«ESG — это не про абстрактные показатели корпораций, а про качество жизни людей». Дмитрий Аксаков, исполнительный директор ВЭБ.РФ

Государственная корпорация ВЭБ.РФ вносит существенный вклад в развитие финансового рынка устойчивых проектов, продвижение национальной ESG-повестки и вовлечение бизнеса в реализацию зеленых инициатив. В прошлом интервью EcoStandard.journal с Дмитрием Аксаковым, исполнительным директором ВЭБ.РФ, редакция поговорила о планах по принятию социальной таксономии и реализации ESG-стратегии госкорпорации.

Однако за 2023 год многое поменялось, поэтому мы решили вновь поговорить с Дмитрием, чтобы обсудить, что изменилось для крупных российских экспортеров при переориентации на Азию и Ближний Восток и каким ESG-критериям теперь необходимо соответствовать, почему необходима унификация ESG-рейтинга, когда выйдет социальная таксономия, что такое ESG-индекс городов и зачем он нужен, а также почему аббревиатуру ESG не понимает большинство людей как в России, так и за рубежом.

02.10.23
1K

Cодержание статьи

    Артём Крылов
    Шеф-редактор EcoStandard.journal, член экспертного центра по ESG-трансформации общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Социальные и зеленые проекты

    Дмитрий, в прошлом интервью EcoStandard.journal вы говорили, что до конца 2022 года ожидается выход социальной таксономии, но, как я понимаю, она еще не принята? На каком этапе сейчас находится этот процесс?

    Согласование нормативного документа, тем более такого важного рамочного документа, как таксономия — это всегда многоступенчатый процесс, который предполагает обсуждение с различными заинтересованными сторонами, для того чтобы сделать его максимально отвечающим запросам общества, поэтому документ выйдет несколько позже, чем мы ожидали изначально. Общественные слушания прошли, все основные замечания от министерств и групп активистов были учтены. Сейчас таксономия находится в правительстве.

    При разработке таксономии ВЭБ.РФ опирался на основополагающие документы в области социальной политики, в том числе федеральные и государственные программы, национальные и федеральные проекты. Постановление Правительства, содержащее финальную версию социальной таксономии, находится на финишной прямой. Мы рассчитываем, что до конца 2023 года оно будет принято Правительством.

    Можете тезисно описать, что будет из себя представлять таксономия?

    Социальные проекты направлены на улучшение условий жизни людей, в том числе тех, которые находятся в относительно сложном положении, то есть это люди с инвалидностью, одинокие родители, люди, не имеющие доступа к качественной инфраструктуре, пожилые люди. Такие проекты нужны, чтобы обеспечить уязвимые социальные группы образованием, связью, транспортной доступностью, другими услугами и в целом улучшить качество их жизни.

    Утверждение национальной социальной таксономии будет способствовать формированию социально ответственной деятельности и стимулировать перераспределение капитала в пользу соответствующих проектов и рынков. Этот инструмент позволит бизнесу привлекать целевое финансирование (социальные кредиты и социальные облигации) для реализации проектов, позволяющих решать наиболее острые социальные проблемы.

    В каких регионах страны содействие социально-экономическому развитию особенно актуально? Есть ли у ВЭБ.РФ социальные или климатические проекты, реализованные в Арктике?

    Арктика — очень важный для России регион, который необходимо обеспечить транспортной доступностью. Сегодня там проходят морские транспортные пути и реализуются крупные промышленные проекты, например, в области производства сжиженного природного газа, поэтому необходимо создать условия, при которых регион будет хорошо связан с остальной частью страны.

    На территории Арктики ВЭБ.РФ реализовал проект развития аэропортового комплекса в Новом Уренгое, реализует проект обновления городского транспорта в Мурманске, и в будущем мы бы хотели продолжить работу в этом направлении.

    Для Арктики и Дальнего Востока у ВЭБа есть особый финансовый инструмент — льготные кредиты для инфраструктурных, производственных и прочих проектов, признанных приоритетными президиумом государственной комиссии по развитию Арктики.

    Сегодня многие не понимают, что такое ESG-повестка, и еще меньше людей знают про ответственное финансирование. Нет ли у вас планов по просвещению общества в этих вопросах?

    Основная мысль, которую мы стремимся донести до людей — это то, что ESG — это не про абстрактные показатели корпораций, это про качество жизни людей, про чистые воздух и воду, про удобную для жизни городскую среду, про достойные условия труда, качественное здравоохранение и образование.

    У ВЭБа есть социальные программы, направленные на просвещение людей, в том числе и в вопросах бережного отношения к экологии. Например, при нашей поддержке в Байкальске, Липецке и Южно-Сахалинске был запущен аудиоспектакль «Путь воды», который записывали известные артисты. Слушатели спектакля во время прогулки по городу могли взять наушники, через которые транслировалась речь артистов о значимых местах города, об экологии и устойчивых проектах, улучшающих состояние окружающей среды.

    Вторая инициатива, которую также можно отнести к сфере просвещения, — проект «Пять шагов для городов», реализованный госкорпорацией развития ВЭБ.РФ на основе масштабного социологического исследования по изучению ценностей, запросов и повседневных практик использования людьми городского пространства. В рамках опроса можно было предлагать идеи по благоустройству, например, выбрать место для установки контейнеров для раздельного сбора отходов, территорию для будущего благоустройства или водоем для расчистки.

    Все предложения, поступившие от горожан, агрегировались на единой платформе и после передавались в городскую администрацию. Со стороны ВЭБа предлагались рекомендации по тому, как те или иные проекты можно финансировать и какие есть механизмы, чтобы воплотить идеи горожан в жизнь.

    Также периодически мы устраиваем более узкопрофильные мероприятия для крупных компаний и инвесторов, на которых рассказываем про зеленое финансирование, реализованные устойчивые проекты и экологические эффекты, которые они приносят.

    То есть проекты рассчитаны в основном на крупный бизнес?

    В качестве института развития и методолога ВЭБ.РФ дает рекомендации и делится лучшими практиками по реализации проектов любого размера, в том числе малых и средних, но как финансовый институт, предоставляющий финансирование, ВЭБ.РФ прежде всего занимается крупными проектами, направленными на улучшение качества жизни людей, такими как строительство новых заводов, инфраструктурными проектами, например, модернизация городского транспорта. Так, у ВЭБа сейчас реализуется крупный проект, в рамках которого идет модернизация трамвайных путей и запускаются новые трамвайные составы для 10 городов: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Краснодар, Красноярск, Ярославль, Саратов, Пермь, Липецк, Курск и Волгоград. Положительные эффекты от проекта включают:

    • сокращение вредных выбросов в окружающую среду на 25%;
    • снижение уровня шума;
    • сокращение количества ДТП;
    • сокращение времени поездок на 15-20%;
    • повышение загрузки машиностроительных предприятий, которые производят оборудование.

    Вторая заметная работа, которую стоит упомянуть, — модернизация систем водоснабжения и водоотведения для обеспечения людей чистой водой в Мордовии, Липецке, Южно-Сахалинске и других городах, благодаря чему сокращается потребление энергии, потери воды, соответственно, повышается качество и доступность услуг для населения и в целом улучшается экологическая ситуация в регионе.

    Принимает ли ВЭБ.РФ участие в вопросах улучшения жилищных условий и разработке зеленого стандарта в кооперации с госкорпорацией ДОМ.РФ?

    С точки зрения разработки стандартов, ДОМ.РФ — эксперт в сфере недвижимости и жилищной сфере. По мере того, как их критерии совершенствуются, мы со своей стороны включаем ссылки на эти критерии в таксономию ВЭБа. Таксономия состоит из разделов, которые были написаны профессионалами в соответствующих сферах: транспортниками — для транспорта, специалистами по недвижимости — для недвижимости. Поэтому непосредственного участия в разработке стандартов ДОМ.РФ мы не принимаем.

    ВЭБ.РФ был лидером в разработке международного стандарта IRIIS (Impact and Responsible Investing for Infrastructure Sustainability, — прим.ред.) для инфраструктурных проектов, поскольку жилые здания и коммерческая недвижимость не могут обойтись без сопутствующей инфраструктуры.

    Хорошо, что с 2021 года в нашей таксономии есть свой стандарт для устойчивых инфраструктурных проектов. Здорово также, что после ухода западных компаний ниша стандартов для недвижимости быстро заполнилась российскими аналогами. Это говорит о том, что людям, которые покупают жилье, и арендаторам площадей, которые снимают офисы, все еще важно, чтобы здания соответствовали зеленым стандартам.

    Ответственное финансирование и рынок углеродных единиц

    Если вернуться к прошлому интервью, говоря о развитии зеленого финансирования в России, вы выражали опасения по поводу снижения темпов выпуска зеленых облигаций, поскольку в 2022 году их было выпущено меньше, чем в 2021. Тем не менее, ожидалось, что рынок быстро нормализуется, и после небольшой паузы снова активно начнет новые выпуски. Оправдались ли ожидания? Какая обстановка сегодня складывается на отечественном рынке ответственного финансирования?

    Были опасения, что зеленые облигации в принципе перестанут выпускать, поэтому с нашей прошлой дискуссии я регулярно следил за статистикой сектора устойчивого развития на Московской бирже.

    Дмитрий Аксаков, исполнительный директор ВЭБ.РФ: «Повестка устойчивого развития обществом востребована». Интервью доступно по ссылке.

    С октября 2022 года секция устойчивого развития Московской биржи пополнилась на 77,5 млрд рублей (интервью было взято 15.08.2023 — прим.ред.), в том числе облигации выпускали Ростелеком, Росатом (проекты, связанные с ветровой электроэнергией), Росбанк и другие компании.

    С интересной инициативой выступила Москва, выпустив собственные зеленые облигации, адаптированные для розничных инвесторов. Такие облигации доступны для населения, то есть каждый россиянин (причем необязательно москвич!) может купить их, тем самым поддержав устойчивое и экологичное развитие города.

    Москва — первый российский регион, выпустивший зеленые облигации в соответствии с принципами Международной Ассоциации рынков капитала (ICMA). Сумма инвестиций по итогам 2020 года — 3,2 трлн рублей, что на 1,7% больше, чем в 2019 году.

    Какая ситуация сегодня складывается на рынке углеродных единиц, и есть ли на них спрос?

    Не могу сказать, что сейчас есть высокий спрос на покупку углеродных единиц, скорее, торги идут в экспериментальном формате, поскольку все понимают, что в будущем ситуация изменится, и рынок заработает в полную силу.

    Люди, которые этим занимаются, учатся на ошибках, своих и чужих, анализируют международный опыт, рассказывают иностранным партнерам о российских климатических проектах, чтобы в дальнейшем появилась возможность торговать углеродными единицами в том числе и с зарубежными странами. Сейчас механизмы углеродного регулирования и финансирования проверяются и совершенствуются, но они еще не прошли все стадии доработок, прежде чем станут более массовыми и востребованными на рынке.

    К ВЭБ.РФ приходили инициаторы климатических проектов с просьбой о финансировании, но нам, как банку, важно понимать, как формируется цена на углеродные единицы, из каких средств компания-заемщик будет генерировать деньги, чтобы после — возвращать кредиты. Поэтому на сегодняшний день мы не финансировали климатические проекты, но по мере становления зрелого и устойчивого рынка это изменится.

    Глобальный тренд на переход к низкоуглеродной экономике сохраняется, но в России по-прежнему не вводят углеродный налог, хотя разговоры об этом идут уже много лет. Есть справедливые опасения, что такая финансовая мера увеличит затраты для бизнеса и снизит поток инвестиций. На ваш взгляд, когда мы перейдем из стадии обсуждения к стадии активной реализации и перейдем ли вообще?

    Сейчас бизнес находится в непростом положении, и создавать для него новые сложности было бы ошибкой. Желание резко отказаться от ископаемого топлива приведет к нежелательным социальным последствиям, что доказывает мировая практика. Например, в тех регионах, где экономически неоправданно или даже физически невозможно генерировать достаточное количество электроэнергии с помощью возобновляемых источников, люди могут замерзнуть или остаться без света, поэтому очень важно соблюдать баланс между глобальными и частными целями.

    В России сохраняется вектор снижения углеродного следа и достижения углеродной нейтральности к 2060 году, но движение в этом направлении должно быть постепенным. Повторюсь, крайне важно, соблюдать баланс между социальной ответственностью бизнеса перед людьми и желанием, чтобы он снижал углеродный след.

    Второе — технологические возможности. Поскольку некоторые решения по снижению углеродного следа либо очень дорогие, либо еще не существуют, нужно дождаться, когда технологии станут более доступными.

    В России запущен Сахалинский эксперимент, в рамках которого реализуется идея по достижению углеродной нейтральности и отрабатывается практика, которая может быть распространена на всю страну. В ходе эксперимента проявятся как новые сложности, которые заранее сложно было предвидеть, так и новые возможности. В том числе сейчас отрабатывается механизм торговли углеродными квотами и установка квот по выбросам для компаний. Безусловно, это очень полезная работа, результаты которой в будущем будут масштабироваться на все регионы страны.

    Хочу спросить про входящую в группу ВЭБ.РФ финансовую компанию ИнфраВЭБ, которая помогает реализовывать проекты с привлечением внебюджетных инвестиций. Если представить, что предприятие планирует запустить новый проект и ищет для этого финансирование, как будет выглядеть совместная работа? Каким образом происходит оценка рисков и перспектив получения господдержки?

    Первоначально, до общения с любым банком, компания, ищущая финансирование или поддержку, должна самостоятельно провести большую подготовительную работу, в том числе подготовить финансовую модель будущего проекта и корректный бизнес-план. Важно четко понимать, какие вопросы будут задавать банки и какие независимые исследования необходимо провести. Например, исследование про спрос на продукцию, которую компания планирует производить.

    Отраслевой фокус ИнфраВЭБ — проекты развития инфраструктуры, городской экономики и промышленности.

    Основная специализация ИнфраВЭБ — структурирование проекта и подготовка необходимой предпроектной документации, привлечение внебюджетного финансирования, а также подбор оптимального набора мер государственной поддержки. Если инициатор проекта хочет прийти в банк с масштабным проектом, ему нужна экспертиза людей, которые знают, что нужно банкам. ИнфраВЭБ как раз предоставляет такую экспертизу.

    ESG-индекс городов и регионов

    На панельной сессии «Города и регионы будущего» в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Сбер совместно с ВЭБ.РФ презентовал ESG-индекс городов и регионов. Расскажите об этом проекте подробнее. Что лежит в основе индекса, из каких факторов и показателей он состоит и где будет представлен в дальнейшем?

    В конце 2021 года Банк ВЭБ.РФ был определен методологом этого проекта. Мы задали общую зеленую повестку для российского рынка: что такое зеленое финансирование, под какие проекты можно выпускать зеленые облигации и выдавать зеленые кредиты. Несмотря на то, что ВЭБ.РФ плотно общается со Сбером, в своей работе банк выстраивает процесс зеленого кредитования по собственным правилам, но, разумеется, опираясь на заданную нами рамку.

    Сберу присвоен ESG-рейтинг на уровне ESG-II(a) от «Эксперт РА».

    Повестка устойчивого развития предполагает трансформацию с учетом социальных и экологических принципов, использование которых позволяет создавать качественную городскую среду. ESG-индекс содержит 39 показателей, сгруппированных по трем направлениям: экология (E), общество (S) и управление (G). Сейчас более 200 российских городов и 15 регионов оценивается по этим критериям, но в будущем их число будет расти. Благодаря индексу можно определить значимые инвестиционные проекты для развития городской среды и рассмотреть приоритетность поддержки таких проектов со стороны ВЭБа.

    Оценка городов не показывает, что кто-то из них лучше, а кто-то — хуже. Цель оценки — найти точку, в которой сейчас находится регион, чтобы понимать, куда двигаться дальше, какие приоритетные задачи необходимо реализовать, чтобы улучшить положение города по каждому из основных показателей индекса.

    То есть нет цели сравнения городов по ESG-индексу? Поскольку действительно не совсем корректно было бы рассматривать Москву наравне с небольшим провинциальным городом.

    ESG-индекс основан на индексе качества жизни, а это оценка с достаточно большим количеством параметров. То есть ESG-индекс, напротив, сфокусировался на конкретных трех параметрах, и такие города, как Москва и Санкт-Петербург, намеренно исключены из него.

    База данных индекса качества жизни содержит значения более чем 300 показателей для 218 городов России, с ее помощью можно анализировать и сравнивать города. Оценка осуществляется с применением соответствующего международного опыта, прежде всего — опыта стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающего оценку достижения городами Целей устойчивого развития (ЦУР) и показателей индексов лучшей жизни и регионального благополучия.

    Цели прямого сравнения городов нет, тем не менее регионы могут самостоятельно провести анализ своего индекса, сделав выводы о том, какие проекты можно реализовать в будущем, чтобы улучшить значения показателей, и какой релевантный опыт можно перенять у коллег. Проект окажет положительный эффект на развитие российских городов и поможет им более гармонично развиваться в приоритетных для них направлениях.

    Кто именно и как проводит оценку городов для присвоения ESG-индекса? Информация берется из открытых источников, или вы обращаетесь в правительство, делаете дополнительные замеры, исследования?

    Изначально индекс качества жизни и ESG-индекс основывались на лучших международных подходах к оценке подобного рода характеристик. Опыт ОЭСР, международных консалтинговых компаний и данная методология позволяют по соответствующим критериям сравнить российские города с международными.

    Вся информация берется из открытых источников. Основная задача — понять, какие данные наиболее релевантны для оценки тех или иных параметров и найти лучшие источники, чтобы данные для всех городов измерялись в одинаковых единицах и позволяли представить более достоверную картину при их сопоставлении в виде итогового индекса.

    Понять, где найти достоверные и открытые данные, в равной степени доступные для всех регионов страны, — одна из самых сложных частей работы над ESG-индексом.

    Приведу примеры данных, которые собираются для каждой из трех букв аббревиатуры. Например, для буквы E:

    • площадь городских земель, отведенная под парки и зеленые зоны;
    • доля перевозок городским электротранспортом среди всех перевозок;
    • доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой.

    Для буквы S:

    • уровень занятости населения;
    • уровень оплаты труда относительно среднего в той или иной части страны;
    • наличие социальных программ помощи работникам;
    • доля населения, проживающего в 15-минутной доступности от спортивных объектов;
    • обеспеченность медицинскими услугами.

    Что касается G, это:

    • доля населения, проживающего в радиусе 3 км от МФЦ;
    • открытость бюджетных данных
    • и другие критерии.

    Всего рассматривается около 60 показателей, информация для которых берется из открытых источников. Поскольку ее массив огромен, основная задача заключается в том, чтобы трансформировать ее в нечто измеримое, структурированное и даже захватывающее.

    Вы упомянули, что ESG-индекс оценивает около 200 городов. По какому принципу их выбирали?

    Брались в основном крупнейшие мегаполисы и столицы регионов. Глобальная идея была в том, чтобы получить наиболее репрезентативный срез по всей стране, исключив города, которые сильно отличаются от других, такие как Москва и Санкт-Петербург.

    Изначально в работе оценивались 115 городов, после — список расширился. В будущем индекс будет совершенствоваться, в том числе с точки зрения включения дополнительных — менее крупных — городов с новыми параметрами для их измерения и оценки.

    В каждой категории есть свои лидеры, причем важно понимать, что на текущий момент ESG-индекс еще не был официально опубликован, но совсем скоро, в четвертом квартале этого года, он будет выставлен на платформе ВЭБ.РФ и станет доступен для всех.

    ESG-повестка и бизнес

    На ваш взгляд, насколько реалистичен сценарий постепенной русификации ESG-повестки в целом, и если бы вы работали над созданием аналога устоявшейся аббревиатуры, что бы вы предложили?

    Большинство людей как в России, так и за рубежом не понимает аббревиатуру ESG. Это очень специфический термин, который используют в основном финансисты. Наверное, правильнее было бы использовать более распространенный термин «устойчивое развитие», означающий бережное отношение к природным ресурсам, людям и планете в целом.

    Под устойчивым развитием мы понимаем как социальную, экологическую и корпоративную ответственность бизнеса перед обществом, так и личную ответственность перед своей семьей и страной, в целом перед окружающей средой, внутри которой все мы существуем.

    Что касается русификации аббревиатуры, думаю, она останется в изначальном виде, но будет использоваться более узкими специалистами. Русские аналоги могут появляться, а могут и не появляться, но независимо от этого широко использоваться будет именно понятие «устойчивое развитие».

    Ведется ли сейчас какая-либо работа по вовлечению МСП в цепочку поставок финансируемых ВЭБ.РФ проектов и в целом работа по стимулированию МСП в направлении развития ESG-сектора?

    В основном стимулирование малого и среднего бизнеса происходит через закупки со стороны крупных субъектов, например, правительственные закупки или закупки со стороны больших предприятий. Такие компании ощущают необходимость отчитываться о своей деятельности и следовании ESG-принципам, поскольку эти вопросы задают банки и покупатели продукции, в том числе в Азии.

    Когда ВЭБ.РФ рассматривает возможность кредитовать ту или иную крупную компанию, следование ESG-принципам является весомым фактором при рассмотрении сделок.

    В связи с переориентацией на Восток, изменились ли требования к поставщикам? Азиатский рынок такой же требовательный, как и европейский?

    Оказалось, что да, хотя многое зависит от индустрии. Несколько крупных компаний, с которыми мы работаем, обратили внимание, что в Азии и на Ближнем Востоке компаниям задают не менее строгие требования, чем в Европе. Анкетирование отличается, поскольку новые партнеры уделяют внимание другим аспектам. Например, в Европе больше внимания направлено на углеродный следе продукции, а в Азии и на Ближнем Востоке, что удивительно, — упор на социальные аспекты, на отношение к работникам, обеспечение их достойным медобслуживанием, качественным образованием и безопасными условиями труда.

    У крупнейших российских экспортеров собраны достаточно мощные профессиональные команды по устойчивому развитию, поэтому они быстро перестроились к новым требованиям рынка. Международные компании, принадлежащие европейским или американским концернам, тоже закупают часть своей продукции в Азии, где им приходится сталкиваться с теми же требованиями.

    В январе этого года Банк России выпустил доклад «Модельная методология ESG-рейтингов», в котором предложил унифицировать определение ESG-рейтинга. Как вы к этому относитесь и возможна ли такая унификация?

    Зачастую ESG-рейтинги разных поставщиков отличаются друг от друга. Например, компании-лидеры одного поставщика могли оказаться в середине или даже в конце рейтинга другого поставщика. Это получалось из-за того, что все поставщики основывали рейтинги на собственных, отличающихся от других методологиях. Чтобы навести порядок на рынке, Банк России решил выделить основные параметры для ESG-рейтингов, которые могли бы служить ориентиром и унификатором.

    Между публикацией исследования Банка России по ESG-рейтингам и публикацией рекомендаций было проведено много консультаций с рейтинговыми агентствами и пользователями ESG-рейтингов, в результате рейтинговые агентства остались довольны результатом и планируют использовать обе методологии. В любом случае унификация и использование единых правил — это положительный шаг к более свободному и прикладному использованию рейтингов.

    Аналогичная ситуация обстоит с кредитными рейтингами, которые достаточно сильно коррелируют между собой, но между ними все еще есть незначительная разница в зависимости от конкретных агентств. То же самое должно быть и с ESG-рейтингами.

    В вашей ESG-стратегии написано, что до конца 2023 года 100% проектов корпорации будет соответствовать критериям ESG. Это действительно так?

    Поскольку мы являемся институтом развития, для нас важно, чтобы все наши проекты улучшали качество жизни людей. Поэтому когда мы говорим, что 100% проектов соответствуют философии ESG, это значит, что все они соответствует целям устойчивого развития ООН.

    При этом нельзя говорить, что все они являются зелеными и социальными, поскольку присвоение такого статуса означает соответствие проекта строгим критериям, прописанным в таксономиях. Например, замена дизельного транспорта на более экологичный вид транспорта, также работающий на дизеле, но с меньшими выбросами, — это хорошо, но все же такой проект не является зеленым, несмотря на положительное влияние на экологию.

    Зеленые и социальные проекты — это «эксклюзивный клуб» для проектов, соответствующих самым строгим требованиям, а соответствие философии ESG — это улучшение качества жизни людей в широком смысле.

    02.10.23
    1K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста
    Читайте также