Вопрос-ответ: отчет по выбросам парниковых газов. Отвечают эксперты

В рубрике «Вопрос-ответ» эксперты рассказали о законодательных нормах и практике в части отчетов о выбросах парниковых газов. Есть ли необходимость отчитываться о выбросах парниковых газов компаниям, не включенным список регулируемых организаций, как можно использовать данные о выбросах в дальнейшей деятельности, как организовать в компании работу по подготовке отчетности о выбросах парниковых газов и какова ответственность за ошибки в отчетности по выбросам парниковых газов — на такие вопросы ответили эксперты нашей обновленной рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.

21.04.23
3K

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    Возник такой вопрос: наша организация не входит в перечень регулируемых по парниковым газам, есть ли необходимость в таком случае составлять и подавать отчетность по выбросам парниковых газов?

    На текущий момент обязательство по предоставлению сведений о выбросах парниковых газов действует лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые вошли в перечень регулируемых организаций. Критерии отнесения ЮЛ и ИП содержатся в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2022 № 355.

    Тем не менее, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», ЮЛ и ИП, не относящиеся к регулируемым организациям, вправе представлять отчеты о выбросах парниковых газов в добровольном порядке.

    О том, как это сделать, подробно писали в статье «Отчетность по парниковым газам: новое в 2023 году».

    Анастасия Бекетова
    Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #2

    На данном этапе готовим отчетность по выбросам парниковых газов. Интересно, можно ли еще как-то использовать результаты расчета выбросов парниковых газов в дальнейшей деятельности?

    Проведение расчетов выбросов парниковых газов позволяет определить наиболее углеродоемкие процессы деятельности предприятия и основные источники выбросов (как прямых, так и косвенных — энергетических и иных, связанных с деятельностью организации). Данная информация дает представление о том, какие процессы требуют внесения изменений с целью снижения выбросов парниковых газов.

    Это могут быть решения в области устойчивого энергопотребления и энергосбережения, возможные изменения в используемом сырье, экологически ориентированные изменения логистики предприятия и пр. Данные меры по предотвращению/снижению выбросов парниковых газов являются неотъемлемой частью стратегии развития предприятия, его экологических целей. Более того, если отдельные меры по сокращению выбросов ПГ реализовать как полноценный климатический проект (с методологическим обоснованием, прохождением процедур валидации и верификации углеродной отчетности), единицы сокращения выбросов (тонны СО2-экв.) могут быть засчитаны в качестве углеродной единицы и обращены на климатической бирже (в реестре углеродных единиц).

    Анастасия Бекетова
    Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #3

    В связи со введением обязательной отчетности для организаций с уровнем выбросов более 50 тыс. тонн углекислого газа в год за период с 01.01.2024, решили заблаговременно начать учет. Появились вопросы: как организовать в компании работу по подготовке отчетности о выбросах парниковых газов, можно ли сделать это своими силами или лучше привлечь экспертов?

    Разработка экологической документации, как правило, начинается с проведения инвентаризационных мероприятий. Подготовка отчетности о выбросах парниковых газов не является исключением: прежде чем приступить к расчету, проводится инвентаризационный аудит — ключевая его цель состоит в том, чтобы определить источники выбросов ПГ, категорию выбросов (прямые или косвенные), а также технологические процессы, в результате которых образуются выбросы парниковых газов.

    Следующий этап — сбор необходимой информации для проведения расчетов согласно методике, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов». В зависимости от технологического процесса могут использоваться следующие показатели: расход топлива/сырья, объем утилизированных отходов, объем выпуска продукции и так далее.

    После того, как собраны необходимые данные, можно приступать к расчетам. Расчеты можно проводить как своими силами (необходимые расчетные формулы представлены в методике Приказа Минприроды РФ от 27.05.2022 № 371), так и с помощью консультантов. Стоит отметить, что сейчас появилось множество подручных инструментов — онлайн-калькуляторов выбросов ПГ для промышленных предприятий. Один из подобных инструментов реализован на платформе ФГАУ НИИ «ЦЭПП».

    Анастасия Бекетова
    Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #4

    Предполагаются ли штрафы за нарушение порядка предоставления отчетности по выбросам парниковых газов и превышение квот выбросов парниковых газов?

    В настоящий момент отдельной статьи в КоАП за непредоставление отчета о выбросах парниковых газов или недостоверную информацию, содержащуюся в отчете, не предусмотрено. Санкционная мера в отношении раскрытия информации о выбросах парниковых газов сейчас находится на обсуждении на уровне Государственной Думы РФ.

    Предполагается, что непредставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов, предусмотренное законодательством об ограничении выбросов, или представление в отчете заведомо недостоверной информации влечет предупреждение или наложение штрафа:

    • на должностных лиц в размере 35–50 тыс. руб.;
    • на предпринимателей — 100-250 тыс. руб.;
    • на юридических лиц — 100-500 тыс. руб.

    Однако в текущей редакции КоАП есть статья 8.5 о сокрытии или искажении экологической информации, что влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
    • на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    До принятия поправки в КоАП (включение штрафов за отчетность о выбросах ПГ), данная статья может быть применена.

    Анастасия Бекетова
    Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
    21.04.23
    3K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста