Вопрос-ответ: обращение с отходами. Отвечают эксперты

Когда оргтехника становится отходом, можно ли передать отход сотруднику, как учитывать передачу без ответа от регоператора и допустима ли продажа отходов — на эти и другие вопросы ответила Надежда Бирюкова, эксперт нашей рубрики, а также основатель клуба для профессиональных экологов «ЭкоПрофи».

Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.

16.06.25
1K

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    На предприятии на складе хранится оргтехника, которую давно не используют (принтеры, мониторы, системные блоки). Часть оборудования физически изношена и морально устарела. Возникает вопрос: считается ли эта оргтехника отходами? С какого момента она переходит в разряд отхода?

    Законодательно момент образования отходов не определен. Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

    Факт образования отхода связывается не с моментом выхода материала из производственного оборота, а с принятием решения о невозможности его дальнейшего использования и началом процесса удаления.

    Списание в бухгалтерии изделий/материалов в эксплуатацию/производство не равно образованию отходов, так как это разные процессы. Списание запасов, то есть признание отсутствия оснований для учета запасов в качестве актива, годного к реализации, может являться основанием для признания таких запасов отходами.

    Согласно пункту 42 ФСБУ 5/2019, к операциям, изменяющим вид запасов но не являющимся основанием прекращения признания запасов активами относят:

    • передачу материалов в производство;
    • выпуск продукции;
    • отгрузку готовой продукции до признания выручки.

    Материалы при передаче в производство становятся другим видом запасов – незавершенным производством. Незавершенное производство, в свою очередь, в ходе производственного цикла станет другим видом запасов: полуфабрикатами или готовой продукцией.

    Предприятие имеет право самостоятельно определить, подлежат ли запасы признанию отходами.

    Для этого может быть создана внутренняя комиссия, с привлечением внешних экспертов или специалистов, при необходимости.Комиссия оценивает, существует ли возможность получения будущей экономической выгоды от таких запасов, например, за счет:

    • их дальнейшего использования в производстве;
    • реализации третьим лицам;
    • переработки.

    Основанием для такого вывода может служить, в частности, установление тождественности признаков образованных материалов или предметов основным характеристикам стандартизированной продукции, определенным в ГОСТах или других нормативных документах.

    Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», формы первичных учетных документов:

    • утверждаются руководителем экономического субъекта;
    • разрабатываются лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета.

    Бюджетные организации обязаны учитывать Приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61н, которым утверждены:

    • унифицированные формы электронных бухгалтерских документов;
    • методические указания по их формированию и применению.

    Примером такого документа является акт о списании объектов нефинансовых активов.

    Таким образом, момент образования отходов, с которого предприятие обязано в течение 10 рабочих дней учесть их в первичных данных учета отходов, определяется самим предприятием. Но не произвольно, а на основании обоснованного решения, подтвержденного соответствующими документами.

    Оргтехника, которая хранится на складе не является отходом до того как, пока не будут составлены соответствующие акты и не внесены данные об учете отходов. До этого момента оргтехника может быть передана в ремонт, реализована как оргтехника и не являться отходом, пока окончательно не утратит свои потребительские свойства.

    Надежда Бирюкова
    Основатель клуба для профессиональных экологов «ЭкоПрофи»

    Вопрос #2

    Как отразить в учете отходов передачу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) и отходов I–II класса опасности (далее – ОПВК), если отсутствует информация от контрагента или регионального оператора?

    Если нет достоверной информации о способе обращения с отходами, необходимо направлять официальные запросы региональному оператору, сверяться с территориальной схемой субъекта, а в крайнем случае — временно указывать захоронение или наиболее вероятный способ обращения. Позднее данные можно скорректировать на основании подтверждающих документов.

    Последовательность действий для получения данных о видах обращения с ТКО:

    Шаг 1. Сделать официальный запрос региональному оператору по обращению с ТКО.

    Рекомендуем предусмотреть все необходимые условия в рамках договора, заключить соответствующее дополнительное соглашение о предоставлении региональным оператором соответствующих сведений.

    Шаг 2. Посмотреть территориальную схему по обращению с отходами вашего субъекта независимо от того ответил официально или нет. Убедиться, что нет расхождений в данных регоператора и территориальной схеме.Если они есть, то сделать официальный запрос в соответствующий исполнительный орган власти субъекта.

    Шаг 3. Если оператор не отвечает, а из территориальной схемы непонятно, что происходит с отходами, то писать официальный запрос в соответствующий исполнительный орган власти субъекта, который разработал территориальную схему по обращению с отходами, и отвечает в настоящее время за организацию обращения с отходами в субъекте.

    Если, согласно территориальной схеме, все потоки идут на комплексы по переработке отходов,тогда смело можно указывать, что все отходы передаются на обработку.

    Шаг 4. Если срок сдачи отчетов подходит, а ответов нет, то показывать передачу на захоронение.

    Последовательность действий для получения данных о видах обращения с ОПВК:

    Шаг 1. В течение 10 рабочих дней после передачи отхода в таблицах первичных данных учета отражаем передачу ФГУП «ФЭО» без указания вида обращения с отходом.

    Шаг 2. В сводных данных учета, если к концу месяца следующего за отчетным не поступила информация и цели передачи отходов, то выбираем способ обращения ориентируясь на вид отхода и имеющуюся информацию:

    • если это вторичные ресурсы, то отражаем передачу на утилизацию;
    • если отход включен в перечень, утвержденный Распоряжением правительства от 25.07.2017 № 1589-р, то отражаем передачу на обезвреживание;
    • если вам известен контрагент и он не только транспортировщик согласно лицензии, то запрашиваем достоверную информацию напрямую у контрагента;
    • если ничего не известно о контрагенте, то указываем обезвреживание.

    После получения достоверной информации можно «исправить» ошибку. Исправления заверяет ответственное лицо. Как основание можно указать реквизиты акта выполненных работ от контрагента.

    Чтобы избежать проблем, не подписывайте акт выполненных работ с ФГУП «ФЭО» до получения от них подтверждающих сведений.

    В случае задержки рекомендуем направлять официальные письменные запросы и претензии в адрес ФГУП «ФЭО» и контрагентов .

    Надежда Бирюкова
    Основатель клуба для профессиональных экологов «ЭкоПрофи»

    Вопрос #3

    Можно ли избавиться от ответственности за отходы, передав право собственности на них другой организации, например, транспортировщику или утилизатору?

    Передача права собственности на отходы не гарантирует освобождения от ответственности за их обращение. Важно не просто передать отходы, но и:

    • понимать статус и лицензии принимающей стороны;
    • правильно оформлять договорные отношения;
    • иметь документальное подтверждение целей и фактических действий с отходами;
    • учитывать специфику бухгалтерского и экологического учета.

    В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. При этом обязательства по обращению с отходами преимущественно распространяются на образователей отходов, а не на собственников.

    Согласно статьям 218и 220 ГК РФ (часть первая), основания для приобретения права собственности могут быть различными — как по договору, так и иными предусмотренными законом способами.

    Согласно статье 210 ГК РФ, бремя содержания имущества, включая расходы и риски, несет собственник, если иное не установлено законом или договором.

    Важно учитывать, что согласно статье 236 ГК РФ, отказ от права собственности сам по себе не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

    На практике, эколог предприятия может столкнуться с рядом сложностей при решении вопроса о передачи прав собственности на отходы, которые образовались на предприятии. Рассмотрим два варианта передачи отходов.

    Передача прав собственности на отходы транспортировщику:В данном случае предприятие фактически передает транспортировщику право распоряжаться этими отходами по его усмотрению.

    Вместо передачи на обезвреживание транспортировщик в праве:

    • вывезти отходы на размещение на любой удобный полигон;
    • оставить у себя в накоплении, как минимум на срок в 11 месяцев, а сразу никуда не передать.

    В результате эколог предприятия не сможет указать достоверные сведения о целях передачи отходов в отчетной документации своего предприятия, потому что у транспортировщика лицензия только на транспортирование.

    Транспортировщик, в свою очередь, вообще не должен отражать в своих отчетах движения чужих отходов, принятых для транспортирования, действующее законодательство этого не предусматривает.

    Передача отходов транспортировщику в собственность не имеет особого смысла и, наоборот, сопровождается дополнительными рисками:

    • предприятие перестало быть собственником и не вправе что-либо требовать в отношении этих отходов;
    • предприятие утратило контроль, но формально все еще остается ответственным за достоверность сведений в отчетности.

    С другой стороны, риск причинения ущерба, связанного с нарушением правил транспортирования отходов теперь полностью ответственность грузоперевозчика. Также, в рамках договора перевозки, можно предусмотреть соответствующие компенсационные мероприятия в случае возникновения аварийных ситуаций, допущенных по вине перевозчика.

    Передача прав собственности на отходы утилизатору, обработчику, обезвреживателю. Кроме описанных выше рисков самовольного обращения с переданными отходами, следует учитывать ограничения с точки зрения бухгалтерского учета и налогового законодательства. Если право собственности на отходы уже передано, то оплата услуг по их утилизации, обработке или обезвреживанию становится неправомерной, поскольку предприятие больше не является собственником этих отходов. Для бюджетных учреждений это может повлечь и уголовную ответственность.

    В данном случае право собственности целесообразно передавать не на сами отходы, а на результаты деятельности соответствующих специализированных организаций, включая результаты обработки и «хвосты». Важно заранее оговорить в договоре, что отходы, образующиеся в результате обработки, признаются собственностью исполнителя работ (обработчика). Это позволит юридически корректно оформить процесс и избежать нарушений как в сфере отчетности, так и в части использования финансов.

    Надежда Бирюкова
    Основатель клуба для профессиональных экологов «ЭкоПрофи»

    Вопрос #4

    Предприятие рассматривает возможность заключения договора купли-продажи (далее — ДКП) отходов, например, с утилизатором или переработчиком. Допустимо ли продавать отходы и таким образом снять с себя обязательства, связанные с их утилизацией или учетом?

    Как показывает правоприменительная практика: можно, но есть нюансы.

    Согласно письму Минприроды России от 28.07.2021 г. № 25-50/10539-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу продажи отходов I-V классов опасности» понятия «продажа отходов» и «удаление отходов» не являются тождественными.

    С одной стороны прямого запрета на продажу отходов нет, за исключением отходов, ограниченных в гражданском обороте согласно указу Президента РФ от 22.02.1992 № 179 (отходы, содержащие драгоценные металлы, отходы взрывчатых веществ и т. д.).

    С другой стороны встает вопрос подтверждения безопасного обращения с отходами. Что с ними стало и какова была цель передачи, если услуги не оплачены, а ДКП по факту подтверждает только переход права собственности.

    И снова встает вопрос корректной информации об обращении с отходами в отчетности. Переход права собственности не влечет прямого перехода соответствующих обязательств.

    Судебная практика в части продажи отходов противоречива. В некоторых делах суды приходили к выводу, что продажа предприятием отходов, образовавшихся в результате его хозяйственной деятельности, не освобождает данное лицо от обязанности по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за НВОС и соответствующих пеней ( постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.02.2021 № Ф02-6676/2020 по делу № А74-13893/2019, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.01.2021 № Ф01-15373/2020 по делу № А43-46785/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 13.05.2021 № 301-ЭС21-5679 по делу № А43-46785/2019 в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано).

    Такая позиция объясняется тем, что заключение ДКП не отменяет принципов природоохранного законодательства: принцип платности природопользования и принцип обязательного возмещения вреда, нанесенного окружающей среде.

    Существует и другая позиция судов. Так при рассмотрении другого суд согласился с Обществом и отказал Росприроднадзору в доначислении платы за НВОС за 2020 г. (сумма иска: 235 053 027,00 руб.), поскольку Росприроднадзор не представил доказательств, опровергающих факт утилизации отходов (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2023 № Ф02-5093/2023 по делу № А33-12461/2022). Верховный Суд РФ, в свою очередь, определением от 19.01.2024 № 302-ЭС23-27305 отказал в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.

    В подтверждение своей позиции предприятием были представлены:

    • ДКП, согласно пунктам которого поставщик с 01.01.2020 по 31.12.2024 обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные, код ФККО 2 00 110 03 20 5, сформированные при добыче полезных ископаемых, с целью использования для формирования основания внешнего отвала вскрышных пород, отсыпки автомобильных дорог, строительства дамбы хвостохранилища и иные технологические цели;
    • акт о вводе в эксплуатацию внешнего отвала, согласно которому работы выполнены согласно проектной документации по строительству отвала;
    • положительное заключение экологической экспертизы на проектную документацию;
    • акт приема-передачи продукта к ДКП.

    Основной рекомендацией в целях снижения риска в таких случаях будет заключение смешанного договора, который содержит:

    • существенные условия оказания услуги по утилизации;
    • существенные условия осуществления компенсации за стоимость материала или готовой продукции, получаемой в ходе утилизации.

    В случае если смешанный договор заключить не получается, то заключайте ДКП хотя бы с прямым добросовестным утилизатором, который в любом случае обязан отражать движение ваших отходов в своих данных учета и в случае судебных разбирательств сможет предоставить соответствующие подтверждения.

    Надежда Бирюкова
    Основатель клуба для профессиональных экологов «ЭкоПрофи»

    Вопрос #5

    Можно ли отдать отход сотруднику для личного использования? Является ли это утилизацией?

    Формально такая возможность отсутствует.

    Вероятнее всего физическое лицо не является даже самозанятым, а следовательно, не осуществляет какую-либо специализированную деятельность с отходами. С 01.09.2024 г. ни в одной из форм отчетной документации, включая порядок учета обращения с отходами, физические лица больше не упоминаются, формально передать им отходы с целью утилизации не представляется возможным, равно как и подтвердить факт такой утилизации.

    При ответе на частный вопрос в письме от 19.09.2022 № ТК-10-00-3432971 Росприроднадзор выразился однозначно, что продажа и передача отходов V класса опасности сотрудникам не являются утилизацией отходов.

    Согласно определению из статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 89-ФЗ (энергетическая утилизация).

    Производство товаров (продукции), выполнением работ, оказанием услуг физ.лица могут заниматься только, если они хотя бы являются самозанятыми.

    Интересно, что при регистрации в приложении ФНС « Мой налог» действительно можно выбрать среди прочих сфер деятельности «переработку отходов». Однако, что именно ФНС подразумевает под этой формулировкой — вопрос открытый.

    Возникают и другие вопросы, на которые четких ответов на сегодняшний день нет:

    • как запрашивать у таких переработчиков положительное заключение государственной экологической экспертизы;
    • как они вообще должны отчитываться по обращению с отходами, особенно с учетом действующих нормативно-правовых актов.

    Учитывая все вышесказанное, если речь идет о действительно полезном объекте, который физическое лицо планирует использовать исключительно для личных нужд, не осуществляя коммерческую деятельность, то целесообразно рассматривать его не как отход, а как:

    • бывшую в употреблении вещь;
    • побочный продукт производства (в случаях, где это допустимо в соответствии с законодательством).

    Разумеется, при таком подходе необходимо вести надлежащий бухгалтерский и складской учет и соблюдать все иные требования, установленные действующим законодательством.

    Надежда Бирюкова
    Основатель клуба для профессиональных экологов «ЭкоПрофи»
    16.06.25
    1K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста