Какое значение для компаний имеет вступления в силу положений Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ, как уплачивать экосбор за предыдущие годы, кто должен вносить экосбор за упаковку продукции, какие существуют нововведения в части РОП для импортеров — на такие вопросы ответили эксперты нашей рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Вопрос #1
В этом году в сферу обращения с отходами были законодательно введены новые понятия (Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Как это отразится на компаниях?
Законом введены два новых термина: «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье». Под термином «вторичные ресурсы» понимаются отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства. «Вторичное сырье» — это продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны утилизировать (перерабатывать) вторичные ресурсы самостоятельно или передавать их компаниям, которые могут обеспечить утилизацию. Также до 1 марта 2024 должны быть разработаны перечни видов товаров и работ, производство и проведение которых допускается лишь с использованием в составе вторичных ресурсов. В том числе, должны появиться перечни работ и товаров, запрещенных в РФ из-за того, что отходы от их использования не подлежат утилизации (переработке). А с 2030 года захоронение вторичных ресурсов полностью запрещается. Кроме того, Закон наделяет ответственностью предпринимателей, которые размещают побочную продукцию на полигонах. За размещение побочной продукции с предпринимателя будет взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду по повышенной ставке.
Необходимо также отметить, что закон распространяет свое действие и на граждан РФ, для них регламентированы правила по раздельному сбору отходов и накоплению вторичных ресурсов на мусорных площадках. Ответственность за нарушение требований возлагается согласно части 1 статьи 8.2 КоАп РФ. А действует данная норма уже с 1 марта 2023 года.
Екатерина ШешлянниковаИ.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Вопрос #2
В организации сложилась следующая ситуация: РПН выдвинул иск и просит уплатить экологический сбор за 2019 год. При этом не был предоставлен утилизационный акт по форме, так как на тот момент форма не была установлена. Возможно ли отстоять свои права спустя столько времени?
Имеет смысл попробовать отстоять свои права, такие ситуации имели место ранее. На практике существует много организаций, которые вели деятельность с 2005-2010 годов, но при этом не знали о существовании экосбора. Когда узнали о таком требовании по отчетности, подготовили всю необходимую документацию, после чего Росприроднадзор больше не выдвигал дополнительных требований.
В конкретном случае могут быть другие основания и повод, по которому Росприроднадзор выдвигает такие требования, потому что в компании с 2015-2016 годов эта отчетность введена. Поскольку акты сейчас не утверждены и закончили свое действие, они могут быть составлены в более свободной форме. Нужно понимать, что этот акт должен быть двухсторонний: между заказчиком и самим утилизатором.
Можно попробовать доказать свою точку зрения и ответить на письмо Росприроднадзора, а далее действовать исходя из ответа или дополнительно проконсультироваться со специалистами. Однако гарантировать благоприятный исход в данном случае невозможно.
Екатерина ШешлянниковаИ.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Вопрос #3
На мукомольном производстве продукция (мука) упаковывается в приобретаемые мешки. Правильно ли получается, что в данном случае за упаковку платит и ее производитель, и наша организация, производящая муку?
Не совсем так. Мешки приобретают статус упаковки в момент, когда их используют по прямому назначению, то есть когда организация упаковала в них свою продукцию. В таком случае для производителя мешков они являются товаром, а не упаковкой.
При этом производитель мешков платит лишь за тару, используемую для транспортировки своего товара. Поэтому в обязанности предприятия по производству муки будет входить оплата экосбора за мешки для упаковки муки.
Анна ЯрцеваВедущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #4
Какие изменения планируются в нашей стране в ближайшее время по РОП? Как скажутся нововведения на импортерах?
Основная мысль реформы системы расширенной ответственности производителей — перенести ответственность за утилизацию упаковки на производителей. Пока ответственность по РОП лежит на производителях, но с 2026 года эта ответственность также будет возложена на импортеров, потому что они ввозят в страну товары в упаковке, и чтобы эта упаковка не оседала на полигонах, правительство решило минимизировать эти риски, выдвигая требования для импортеров оплачивать экосбор при ввозе товара в страну.
Это увеличит процент перерабатываемых отходов и вернет вторичное сырье в оборот. Также подобная мера может снизить размещение отходов на полигонах и нагрузку на окружающую среду. К 2025 году нормативы утилизации составят 55%, в 2026 — 75%, к 2027 году они должны составлять уже 100%. На сегодняшний момент нормативы утилизации в России составляют 30%.
Следующие нововведения касаются создания методики по расчету ставок экосбора. Ставки экосбора не актуализировались около 6 лет, поэтому утверждена специальная методика, на основании которой базовая ставка будет умножаться на экокоэффициент. То есть чем экологичнее товар, тем будет меньше ставка. Например, за утилизацию прозрачной и красной бутылки производители платят одинаково, но прозрачную бутылку можно переработать и утилизировать, а красную — нет.
Любовь БоронинаРуководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group
Вопрос #5
Расскажите, как осуществляется контроль механизма передачи утилизационных актов? Кто отвечает за этот процесс?
В настоящее время механизм передачи актов по утилизации не контролируется на законодательном уровне, поэтому возможность определить, насколько эти акты соответствуют требованиям, отсутствует. Планируется создание информационной системы, которая будет включать в себя реестр недобросовестных утилизаторов. Это станет хорошим подспорьем для отходообразователей, потому что в этом реестре будут предприятия, которые имеют мощности, чтобы утилизировать весь объем. Предприятия, которые заявляют, что готовы брать объем, но не располагают соответствующими мощностями, не рекомендуются в качестве контрагентов для заключения договоров.
С введением информационной системы все образователи отходов будут пользоваться реестром и обращаться только к проверенным поставщикам. Будет утвержден перечень видов продукции, в составе которых должна использоваться определенная доля вторичного сырья, чтобы как можно больше полезных фракций вводилось в оборот. Если упаковка продукта произведена с включением определенной доли вторичного сырья, следует помнить, что нужно указывать информацию об этом в отчете. При этом подобные заявления должны подкрепляться подтверждающими документами.
Любовь БоронинаРуководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group
Вопрос #6
Подскажите, как лучше выйти из ситуации по отчетности РОП: от Росприроднадзора пришел запрос с тем, чтобы приложить к ответу учет отходов по приказу № 1028. В отчете указан отход с одним номером по ФККО (макулатура и картон), а в утилизационном акте указан другой номер по ФККО (картон). Эта ошибка была обусловлена человеческим фактором: ошиблись при сдаче отчетов с номером. По факту на утилизацию вывозили картон. Сейчас собираемся предоставить верный учет отходов. Как допущенная ошибка может отразиться в дальнейшем?
Аналогичный опыт был у компании в части экологического сбора. При консультации с Центральным аппаратом Росприроднадзора было принято решение приложить все документы с сопроводительным письмом, где указана информация о технической ошибке. Есть практика, что отчетность была принята в таком виде. Поэтому можно попробовать применить такую схему разрешения ситуации.
Любовь БоронинаРуководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group
Напишите, пожалуйста