму около 143 млрд рублей. Это на 35% больше, чем в 2022 году (общий объем выпусков около 106 млрд рублей), но меньше на 32%, чем в «пиковом» 2021 году (около 212 млрд рублей).

    В 2023 году среди эмитентов доминировали институты развития (ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ) с 5 выпусками на общую сумму около 120 млрд рублей, вслед за ними шли коммерческие банки с выпусками на сумму 18 млрд рублей.

    Источник представленных данных: экспертно-аналитическая платформа «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» ИНФРАГРИН

    С самого начала существования рынка устойчивого финансирования зеленые облигации были основным инструментом с точки зрения объема выпусков. В 2023 году на них приходилось 65 млрд рублей (46% выпусков), на втором месте — социальные облигации объемом в 45 млрд рублей (32%).

    Каждый выпуск ESG-облигаций — это событие на рынке, и мы ожидаем, что каждый год объемы выпусков будут расти.

    Инвестиции в ESG-проекты: перспективы и выгоды

    Инвестиции в устойчивое развитие — это прежде всего инвестиции в долгосрочное успешное функционирование компаний. Разберем причины, по которым вложения в проекты ESG являются необходимостью времени.

    Экологическая ответственность, использование ресурсо- и энергосберегающих технологий
    • Важный элемент GR-стратегии, политики по привлечению кадров и стратегии взаимодействия с зарубежными партнерами
    • Минимизация рисков получения штрафов или более серьезных санкций
    • Экономия на операционных затратах в средне- и долгосрочном периоде
    • Сокращение производственных расходов
    Социальная ответственность, забота о сотрудниках и местных сообществах
    • Возможность привлекать лучших сотрудников на рынке труда
    • Предотвращение конфликтов с населением и властями региона
    • Повышение лояльности клиентов
    • Предотвращение репутационных рисков
    Качественное управление, прозрачность раскрытия информации, четко сформулированные цели развития бизнеса
    • Обеспечение условий для успешного привлечения капитала на рынке
    • Повышение доверия банков и инвесторов
    • Улучшение имиджа компании
    • Повышение конкурентных преимуществ

    Помимо причин, указанных выше, дополнительное преимущество от выпуска облигаций в формате устойчивого развития, — возможность проще донести миссию эмитента до инвесторов. Особенно это актуально при выпуске эмитентами облигаций для населения.

    В качестве примера можно привести зеленые облигации Москвы, средства от которых пошли на развитие электрического транспорта в столице. Люди гораздо охотнее вкладывается в ценные бумаги, когда понимают, как реализованные за счет инвестированных средств проекты непосредственно скажутся на качестве их жизни.

    Для сбалансированного развития системы устойчивого финансирования важно предотвращать ситуации, когда государство или сильные отраслевые ассоциации начинают запрещать инвестировать в целые отрасли, которые необходимы для функционирования современной экономики (например, ископаемое топливо). Это может повлечь за собой определенные риски и негативные последствия как для бизнеса, так и для самого устойчивого развития.

    Но в России и представители исполнительной власти, и регуляторы много раз подчеркивали, что внедрение современных экологичных технологий будет происходить плавно, и благополучие населения всегда остается на первом месте.

    Барьеры и стимулы на пути к устойчивости

    Несмотря на положительные тенденции развития рынка устойчивого финансирования, в России все еще существует ряд барьеров, которые сдерживают его рост. Среди них можно отметить:

    • ограниченный доступ к лучшим международным экологичным технологиям;
    • отсутствие четко сформулированного понятия «зеленые государственные закупки»;
    • отсутствие явных преференций с точки зрения стоимости финансирования.

    Помимо устранения названных преград, особое значение для бизнеса имеет государственная поддержка ESG-проектов, которая еще формируется в стране.

    Например, в данный момент действует Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 541, разработанное Минпромторгом, в рамках которого заемщики могут получать льготные кредиты на проекты перевода производств на наилучшие доступные технологии и на снижение выбросов парниковых газов.

    Кроме того, Банк России рассматривает возможность использования льготного регулирования применительно к устойчивому финансированию. Систему планируется выстроить по аналогии с льготным регулированием кредитов на проекты технологического суверенитета (Постановление Правительства РФ от 15.04.2023 № 603).

    Для повышения мотивации российских участников рынка к реализации проектов в области устойчивого развития важным шагом является внедрение понятия «зеленые государственные закупки». Такая мера придала бы значительный дополнительный стимул крупным компаниям, которые и так активно внедряют практики устойчивого развития в свою деятельность. Но самый сильный импульс получил бы малый и средний бизнес, который в меньшей степени имеет дело с международными партнерами и для которого ценность внедрения политик устойчивого развития пока менее очевидна, чем для крупных компаний.

    Однако помимо финансовых стимулов бизнесу, как крупному, так и МСП, необходима информационная поддержка относительно инструментов устойчивого финансирования и международных трендов в области устойчивого развития. Это поможет предприятиям более эффективно выстраивать свои ESG-стратегии и принимать сбалансированные решения для экономического роста с учетом интересов природы и общества.

    09.07.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста