В интервью EcoStandard.journal Юлия Титова, первый вице-президент Московского кредитного банка, рассказала о реализуемых экологических проектах, волонтерских традициях в банке, актуальности ESG-повестки в финансовом секторе и отношении к ESG-рейтингам, а также поделилась секретом, как войти в рейтинг лучших работодателей России.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Скажите, пожалуйста, как давно банк придерживается ESG-курса и устойчивого финансирования?
МКБ внедряет ESG-практики уже более 10 лет, последовательно повышая требования к усовершенствованию внутренних подходов к устойчивому развитию и работая над усилением данной повестки.
Есть ли у вас планы по достижению углеродной нейтральности в своей деятельности?
Да, МКБ стремится к достижению углеродной нейтральности. Можно выделить два блока, по которым наш банк работает в этом направлении:
- количественная оценка выбросов парниковых газов,
- реализация мероприятий по управлению выбросами.
Количественную оценку выбросов парниковых газов в разрезе Scope 1 и Scope 2 мы впервые провели в прошлом году и отметили значительное снижение выбросов в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Суммарный показатель выбросов сократился на 40%, прямые выбросы парниковых газов — на 70%, косвенные энергетические выбросы — на 16%.
Прим. ред. Парниковые выбросы оцениваются по 3 компонентам:
- Scope 1 — прямые выбросы самого предприятия;
- Scope 2 — потребление энергии (источники поступления: угольные станции, ТЭС, ГЭС, АЭС, ветростанции, электростанции зеленой энергетики и др.);
- Scope 3 — косвенные выбросы по всему жизненному циклу товара (закупка и доставка, продажа, эксплуатация, утилизация продукции).
В качестве реализуемых мероприятий по управлению выбросами можно выделить меры по повышению энергоэффективности собственных офисов банка. Остаточные выбросы мы планируем сократить за счет компенсационных мероприятий в виде поддержки климатических проектов и закупки низкоуглеродной энергии.
Углеродной нейтральности в разрезе Scope 1 и Scope 2 мы ожидаем достигнуть на горизонте 5-10 лет, однако не исключаем ускорения этого процесса.
В 2021 году банк вошел в рейтинг лучших работодателей России. Благодаря чему удалось достичь этих результатов, чем вызвана привлекательность компании на рынке труда?
МКБ уделяет особое внимание социальной составляющей и заботе о сотрудниках: запущены программа нематериальной мотивации «Лига МКБ», бесплатная программа благополучия и поддержки «Добросервис», расширены возможности внутреннего обучения, разработаны карьерные модели и запущено карьерное консультирование, чтобы у сотрудников была возможность расти и профессионально развиваться внутри банка. МКБ также оказывает материальную поддержку сотрудникам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, и страхует от Covid-19 тех, кто работает в офисе.
Банк становится все более экологичным за счет того, что развитие ESG-направления внутри банка структурировано по следующим ключевым функциональным блокам:
- внедрение интегрированной системы менеджмента,
- внутренние процессы и нефинансовая отчетность,
- зеленые здания,
- климатическая повестка и торговля углеродными единицами,
- социально-экологическая оценка контрагентов,
- ESG-консалтинг и продукты,
- ESG-рейтинги,
- коммуникации со всеми заинтересованными сторонами.
Задействуется ли каким-то образом в развитии ESG-направления персонал?
Безусловно, персонал банка задействован в развитии ESG-направления. В частности, все сотрудники банка ознакомлены с положениями нашей политики интегрированной системы менеджмента и имеют возможность участвовать в выявлении несоответствий и областей для улучшения, а также идентификации экологических аспектов и рисков в области охраны здоровья и безопасности труда.
Волонтерские традиции в МКБ насчитывают несколько десятилетий: добровольцы банка поддерживают экологические акции, организуют субботники по очистке парков и лесных массивов, проводят мастер-классы и образовательные мероприятия для детей и подростков, принимают участие в благотворительных марафонах и забегах, жертвуют деньги на реализацию программ партнерских благотворительных фондов.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об экологических проектах МКБ.
Банк традиционно реализует благотворительные, социальные и экологические инициативы, поддерживает мотивационные, волонтерские и спортивные программы для сотрудников. В основе нашего подхода лежат направления:
- защита биоразнообразия,
- охрана окружающей среды,
- экопросвещение.
Мы сотрудничаем с Московским зоопарком, где взяли шефство над дальневосточным леопардом. Мы являемся партнером Всемирного фонда дикой природы WWF, сотрудничая с ним по ряду направлений: участвовали в проектах по сохранению популяции сайгака на территории Прикаспия, дикого северного оленя в Лапландском заповеднике, а также второй год поддерживаем крупный проект по сохранению медоносных лесов в ареале амурского тигра и другие инициативы.
В рамках содействия устойчивому развитию предприятий какие наиболее масштабные зеленые проекты были поддержаны МКБ?
Среди поддержанных зеленых проектов наиболее масштабным, пожалуй, является строительство заводов ГК «Экополис» по экологичной утилизации отходов электронного и электротехнического оборудования.
Также к числу крупных проектов, реализованных при поддержке МКБ, можно отнести кредитование строительства линии электропередач для Нежданинского месторождения, что улучшает экономику региона и значительно уменьшает воздействие предприятия на окружающую среду, экологический проект «AQA Генезис» на Первоуральском новотрубном заводе (ПНТЗ), финансирование деятельности компании «Русская Аквакультура» и другие.
В настоящее время существует большое количество ESG-оценок, шкалы которых отличаются. Как вы считаете, нужна ли унифицированная методика оценки ESG и возможно ли вообще ее создать?
Безусловно нужна. На наш взгляд, для рейтинговой шкалы ESG было бы эффективным использование четырех уровней:
- неудовлетворительный,
- удовлетворительный,
- хорошая практика,
- лучшая практика.
Критериальная база тоже требует унификации и здесь необходим диалог со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с учетом отраслевой специфики.
Как МКБ работает с клиентами, как оценивает реальный уровень развития ESG в компании?
ESG-оценка заемщиков проводится согласно внутреннему порядку управления экологическим и социальным воздействием при предоставлении финансирования. В порядке заложен дифференцированный подход к оценке сделок в зависимости от типа финансового продукта и услуги, вида деятельности заемщика и присущего ему уровня социально-экологического риска.
Оценка проводится in-house командой, так как сделки поступают в реальном времени на постоянной основе. На первом этапе происходит верхнеуровневое социально-экологическое риск-категорирование сделок, включая дополнительный анализ сделок проектного финансирования в соответствии с «Принципами экватора». Последующие этапы включают непосредственно социально-экологическую оценку с заполнением чек-листа и привлечением материалов оценки воздействия на окружающую среду для сделок кредитования, характеризующихся средним и высоким уровнем социальных и экологических рисков, а также разработку плана корректирующих действий для таких сделок.
В дополнение к этому банк оказывает клиентам консультационные услуги в области устойчивого развития. На текущий момент банк уже в процессе оказания таких услуг нескольким клиентам и готов продолжать развивать это направление.
Какие существуют преимущества от высоких ESG-показателей в рейтингах и насколько они сейчас нужны российским компаниям?
Рейтинг — это независимое суждение третьей стороны о развитости ESG-повестки в компании. Это критерий, понятный большому количеству заинтересованных сторон, многие из которых недостаточно погружены в тему устойчивого развития. Среди таких заинтересованных сторон стоит отметить заемщиков, которые видят в банке с высоким ESG-рейтингом надежного партнера в части предоставления ESG-финансирования и консалтинговых услуг в области устойчивого развития.
Для МКБ получение ESG-рейтинга и работа по его улучшению способствовало привлечению более дешевого внешнего ESG-фондирования с банком LBBW. Сделка стала дебютной в России, где процентная ставка по кредиту была привязана к ESG-рейтингу от RAEX Europe.
На наш взгляд получение ESG-рейтинга не потеряет актуальности, так как восточные рынки также предъявляют ESG-требования к своим поставщикам и прохождение рейтингования у признаваемого на этих рынках ESG-агентства может быть необходимым.
Есть мнение, что экологическая повестка сейчас отходит на второй план. Как вы считаете, каковы перспективы развития ESG и устойчивого финансирования в современных реалиях?
Развитие ESG-деятельности продолжает быть актуальным в России. Продолжается разработка и утверждение законодательных и нормативных документов, нацеленных на обеспечение благоприятной окружающей и социальной среды в стране, а также на выполнение Россией принятых на себя международных обязательств, включая регулирование выбросов парниковых газов.
Вопросы декарбонизации, минимизации воздействия на окружающую среду, энергоэффективности и социально-экономического развития по-прежнему остаются в приоритете и являются важной частью стратегических ориентиров для многих компаний и РФ в целом.
Необходимо понимать, что встраивание в любые мировые цепочки поставок и даже ожидаемое перемещение спроса на азиатские рынки потребует от поставщиков соблюдения ESG-принципов.
Кроме того, мы видим, что социальные аспекты выходят на первый план. Для нас в текущих условиях особенно важно развивать программы поддержки клиентов и сотрудников, а также социально направленные инициативы в регионах.
Напишите, пожалуйста