Вопрос-ответ: Нормирование сбросов в ЦСВ. Отвечают эксперты

Какие действия должен предпринять абонент при изменении нормативов, как разграничить начисления при сбросах от нескольких предприятий и зависит ли плата от категории НВОС — на эти и другие вопросы ответила эксперт нашей рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.

15.04.25
136

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    Пришло уведомление от Водоканала о том, что изменились нормативы состава сточных вод. Могут ли эти изменения повлиять на плату? Что нужно сделать нам, как абоненту?

    Да, изменения нормативов состава сточных вод могут повлиять на плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) сверх установленных нормативов состава сточных вод, как в сторону увеличения размеров платы, так и уменьшения, в зависимости от внесенных изменений.

    Нормативы состава сточных вод (далее — нормативы, НССВ) — это максимальная допустимая концентрация загрязняющих веществ, установленная в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение.

    НССВ рассчитывает организация, осуществляющая водоотведение, на основании двух переменных:

    • нормативы допустимых сбросов, которые установлены при сбросе в водный объект;
    • эффективность его очистных сооружений.

    Корректируются нормативы тем же двум основаниям:

    • при изменении нормативов допустимых сбросов или технологических нормативов для объектов ЦСВ организации, осуществляющей водоотведение;
    • при изменении показателей эффективности очистки сточных вод.

    Устанавливаются нормативы, так же, как и изменения к ним, органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, который издает соответствующий нормативный правовой акт. Таким органом является: орган местного самоуправления городского поселения, муниципального округа, городского округа или муниципального района, и, в случае перераспределения полномочия, — исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

    Что делать в случае, когда абонент получает информацию о том, что внесены изменения в нормативы состава сточных вод.

    В первую очередь необходимо ознакомиться с документом, вносящим изменения.

    НССВ устанавливаются для определенного перечня загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ или технологической зоны водоотведения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы.

    Изменения в нормативах допустимых сбросов, технологических нормативах организации, осуществляющей водоотведения, влекут за собой изменения в перечне загрязняющих веществ, для которых установлены нормативы состава сточных вод. Перечень может быть сокращен и исключены неактуальные для контроля загрязняющие вещества, а может быть дополнен загрязняющими веществами, которые ранее в нем отсутствовали.

    Также изменения в нормативах состава сточных вод могут быть в части установления значений максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ. Это значит, что вследствие расчета, представления, перерасчета нормативов допустимых сбросов или технологических нормативов, изменений показателей эффективности удаления определенных загрязняющих веществ очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, изменилась максимальная допустимая концентрация для одного или нескольких загрязняющих веществ.

    После того, как вы определили, какие именно изменения внесены в нормативы состава сточных вод, действовать следует в зависимости от наличия/отсутствия действующей декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация).

    Для тех абонентов, в отношении объектов которых нормативы состава сточных вод применимы, но плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (далее — Плата) рассчитывается по формуле из пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила 644), любые изменения в нормативах состава сточных вод не приводят к изменению размеров платы. Так как формула для определения размера платы таких абонентов предусматривает установленный коэффициент компенсации, равный 2, который может быть изменен только в случае внесения изменений в Правила 644.

    В случае, если в отношении сточных вод, сбрасываемых с объекта абонента, абонентом представлена декларация, необходимо внести изменения и подать корректирующую декларацию в организацию, осуществляющую водоотведение. Но только в том случае, если изменения нормативов состава сточных вод были в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод.

    Пунктом 130(3) Правил 644 установлен срок подачи такой корректирующей Декларации — в течение 3 месяцев с даты опубликования в установленном порядке нормативного правового акта. В случае если корректирующая декларация не была подана по истечении установленного срока, декларация прекращает действие.

    В случае если изменения нормативов состава сточных вод в части изменения значений концентраций загрязняющих веществ, корректировать декларацию абонент не обязан. Однако стоит учесть, что платежная база по каждому загрязняющему веществу будет определяться с учетом новых нормативов состава сточных вод (с даты начала их действия), что может повлечь за собой увеличение платы при уменьшении (ужесточении) допустимой концентрации.

    Если абонент относится к числу абонентов, у которых есть обязанность по подаче Декларации о составе и свойствах сточных вод, но на момент корректировки НССВ отсутствует действующая декларация. Плата для таких объектов абонентов рассчитывается по формуле из пункта 197 Правил 644, а фактические концентрации загрязняющих веществ получены в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Поэтому со стороны абонента действий никаких не предпринимается.

    Изменения в НССВ могут повлечь за собой изменения в плате, если организацией, осуществляющей водоотведение, будут зафиксированы превышения по загрязняющим веществам, которыми дополнен перечень НССВ, или превышения установленных концентраций.

    Сальникова Марина
    Начальник отдела экологии Ханты-Мансийского филиала ПАО НК «РуссНефть», резидент сообщества для экологов «ЭкоПрофи», автор учебного модуля «Сбросы стоков в ЦСВ».

    Вопрос #2

    Ведется сброс от нескольких предприятий в общую систему водоотведения. Как правильно рассчитать плату, когда у каждого есть свой контрольный колодец и когда контрольные точки отсутствуют?

    Правилами 644 предусмотрено два вида платы:

    • плата за негативное воздействие на работу ЦСВ;
    • плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

    Оба вида платы рассчитываются для каждого объекта абонента и для каждого абонента индивидуально. Для расчета используются предусмотренные Правилами 644 формулы, применимость которых определяется наличием/отсутствием определенных условий.

    Наличие контрольного колодца (т.е. точки отбора проб сточных вод) является одним из основных условий, определяющих способ расчета платы.

    Точкой отбора проб сточных вод может быть не только контрольный колодец, но и иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод (п.1 Правил 644), в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

    Если у предприятия (абонента), который осуществляет сброс сточных вод с эксплуатируемого объекта в ЦСВ, имеется контрольный колодец — размер платы определяется с использованием фактических концентраций загрязняющего вещества (показателей свойств сточных вод), указанных абонентом в Декларации о составе и свойствах сточных вод, либо полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске.

    В случае определения размера платы по фактическим концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах используются следующие формулы:

    • формула из пункта 120 Правил 644, — для определения размера платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае фиксации сброса в сеть веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению № 4 Правил 644, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4(1) Правил 644;
    • формула из пункта 123 Правил 644, — для определения размера платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в Декларации, сточных вод, в которых значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах превышают максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5 Правил 644;
    • формула из пункта 197 Правил 644, — для определения размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае, если сточные воды абонента содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод.

    Как можно заметить, главной переменной в этих формулах является фактическая концентрация загрязняющих веществ (фактический показатель свойств сточных вод).

    В случае, если объект абонента оборудован контрольным колодцем, но нет действующей Декларации, а организацией, осуществляющая водоотведение, своевременно не провела отбор контрольных проб сточных вод, и при этом объект абонента не подходит ни под одно из условий пунктов 123(4) и 203 Правил 644 — определить размер платы невозможно.

    Если объект абонента не оборудован контрольным колодцем, или иным канализационным колодцем, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, определение размера платы производится по формулам с установленным коэффициентом компенсации:

    • формула из пункта 123(4) Правил 644, — для определения размера платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с коэффициентом компенсации, равным 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равным 2,5);
    • формула из пункта 203 Правил 644, — для определения размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с коэффициентом компенсации, равным 2.

    Указанные формулы применяются для определения размеров платы для объектов абонентов при наличии любого из условий, перечисленных в пунктах 123(4) и 203 Правил 644. Отсутствие контрольного колодца — одно из них.

    В случае использования формулы из пункта 203 необходимо также учесть, устанавливаются ли в отношении рассматриваемого объекта абонента нормативы состава сточных вод.

    Например, если объем отводимых сточных вод в ЦСВ составляет менее 30 куб.м. в сутки, при этом на объекте фактически не осуществляются вид(-ы) деятельности, перечисленные в пункте 167 Правил 644, формула из пункта 203 неприменима, а плата в отношении таких объектов абонентов не рассчитывается.

    Объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определяется во всех случаях одинаково, независимо от наличия/отсутствия контрольного колодца. Объем определяется либо по показаниям прибора учета сточных вод, либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776.

    Сальникова Марина
    Начальник отдела экологии Ханты-Мансийского филиала ПАО НК «РуссНефть», резидент сообщества для экологов «ЭкоПрофи», автор учебного модуля «Сбросы стоков в ЦСВ».

    Вопрос #3

    Водоканал рассчитал плату за сверхнормативный сброс ХПК в сточных водах. Как это возможно, если ставки платы для ХПК не установлены?

    Правилами 644 предусмотрено два вида платы.

    Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод является компенсацией организации, осуществляющей водоотведение, платы за негативное воздействие на окружающую среду (водные объекты).

    В пункте 196 Правил 644 указано, что в целях расчета данной платы применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) и соответствующие дополнительные коэффициенты к ставкам такой платы, установленные федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации. Таким образом, эта плата может быть рассчитана только для тех загрязняющих веществ, для которых постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Например, в связи с изменениями в постановлении Правительства РФ от 17.04.2024 № 492, установлена ставка платы для БПК5, и с 01.01.2024 стал возможным расчет платы за сверхнормативных сброс по этому популярному для контроля и проблемному показателю. Для показателя ХПК ставка платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты не установлена, поэтому плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по данному показателю не рассчитывается.

    Второй вид платы — это плата за негативное воздействие на работу ЦСВ. Она является компенсацией организации, осуществляющей водоотведение, негативного воздействия на работу ЦСВ загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, содержащихся в отводимых сточных водах абонентов.

    Данный вид платы рассчитывается по формуле из пункта 123 Правил 644 в случае превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5 Правил 644.

    В приложении № 5 Правил 644 представлена таблица, где под пунктом 3 указано максимальное допустимое значение для показателя ХПК равное:

    • 500 мг/дм3 при сбросе в общесплавные и бытовые системы водоотведения, централизованные комбинированные системы водоотведения;
    • 700 мг/дм3 при сбросе в централизованную общесплавную систему водоотведения.

    При сбросе в централизованные ливневые системы водоотведения ХПК не контролируется.

    Таким образом, если организацией, осуществляющей водоотведение, произведен расчет платы за сброс ХПК, это может быть только плата за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае фиксации превышения максимального допустимого значения показателя и (или) концентрации, указанного в приложении № 5 Правил 644.

    Сальникова Марина
    Начальник отдела экологии Ханты-Мансийского филиала ПАО НК «РуссНефть», резидент сообщества для экологов «ЭкоПрофи», автор учебного модуля «Сбросы стоков в ЦСВ».

    Вопрос #4

    Компания относится к IV категории НВОС, заключен договор на водоотведение. Можем ли мы не платить за негативное воздействие на ЦСВ?

    Нет, категория объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) не влияет на плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и за негативное воздействие сточных вод на работу ЦСВ, если заключен договор водоотведения.

    Согласно Федеральному закону от 07.11.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ), плата за сбросы в ЦСВ регулируется договорными отношениями между абонентом и организацией, осуществляющей водоотведение.

    Абонент централизованной системы водоотведения (ЦСВ), заключивший договор водоотведения, обязан вносить несколько видов платы в соответствии с требованиями Закона № 416-ФЗ и Постановления № 644. Основной вид платы — это оплата за водоотведение, осуществляемая по утвержденным тарифам. Она включает в себя прием сточных вод, их транспортировку, очистку и дальнейший сброс в водные объекты.

    Дополнительно, если абонент превышает установленные НССВ, предусмотренные договором, он обязан вносить плату за сброс загрязняющих веществ сверх этих нормативов. Такой платеж взимается за фактическое загрязнение сточных вод выше допустимого уровня и направлен на компенсацию дополнительных расходов организации, осуществляющей водоотведение.

    Также абонент несет обязанность по внесению платы за негативное воздействие сточных вод на работу ЦСВ. Эта плата взимается в случае, если состав или свойства сточных вод нарушают технологический режим работы системы водоотведения, приводят к износу или повреждению оборудования и требуют дополнительных затрат.

    Важно отметить, что указанные платежи, не являются платой за НВОС в смысле статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Категория объекта НВОС (I–IV) имеет значение только в контексте регулирования платы за НВОС, связанной с выбросами в атмосферу, сбросами в водные объекты, размещением отходов, но не распространяется на сбросы в ЦСВ.

    Компания, даже будучи отнесенной к IV категории объектов НВОС, обязана вносить плату за негативное воздействие на ЦСВ при наличии соответствующих оснований.

    Сальникова Марина
    Начальник отдела экологии Ханты-Мансийского филиала ПАО НК «РуссНефть», резидент сообщества для экологов «ЭкоПрофи», автор учебного модуля «Сбросы стоков в ЦСВ».
    15.04.25
    136
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста