Формирование паспорта отхода, согласование проекта НДВ с Роспотребнадзором, особенности формирования отчета по форме 2-ТП (отходы), проведение инвентаризации выбросов, особенности утилизации порошковых огнетушителей — на эти и многие другие вопросы ответили эксперты нашей рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Вопрос #1
Если у отхода IV класса опасности нет паспорта, может ли организация его сделать самостоятельно? Или необходимо обращаться в лабораторию?
Бланк паспорта отхода в организации могут сделать самостоятельно. Однако протокол количественного химического анализа (КХА) отхода должна сделать аккредитованная лаборатория. В соответствии с пунктом 4 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности» класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов он устанавливается по результатам количественных химических анализов.
Ольга СелезневаИнженер-эколог EcoStandard group
Вопрос #2
Организация занимается буровзрывными работами на территории заказчика и арендует буровзрывные станки у заказчика. Кто должен учитывать выбросы от взрывных работ и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду? Организация или заказчик?
В соответствии со статьями 16 и 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и ИП. Плата взимается с того, кто ведет деятельность на объектах НВОС (в том числе и арендатор). Принадлежность объекта и оборудования, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в данном случае не влияет на то, кто обязан проводить плату за НВОС. Однако необходимо более подробно рассмотреть договор аренды, чтобы оценить принадлежность обязанности о плате за НВОС, поскольку могут быть исключения.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #3
Может ли Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» при согласовании проекта НДВ запросить программу ПЭК?
В регламенте Роспотребнадзора не прописано требование предоставлять программу ПЭК. Данное требование относится к природоохранному законодательству. Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный установлена Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #4
Форма 2-ТП (отходы) подается в целом по предприятию и по обособленным подразделениям. В этом году на основной площадке появились дополнительные строительные площадки, которые поставлены на учет как отдельные объекты НВОС III категории. Подскажите, нужно ли подавать 2-ТП (отходы) отдельно по дополнительной площадке или можно учесть ее в отчете в целом по предприятию?
Отчеты по форме 2-ТП (отходы) распределяются по ОКТМО. Если новая дополнительная строительная площадка находится в том же ОКТМО, то ее показатели можно учесть в общем отчете 2-ТП (отходы) по этому ОКТМО. В соответствии с общими положениями Приказа Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению» при наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Екатерина ШешлянниковаИ.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Подробнее о том, как сдать отчет по форме 2-ТП (отходы), читайте в нашей статье.
Вопрос #5
Инвентаризацию можно провести в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию объекта НВОС. В таком случае можно ли ставить на учет объект НВОС также в течении двух лет?
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки, которая подается не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Ввиду вышеуказанного инвентаризацию необходимо провести до истечении срока 6 месяцев и поставить объект негативного воздействия на учет.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #6
Имеется объект I категории. В 2023 году на данном объекте вывели один источник выбросов из эксплуатации. Соответственно, контроль/замеры на нем не проводились. Как это отразить в отчете ПЭК?
Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в соответствии с положениями, указанными в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в том числе в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды. Однако в этом случае применим пункт 46 части VI Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», где указано, что инвентаризация подлежит корректировке при превышении более чем на 25% максимальных разовых показателей выброса конкретного источника по конкретному веществу. В вашем случае, при ликвидации одного источника, если выполняются вышеуказанные условия, можно не вносить изменения в инвентаризацию, а в отчете ПЭК поставить нулевой выброс и добавить пояснения, что источник ликвидирован.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #7
Проводится ли утилизация огнетушителей на производстве? Нужна ли лицензия для утилизации порошка от порошковых огнетушителей?
Согласно ФККО порошковые огнетушители, утратившие свои потребительские свойства, относятся к III или IV классу опасности. В соответствии с пунктом 4.6 «СП 9.13130.2009 Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» огнетушащие вещества с истекшим гарантийным сроком хранения или по своим параметрам не отвечающие требованиям соответствующих нормативных технических документов должны подвергаться регенерационной обработке или утилизироваться. Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290. Соответственно, лицензия на работы по утилизации порошковых огнетушителей требуется.
Елена НольфинаМенеджер проектов отдела экологического сопровождения
Вопрос #8
Нужна ли лицензия перевозчику для вывоза снега с промышленного предприятия? Должен ли перевозчик предоставлять талоны о сдаче снега?
Снег не является отходом, поэтому для его сбора и транспортировки лицензия не требуется. Иные разрешительные документы для перевозки снега также не требуются.
Елена НольфинаМенеджер проектов отдела экологического сопровождения
Напишите, пожалуйста