Вопрос-ответ: СЗЗ и новые методические рекомендации. Отвечают эксперты

В этом выпуске рубрики «Вопрос-Ответ» вместе с экспертами EcoStandard group разбираем, как оспорить ограничения, если участок попал в границы СЗЗ, как проводить замеры фонового шума, можно ли объединить санитарный и экологический контроль в одной программе и почему нельзя установить максимально возможную границу СЗЗ. Ответы основаны на действующем законодательстве и реальной практике взаимодействия с надзорными органами. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    Как собственнику земельного участка оспорить ограничения, наложенные из-за санитарно-защитной зоны (СЗЗ)?

    Начните с диалога с владельцем объекта, от которого установлена СЗЗ. Границы можно изменить после разработки и согласования нового проекта.

    В границах СЗЗ запрещено

    ( пункт 5 Правил установления СЗЗ..., утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (далее — Постановление № 222)

    размещение:
    • жилой застройки;
    • объектов образования и медицины;
    • открытых спортивных сооружений;
    • организаций отдыха и оздоровления детей;
    • рекреационных зон;
    • садоводства.
    размещение:
    • объектов производства и хранения лекарственных средств;
    • объектов пищевой промышленности;
    • оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции;
    • комплексов водоподготовки и хранения питьевой воды;
    • объектов по производству, хранению и переработке сельхозпродукции, предназначенной для пищевого использования —

    если химическое, физическое или биологическое воздействие предприятия (источника СЗЗ) приведёт к нарушению качества и безопасности продукции, сырья или воды.

    Однако даже если границы СЗЗ уже внесены в Росреестр, их можно изменить. Это допускается законом. Обычно заинтересованное лицо (собственник ограниченного участка) заказывает и оплачивает новый проект СЗЗ, где санитарная зона откладывается иначе, и он вносится в реестр.

    Законодательство допускает возможность снятия данного ограничения, но только если будет в проекте СЗЗ доказан факт отсутствия воздействия на земельный участок.

    Если диалог невозможен, существуют юридические способы оспаривания, но они сложнее. Оспаривание ограничений в суде — долгий путь. Это может быть обоснование невозможности использования участка по назначению, оценка убытков и подача исков. При этом важно доказать, что установленные ограничения чрезмерны или не соответствуют действующим нормам.

    Ольга Зацепина
    Руководитель дочерней компании Экология EcoStandard group

    Вопрос #2

    Если в ранее согласованной программе контроля санитарно-защитной зоны (СЗЗ) было утверждено три контрольные точки, могут ли теперь потребовать не менее четырех по новым методическим рекомендациям?

    Да, могут потребовать, если изменяется размер СЗЗ более чем в четырех направлениях (румбах) или если затрагивается жилая застройка. Лучше заранее уточнить у Роспотребнадзора или предусмотреть дополнительную точку для подстраховки.

    В методических рекомендациях МР 2.1.1.0358-24 по подготовке проекта санитарно-защитной зоны (далее — МР 2.1.1.0358-24) прямое требование «не менее четырех точек» указано только в отдельных случаях, а именно:

    • если СЗЗ устанавливается заново при отсутствии ранее утвержденной зоны — тогда да, четыре точки нужны;
    • в случае изменения размеров СЗЗ более чем в четырех румбах (направлениях) — тогда также нужно не менее четырех точек (см. пункт 10.3 МР).

    Если утверждена программа с тремя точками, то это допустимо при стабильной конфигурации СЗЗ и отсутствии необходимости фиксировать изменения в нескольких направлениях. Однако, если произошло изменение со всех сторон, то при согласовании проекта эксперты Росприроднадзора могут потребовать добавить дополнительные замеры.

    В части Х МР 2.1.1.0358-24 указано, что контрольные точки выбираются не только на границе СЗЗ, но и в зоне влияния объекта на нормируемой территории, то есть на участках жилой застройки. Если ранее таких точек не было, стоит предусмотреть дополнительную, либо заранее запросить у Роспотребнадзора разъяснение требований.

    На практике бывает, что нормы формально не менялись, а требования ужесточаются просто из-за изменения позиции госоргана или его сотрудников. Поэтому, чтобы избежать повторных замеров и задержек:

    • либо запросите письменное подтверждение текущих требований у Роспотребнадзора,
    • либо подстрахуйтесь, добавив четвертую точку самостоятельно.
    Ольга Юрченко
    Заместитель руководителя департамента экологического мониторинга и экспертизы EcoStandard group

    Читайте также: Гайд по новым методическим рекомендациям по разработке СЗЗ

    Вопрос #3

    Как правильно проводить замеры загрязняющих веществ и шума, если предприятие расположено в промышленной зоне с развитой инфраструктурой, и как исключить влияние внешних источников (другие предприятия, дороги)?

    Проводить замеры в часы минимальной активности внешних источников (например, рано утром), предварительно согласовав графики замеров с другими предприятиями и с лабораторией.

    Для установления СЗЗ необходимо провести исследования атмосферного воздуха и уровней физического и (или) биологического воздействия за контуром объекта ( пункт 2 Постановления № 222). При проведении замеров в промзонах бывает сложно, откуда именно зафиксированы превышения и исключить влияние фонового воздействия: от соседних предприятий или, например, от интенсивного автотрафика. Четких нормативных инструкций, как отделить «свое» воздействие от «чужого», на сегодняшний день, к сожалению, нет.

    Один из практических способов — проводить замеры в часы минимальной внешней нагрузки. Например, для исключения влияния дорог, оптимально проводить замеры рано утром (в 4–5 часов), когда движение минимально. Необходимо согласовать графики с соседними предприятиями, которые имеют другие источники и влияют на фоновое воздействие. Это позволяет избежать наложения выбросов и более точно оценить вклад конкретного предприятия. Важно заранее обсуждать с лабораторией все параметры замеров, включая график, время, место. Настроить «окно тишины» — одна из главных задач.

    На сегодняшний день все сводится к грамотной организации процесса, анализу всех возможных источников и взаимодействию — с соседними предприятиями, лабораториями и специалистами-экологами. Именно на этом строится объективность оценки в условиях «сложного фона».

    Ольга Юрченко
    Заместитель руководителя департамента экологического мониторинга и экспертизы EcoStandard group

    Вопрос #4

    Могут ли программа производственного контроля по санитарному законодательству и программа наблюдений по природоохранному законодательству быть объединены, особенно если речь идет о подтверждении границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ)?

    Да, такие программы могут быть объединены, особенно если речь идет о мониторинге атмосферного воздуха после установления СЗЗ. Главное корректно учесть требования обоих направлений в одном документе.

    Программа производственного контроля по СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и программа производственного экологического контроля в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» могут совпадать по ряду показателей, особенно если речь идет о мониторинге состояния атмосферного воздуха и могут быть отражены в одном документе.

    Важно учитывать на каком этапе проводится мониторинг:

    • Если это подтверждение границ при первичном установлении СЗЗ — тогда объемы замеров будут значительны, и программа должна строго соответствовать методическим рекомендациям и требованиям Роспотребнадзора.
    • Если это постмониторинг — уже после установления СЗЗ, то объемы меньше, и тогда объединение с природоохранным контролем возможно и логично, поскольку задачи фактически пересекаются: отслеживание и подтверждение отсутствия превышений за пределами границ.

    И Роспотребнадзор, и Росприроднадзор, по сути, преследуют одну цель — удостовериться, что предприятие не превышает нормативы воздействия. Поэтому объединение замеров на границе СЗЗ и в рамках природоохранного мониторинга (например, ПДВ) не только возможно, но и часто целесообразно.

    Важно правильно оформить документ. Чтобы объединенная программа была принята обеими сторонами (и санитарной, и природоохранной), она должна:

    • соответствовать требованиям и СанПиН, и природоохранного законодательства;
    • содержать четкое обоснование методики, локации точек, периодичности и объектов контроля;
    • быть согласована с профильными организациями, если требуется.
    Ольга Зацепина
    Руководитель дочерней компании Экология EcoStandard group

    Вопрос #5

    Почему санитарно-защитная зона (СЗЗ) не должна быть максимальной, если для предприятия это выгодно? Ведь в противном случае рядом могут построить жилье.

    СЗЗ не устанавливается «по желанию» предприятия — ее размеры определяются на основе нормативов (ПДК, ПДУ, расчетов и замеров). Максимальный размер невозможен, если для него нет реальных оснований.

    Подход Роспотребнадзора изменился. Ранее часто устанавливали большие, «запасные» СЗЗ, чтобы подстраховаться и ограничить застройку вокруг. Сейчас вектор изменился и, в условиях нехватки земель, приоритет стал смещаться в сторону рационального использования территории. Роспотребнадзор больше не поддерживает искусственное завышение границ без обоснований.

    Размер СЗЗ определяется на основе:

    • расчета рассеивания загрязняющих веществ (по ПДК),
    • уровней шума, вибрации, излучений (по ПДУ);
    • фактических замеров в контрольных точках.

    Даже если предприятие хочет «максимальную» зону — без обоснования ее не утвердят.

    Минимальная зона — это граница, где воздействие предприятия не превышает нормативы. Если в этой точке воздух и шум соответствуют требованиям — жилье можно строить только за ее пределами.

    Риски жалоб — не зависят от размера СЗЗ. Проблемы возникают не из-за «маленькой» зоны, а если на границе или за пределами СЗЗ фиксируются превышения, появляются запахи, шум или другие воздействия. Поэтому важно не «растягивать» зону, а обеспечивать реальное соответствие нормативам.

    Евгений Кузьмин
    Ведущий инженер-проектировщик Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
    16.07.25
    172
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста