ТОП-8 вопросов по экологической безопасности за ноябрь. Отвечают эксперты

Размещение нового производства в арендуемом здании, передача прав собственности на образовавшиеся опасные отходы, регламентация хранения золы и реализация этого отхода в качестве продукции, грамотное оформление разделов ПЭК, организация постов для контроля ЗВ по периметру промплощадки и консервация скважин — на эти и многие другие вопросы ответили эксперты нашей рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.

13.11.23
750

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    Подскажите, как правильно подойти к вопросу размещения нового производства (судостроение на основе композитных материалов (препреги и углеродная ткань) в арендуемом здании, учитывая, что производство серьезное, возможны выбросы ЗВ I-II класса опасности и опасные отходы. Территориально еще не понятна близость жилой застройки. Вопрос: как подстраховаться перед арендой помещения, что потребовать от арендодателя, чтоб убедиться, что будет возможность там размещаться? Есть ли образцы договоров аренды с такими нюансами и т.п.

    Для данного типа производства санитарных ограничений не должно быть, только с точки зрения природоохранного законодательства. В первую очередь следует рассмотреть, не наносят ли ограничения функциональное и разрешенное использование земельных участков (место расположения и соседние). При размещении промышленного предприятия на территории промышленного использования ограничений быть не может. Но возможно, что новое производство изменит размер СЗЗ основного предприятия.

    Помимо этого стоит продумать технологию производственного процесса и расположение вентиляции на предмет планирования дополнительных природоохранных мероприятий. Однако эти рекомендации ориентировочны, поскольку для описания более конкретных действий необходимо понимать окружающую обстановку участка.

    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #2

    Подскажите, пожалуйста, можно ли заключить договор на техническое обслуживание осветительных приборов с передачей образующихся ртутных ламп в качестве отхода I класса опасности в собственность для дальнейшего обезвреживания и таким методом обойтись без заключения договора с ФЭО?

    Судебная практика по передаче в собственность «отходов» не часто положительная. В вашем вопросе я бы передавала в собственность не «отходы» , а изделия на ремонт без декларирования в качестве отходов. Однако это очень спорная практика и проверяющие органы могут не согласиться с приводимыми доказательствами.

    Один из вариантов — попробовать использовать формулировку в договоре при передаче: «отходы, образованные в результате проведения демонтажа осветительных приборов исполнителем, являются отходами исполнителя». Такая формулировка по логике возлагает дальнейшую ответственность на компанию, производящую техническое обслуживание, согласно природоохранному законодательству, т.к. за судьбу отходов отвечает отходообразователь. Однако, даже если в договоре прописано, что дальше исполнители несут ответственность за демонтированные лампы, однозначно сказать, что конкретный инспектор будет согласен с таким вариантом — нельзя. К сожалению, пока нет доказательной базы в этом вопросе, потому что принятые термины — новые.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #3

    На производстве есть котельная, которая образует отход в виде золы. Не получается найти документы, которые регламентируют хранение золы. Она относится к V классу опасности, а значит может храниться навалом на улице, но это же сыпучее вещество. Не посчитают ли это нарушением? И возможно ли найти полезное применение данному отходу?

    Стоит учесть, что для подтверждения V класса опасности необходимо провести биотестирование, поскольку класс опасности данного отхода может отличаться. Документов, регламентирующих хранение именно золы, не предусмотрено, однако, когда ее забирают на захоронение, требуют, чтобы зола была полностью остывшей. Также желательно бочку или контейнер прикрыть сверху крышкой, чтобы не зола пылила.

    У нас был опыт анализа золошлаковых отходов и поиск их реализации как продукта. Разрабатывали ТУ на использование золы уноса (из воздушных фильтров) в качестве добавки к бетону, а для золошлаковых отходов — ТУ на рекультивант для полиготов ТКО и ТУ для использования в дорожном строительстве. Тогда ЗШО можно реализовать как продукт, а не как отход.

    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #4

    Правильно ли я понимаю, что если добавить образующийся на предприятии отход (золу с котельной) в цементную смесь для бетонирования биржи сырья, то необходимо будет провести ГЭЭ?

    Если происходит смешивание отхода с чем-то еще, то фактически получается новое вещество, которое попадает под статью 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ. Однако стоит изучить реестр выданных заключений ГЭ, возможно, другие организации уже получали заключение на такой продукт.

    При этом по опыту стоит учесть, что при создании нового вещества, например, смешением золы с чем-то другим, ГЭЭ на новую технику и технологию не избежать. Если находится возможность применения (вторичного использования) отхода без изменения его состава, то проходжение ГЭЭ и дальнейших общественных обсуждений в соответствии с приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999 не потребуется. Как пример — разработка ТУ на использование отработанного масла растительного от фритюра в качестве добавки при производстве лакокрасочной продукции. Другой пример — использование стеклянных бутылок для производства стекловаты (оба приведенных в пример отхода — V класса опасности.

    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #5

    В программе ПЭК есть раздел «производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха», который должен содержать план-график контроля. Если выбросов нет и указано, почему, должна ли в отчете быть таблица плана-графика пустая, не заполненная?

    Требований к оформлению внутри разделов нет. Обязательно должен присутствовать раздел 9 «сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» и подраздел в нем об охране атмосферного воздуха. Добавление незаполненных таблиц остается на усмотрение природопользователя, поскольку содержание разделов не регламентируется.

    Елена Нольфина
    Менеджер проектов отдела экологического сопровождения

    Вопрос #6

    Уточните, пожалуйста, что означает для природопользователей отмена кадастра отходов Московской области в соответствии с законом Московской области от 13.10.2023 № 174/2023-ОЗ?

    Это означает, что сведения в кадастр отходов МО больше не надо подавать, а проверка ранее поданных (за период 2 года) сведений осуществляться не будет.

    Более подробно можно проконсультироваться по телефону для справок по вопросам кадастра отходов: 8-498-602-20-44 доб. 43912 или изучить информацию на официальном сайте.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #7

    Подскажите, как организовать посты для контроля ЗВ по периметру промплощадки? Где прописаны требования к организации данных постов? К сожалению, никакой конкретики найти не удалось.

    По факту такие замеры проводятся в рамках измерения фоновых концентраций. На сайтах РПН есть перечни организаций, которые обязаны проводить такие измерения, но в них включены абсолютно все природопользователи из реестра объектов НВОС, даже IV категории, когда нет выбросов.

    Ответ, который был получен на схожий вопрос в прошлом году от Минприроды, указывает, что нет критериев, по которым предприятие могут отнести к такому, которое обязано проводить мониторинг. Однако в этом письме было отмечено, что рекомендации по выбору методов контроля при разработке и осуществлении программ ПЭК, в том числе в части контроля атмосферного воздуха представлены в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям «ИТС 22.1-2021. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения», утвержденном приказом Росстандарта от 02.12.2021 № 2690. В разделе 3.4.6 «Контроль выбросов на границе санитарно-защитных зон промышленных предприятий» указанного ИТС НДТ 22.1-2021 описаны подходы, в том числе к формированию перечня контролируемых веществ при организации непрерывных автоматических наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия, а также приведены рекомендованные для использования нормативные правовые акты и иные документы.

    Однако есть вероятность, что сейчас еще можно написать письмо от своей организации, если она есть в перечне, и попросить исключить из него, или запросить разъяснения, почему организация в него вообще попала, чтобы избежать необходимости осуществлять контроль.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #8

    На предприятии есть скважина с технической водой, но временно (на неопределенный период) она не требуется для работы. Обязана ли организация ее сразу законсервировать? Какие требования к консервации скважины и какие требования после консервации?

    Консервация или ликвидация скважин осуществляется по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами в соответствии со статьей 26 закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Основания для приостановки действия лицензии на пользование недрами перечислены в статье 20.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1, в частности:

    1. возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами, устранение которой невозможно без временной остановки осуществления пользования недрами на участке недр;
    2. возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий на участке недр в целом;
    3. осуществление пользователем недр права пользования участком недр, предусмотренным лицензией на пользование недрами, без утвержденной в установленном порядке проектной документации;
    4. подача пользователем недр заявления о приостановлении осуществления права пользования недрами в случаях, установленных федеральным органом управления государственным фондом недр;
    5. нарушение пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, установленных частью первой статьи 23 настоящего Закона.

    С 1 января 2022 года ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, в том числе осуществляющими федеральный государственный геологический контроль (статья 26 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1). Консервация, ликвидация скважин осуществляются в соответствии с проектной документацией и иными требованиями, предусмотренными статьей 22 и статьей 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1.

    Статьей 37 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 предусмотрено, что государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

    1. федерального государственного геологического контроля (надзора);
    2. регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Согласно пункту 1596 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 534, план работ по расконсервации должен включать:

    • цель вывода из консервации;
    • геолого-технические характеристики скважины, в том числе сведения о соответствии устьевого оборудования требованиям промышленной безопасности;
    • мероприятия по приведению устьевого оборудования в соответствие с требованиями промышленной безопасности;
    • геолого-технологическое задание на производство работ;
    • порядок производства работ;
    • мероприятия по охране окружающей среды.

    Акт о выводе скважины из консервации представляется в территориальный орган Ростехнадзора.

    Ростислав Беломоев
    Инженер проектировщик первой категории экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
    13.11.23
    750
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста