В течение какого срока действительны нормативы выбросов, нужно ли переоформлять проект НДВ при изменении выбросов, необходимо ли учитывать влияние других юрлиц при расчете рассеивания в случае аренды промплощадки — на эти и многие другие вопросы ответила эксперт нашей рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.

12.07.24

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    Добрый день! Мы разработали проект НДВ (инвентаризация проводилась в 2018 году). Таблица 3.3.1 включает нормативы выбросов с 2018 по 2025 годы. На основе проекта в 2019 году была подана декларация о плате за НВОС. В течение какого срока действительны нормативы выбросов: 5 лет с момента инвентаризации или 7 лет с момента подачи декларации?

    Нормативы выбросов в данном случае действительны 5 лет.

    Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» в первоначальной редакции срок действия нормативов предельно допустимых выбросов составлял 5 лет. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2017 № 841 «О внесении изменений...» указанный срок был продлен до 7 лет. Документ утратил силу 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу...». Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах...» было утверждено новое Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Положение).

    Согласно пункту 6 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Также согласно пункту 4 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов.

    В силу пункта 10 Положения для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте. НДВ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. Для объектов II категории расчеты НДВ являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду. Соответствие НДВ санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха. В настоящее время для объектов II категории НДВ рассчитываются для загрязняющих веществ, содержащихся в Перечне загрязняющих веществ, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р «Об утверждении перечня...». Документ вступил в силу с 1 января 2024 года, однако содержит переходные положения, которые касаются в том числе переоформления природоохранной документации.

    Рекомендуем ознакомиться с новым перечнем веществ, проанализировать с целью установления необходимости вносить изменения в инвентаризацию выбросов и, соответственно, расчет НДВ, мероприятия НМУ с учетом включения в указанный перечень новых загрязняющих веществ.

    Татьяна Шитова
    Инженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»

    Вопрос #2

    Подскажите, пожалуйста, после того, как разработан новый проект НДВ, проводилась новая инвентаризация. Актуализацию сведений НВОС необходимо делать до подачи проекта на согласование в Роспотребнадзор или после получения СЭЗ?

    Актуализацию сведений НВОС рекомендуем проводить в кратчайшие сроки после установления изменений характеристик выбросов, определенных в инвентаризации до подачи проекта на согласование в Роспотребнадзор.

    В силу абзаца 6 пункта 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах...», для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

    Также для предприятий II категории в силу пункта 6 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    Татьяна Шитова
    Инженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»

    Вопрос #3

    Здравствуйте! Подскажите, если проект НДВ действует до 2024 года, но некоторые источники выбросов перестали функционировать еще в 2023 году, нужно ли переоформлять проект НДВ для III категории НВОС?

    Да, необходимо переоформлять проект НДВ для III категории НВОС.

    данном случае необходимо начать с корректировки инвентаризации выбросов, поскольку изменилось количество источников выбросов загрязняющих веществ (ЗВ), а, следовательно, количественный и/или качественный состав выбросов ЗВ. Далее необходимо сделать расчет НДВ, получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение и утвердить. Также необходимо провести актуализацию сведений об объекте НВОС.

    В силу абзаца 6 пункта 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах...», для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

    Татьяна Шитова
    Инженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»

    Вопрос #4

    Добрый день, на стадии разработки проектной документации на строительство было получено решение на установление СЗЗ на промышленный узел для трех юрлиц. Сейчас одно из них готовится к вводу в эксплуатацию. Одно из юрлиц обратилось за разработкой инвентаризации и НДВ. Подскажите, при расчете рассеивания необходимо учитывать влияние других юрлиц?

    В данном случае при расчете рассеивания необходимо учитывать влияние других юрлиц.

    Влияние иных юрлиц учитывается в составе фоновой концентрации загрязняющих вещества. Однако, расчеты рассеивания на стадии разработки проекта НДВ выполняются согласно требованиям Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики...». То есть при необходимости учета фона, в случае, если ЦГМС не дает справку по необходимому веществу, запрашиваются данные по выбросам соседних предприятий и учитываются в расчете.

    Татьяна Шитова
    Инженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»

    Вопрос #5

    Подскажите, пожалуйста, для предприятия III категории НВОС нормативы разрабатываются для веществ 1 и 2 класса опасности, но помимо данных веществ предприятие выбрасывает другие загрязняющие вещества. Вопрос: расчет рассеивания необходимо делать для всех загрязняющих веществ или только для веществ 1 и 2 класса опасности?

    Расчет рассеивания необходимо делать для всех загрязняющих веществ.

    Для согласования расчета НДВ в органах Роспотребнадзора и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения необходимо проводить расчет рассеивания для всех загрязняющих веществ объекта НВОС. Однако, поскольку вопрос касается применения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, практика в регионах может различаться. Для расчета применяется СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

    Татьяна Шитова
    Инженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»

    Вопрос #6

    Добрый день! Такой вопрос: предприятие сдает всю свою территория в аренду (арендаторы сами несут ответственность в области экологии согласно договору аренды), но есть очистные сооружения ливневых стоков: яма с фильтрами. Предприятие III категории НВОС. Необходима ли разработка проекта НДВ по расчету выбросов от этих очистных сооружений или можно просто провести инвентаризацию, если в выбросах нет веществ 1 и 2 класса опасности?

    В данном случае нет необходимости в разработке проекта НДВ.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для объектов III категории НДВ рассчитываются в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). В силу абзаца 6 пункта 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах...» (далее — Положение), для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов. НДВ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункта 10 указанного Положения.

    Обратите внимание: в некоторых регионах сложилась практика, когда территориальные органы Роспотребнадзора утверждают о необходимости разработки проекта НДВ в отношении всех загрязняющих веществ, ссылаясь на санитарно-эпидемиологическое законодательство и необходимости оценки воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека при проведении расчетов рассеивания.

    Татьяна Шитова
    Инженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»
    12.07.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста