Вопрос–ответ: статистическая отчетность и плата за НВОС. Отвечают эксперты

В новом выпуске рубрики разбираем ситуации, которые вызывают вопросы у экологов в отчетный период: когда сдается форма 2-ТП (отходы), какие отчеты обязательны для импортеров товаров в упаковке, в каких случаях допускается вычитание фоновых концентраций при расчете платы за НВОС и нужен ли отчет 2-ТП (рекультивация) по артезианской скважине. Эксперты информационно-справочных систем «Техэксперт: Экология». дают практические ответы с опорой на действующие нормативные документы.

16.12.25
31

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    #1 Учет отходов от использования товаров в форме 2-ТП (отходы)

    Предприятие занимается закупкой импортного сырья в упаковке с последующей реализацией. При этом предприятие не образует отходы упаковки, так как товар реализуется в упаковке. Для выполнения требований по утилизации отходов от использования товаров, необходимо ли предприятию, заключившему договор с утилизатором отходов, подавать отчетность по форме № 2-ТП (отходы)?

    Справочно

    Все ссылки в обзоре ведут на документы в «Техэксперт: Экология». Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка — вероятно, вы не являетесь пользователем систем, посмотреть их можно с помощью демо-доступа.

    Приказом Росстата от 06.11.2025 № 614 утверждены:

    • форма № 2-ТП (отходы);
    • указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения (далее — Указания).

    Отчетность по форме № 2-ТП (отходы) предоставляют (п. 1 Указаний):

    • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
    • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО);
    • операторы по обращению с ТКО.

    ​​

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

    • отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;
    • обращение с отходами — это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
    • отходы от использования товаров и (или) упаковки (отходы от использования товаров) — отходы, образующиеся после утраты товарами и (или) упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств. К упаковке относится продукция как являющаяся товаром, так и используемая для упаковки товара.

    Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у хозяйствующего субъекта, кроме медицинских, биологических и радиоактивных отходов (п. 5 Указаний).

    Следовательно, в отчете по форме № 2-ТП (отходы) учитываются только отходы производства и потребления, которые образуются и в отношении которых проводится сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение.

    Указания не содержат необходимости учета отходов от использования товаров или упаковки.

    Кроме того, отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется на основании (п. 6 Указаний):

    • данных учета в области обращения с отходами;
    • паспортов отходов I-IV класса опасности;
    • материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

    Таким образом, отходы, которые не образовались в отчетном периоде или не были переданы предприятию, не требуется указывать в отчете по форме № 2-ТП (отходы), так как данный отчет составляется также на основании данных учета отходов и паспортов отходов.

    Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

    Учету в области обращения с отходами подлежат (п. 4 Порядка):

    • все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;
    • все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

    Также отчет по форме № 2-ТП (отходы) не предоставляют хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, при одновременном выполнении следующих условий (п. 1 Указаний):

    • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
    • заключен договор с региональным оператором;
    • не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов).

    То есть не нужно представлять отчетность по форме № 2-ТП (отходы), если хозяйствующий субъект подпадает под исключения, содержащиеся в п. 1 Указаний.

    При этом отходы от использования товаров и упаковки импортерам товаров необходимо учитывать в (п. 17 ст. 24_2-1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

    • отчетности о массе товаров, упаковки;
    • отчетности о самостоятельной утилизации.

    Постановлением Правительства РФ от 31.05.2024 № 741 утверждены:

    • Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке, сведений о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковке, отчетности о массе товаров, упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС (далее — Правила № 741);
    • Форма отчетности о массе товаров, упаковки.

    Постановлением Правительства РФ от 31.05.2024 № 742 утверждены:

    • Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (далее — Правила № 742);
    • Формы отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.

    Отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров представляется по форме согласно Приложению № 1 к Правилам № 742 следующими лицами (п. 3 Правил № 741, п. 2 Правил № 742):

    • производители товаров — в отношении отходов от использования товаров, упаковки, произведенных на территории РФ;
    • импортеры товаров — в отношении отходов от использования товаров, упаковки, упаковки, в которую упакован товар, ввезенных из государств - членов ЕАЭС;
    • импортеры товаров — в отношении отходов от использования товаров, упаковки, упаковки, в которую упакован товар, ввезенных с 01.01.2024 до 01.01.2026 в РФ из государств, не являющихся членами ЕАЭС.

    Эксперт службы поддержки пользователей систем «Кодекс»/«Техэксперт»

    #2 Допустимость вычета фоновых концентраций при водозаборе из подземных источников

    Если организация осуществляется смешанный водозабор (из подземных источников и из реки), то при расчете платы за НВОС применяется правило из п. 3.13 Указаний к заполнению формы № 2-ТП (водхоз), утвержденных Приказом Росстата от 02.10.2024 № 445. Вычитание фоновых концентраций существенно снижает размер платы за НВОС. Если водозабор осуществляется полностью из подземных источников, то допустимо ли использовать такой подход к расчету платы за НВОС? И если да, то каким образом правильно подтвердить наличие фоновых концентраций загрязняющих веществ при использовании подземных источников?

    С учетом действующих норм, если источником водопотребления являются только подземные источники, то вычитание фоновых значений при сбросе в водный объект в данном случае не применяется. В п. 3.13 Указаний к заполнению формы федерального статистического наблюдения (далее — Указания), утвержденных Приказом Росстата от 02.10.2024 № 445, указано, что при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды. При этом общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта.

    Ключевая фраза в пункте 3.13 Указаний — «...забранной из того же водного объекта». Цель этого положения — учесть только добавленную антропогенную нагрузку на водный объект. Если предприятие забирает воду из реки, использует ее, а затем сбрасывает сточные воды в эту же реку, то в составе сточных вод будет и то загрязнение, которое было в речной воде изначально (фоновое), и новое, которое добавило предприятие.

    П. 3.13 Указаний позволяет исключить из отчетности фоновое загрязнение. Согласно ч. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

    • поверхностные водные объекты;
    • подземные водные объекты.
    • То есть подземные воды являются отдельным видом водных объектов.

    Подземные воды не являются частью поверхностных водных объектов (реки, озера, моря), в которые, как правило, осуществляется водоотведение (сброс). Таким образом, водный объект, из которого предприятие забирает воду (подземный водоносный горизонт), и водный объект, в который предприятие сбрасывает сточные воды (например, река или озеро), — это разные водные объекты.

    Поскольку подземные и поверхностные объекты – разные, то принцип «вычитания фона», заложенный в п. 3.13 Указаний, в данном случае применять не корректно.

    Эксперт службы поддержки пользователей систем «Кодекс»/«Техэксперт»

    #2 Отчет по форме № 2-ТП (рекультивация) для скважины

    Организация на балансе предприятия имеет артезианскую скважину. Необходимо ли данной организации сдавать отчет по форме № 2-ТП (рекультивация)?

    Отчет по форме № 2-ТП (рекультивация) в отношении скважины необходимо представлять только на этапе ее бурения.

    Хозяйствующие субъекты, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, представляют отчет по форме № 2-ТП (рекультивация) в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения (п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (далее — Указания), утвержденных Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676).

    В разделе I отчета по форме № 2-ТП (рекультивация) отражаются данные о наличии нарушенных и отработанных земель. Список нарушенных земель указан в п. 6 Указаний, в том числе к нарушенным землям относятся площадки буровых скважин.

    Следовательно, отчет по форме № 2-ТП (рекультивация) необходимо представлять на этапе бурения скважины. Соответственно, если скважина функционирует и отсутствуют работы, связанные с нарушением земель и со снятием и использованием плодородного слоя почвы, то представлять отчет по форме № 2-ТП (рекультивация) не нужно.

    Эксперт службы поддержки пользователей систем «Кодекс»/«Техэксперт»
    16.12.25
    31
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста