ТОП-10 вопросов по экологической безопасности за сентябрь. Отвечают эксперты

В каких случаях необходимо определять границы водного объекта для получения разрешение на пользование им, что учесть при переводе объекта на другую категорию НВОС, чтобы избежать сверхлимитных платежей, чем грозит отказ от профилактического визита ведомством Минприроды — на эти и многие другие вопросы ответили эксперты нашей рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.

19.09.23
2K

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    Наша компания располагается в Московской области и планирует получить разрешение на пользование водным объектом. Подскажите, как понять, нужно ли проводить определение границ водного объекта? Как действовать в случае, если появится такая необходимость?

    Последние несколько лет получить решение на пользование водным объектом в Министерстве экологии и природопользования по Московской области было невозможно.

    Основным требованием законодательства для этой процедуры является определения местоположения береговой линии (границы водного объекта). Более подробно эта информация представлена в постановлении Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

    Вся информация по береговым границам указана в справке 1.8.1 государственного водного реестра «Сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта)», которую можно заказать через Госуслуги.

    При этом обследованием береговых границ занимается Министерство экологии и природопользования по Московской области, которое начало проводить эту работу еще в 2022 году. Многие предприятия писали официальные письма с просьбой внесения их водного объекта в очередь на обследование. На сегодняшний день большая часть водных объектов уже обследована. Вся информация, включая распоряжения с координатами по обследованным береговым границам, выложена на сайте Министерства экологии по МО в разделе «Нормотворчество».

    Если водный объект исследован, а информация пока еще не внесена в государственный водный реестр (справка 1.8.1), природопользователь все равно вправе подавать документы на получение нового решения. Для этого необходимо приложить само распоряжение, которое выходит как только водный объект обследован, к пакету документов и указать координаты справа и слева от точки сброса из распоряжения в заявлении о предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    Любовь Боронина
    Руководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group

    Вопрос #2

    Для объекта III категории НВОС были разработаны НДС в 2019 году, а также действует решение о предоставлении водного объекта в пользование. Остальные разрешительные документы отсутствуют. С 01.03.2023 объект перевели на II категорию. Когда должна быть подана декларация воздействия на окружающую среду? Правильно ли понимаю, что декларация должна быть подана не позднее дня окончания действия одного из разрешительных документов? Но как действовать в случае, если таких разрешительных документов нет, поскольку была III категория?

    Также при заполнении декларации в личном кабинете природопользования нужно указать год: указывать 2022 без учета, что в 2022 году объект был III категории?

    Как лучше поступить в такой ситуации, чтобы не платить с повышающими коэффициентами за период без утвержденных нормативов в 100 кратном размере?

    Поскольку не было разрешения на сбросы, декларация о воздействии на окружающую среду должна быть подана сразу же после присвоения II категории. Платить за сверхлимитные сбросы необходимо с момента перехода объекта на II категорию. То есть необходимо выбрать часть года как «отчет по ПЭК», а со дня присвоения II категории — период без разрешительного документа на сверхлимитные сбросы и коэффициентом 100.

    Данный случай регулируется частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Как только объекту присвоена II категория, начинается начисление платы с учетом сверхлимитного коэффициента. Именно поэтому все документы при переходе на планируемую категорию природопользователям необходимо готовить заранее, чтобы не быть вынужденными вносить увеличенные платежи, так как переходный период по смене категории законом не предусмотрен.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #3

    Организация занимается реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог. Планируется временное размещение АБЗ на арендованном участке. В каком случае можно не ставить на государственный учет объект НВОС? И нужно ли ставить на учет объект, если АБЗ будет не стационарный, а передвижной?

    Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», на категорию обязаны ставить объекты капитального строительства при сроке строительства более 6 месяцев, хозяйственной и (или) иной деятельности по возведению объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

    Следует обратить внимание, что речь идет именно об объектах капитального строительства (то есть с фундаментом) и сроком строительства более 6 месяцев. Если у заказчика эти условия выполняются, то он обязан ставить объект на учет НВОС, если нет, то обязанности, соответственно, тоже нет.

    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #4

    Можно ли сделать в водоохранной зоне склад под чермет, соблюдая нормы и требования?

    В Водном кодексе РФ прописаны ограничения по размещению объектов в каждом поясе водоохранной зоны. Необходимо ориентироваться на данные ограничения для планирования вида деятельности, а также можно провести консультации с органами Роспотребнадзора по выполнению санитарных требований.

    Статья 43 Водного кодекса РФ регламентирует использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения:

    1. для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений;
    2. для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

    Также следует учитывать санитарные ограничения в зонах ЗСО, которые регламентирует СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее — ЗСО). Согласно пункту 1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов:

    • первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала;
    • второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

    Так, в перечень мероприятий по второму и третьему поясам входит:

    • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
    • бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
    • запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли;
    • запрещение размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод;
    • размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.
    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #5

    Подскажите, пожалуйста, чем грозит отказ от профилактического визита ведомством Минприроды? Было направлено уведомление, которое компания не получила, а эколог официально был в отпуске. В день визита позвонил инспектор и сказал, что он будет осуществляться сегодня, и пришлось написать отказ. Будут ли последствия для компании этого отказа?

    В таком случае необходимо в ответном письме обосновать причины (простой производства, ремонтные работы и т.д.) отказа. Это должно снять вопросы к вам от Минприроды.

    По опыту подобных визитов можно заключить, что сотрудники надзорных органов даже в случае проведения проверки осматривают территорию, сверяют документы и дают рекомендации, что можно улучшить или добавить, не выписывая при этом штрафы.

    Любовь Боронина
    Руководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group

    Вопрос #6

    Подскажите, пожалуйста, какое окончательное решение принято по ФЭО, можно ли будет работать с другими утилизаторами, если речь идет про отработанные аккумуляторы?

    На данный момент аккумуляторы можно передавать на утилизацию только ФЭО, несмотря на то, что было внесено предложение вывести отходы аккумуляторов из зоны действия ФГУП ФЭО. Ожидаемые сроки изменений — с 1 января 2024 года. Пока официальных изменений нет.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Алгоритм работы с ФГУП «ФЭО» подробнее раскрываем в статье.

    Вопрос #7

    Подскажите, пожалуйста, существует ли программа, по которой должен быть обучен сотрудник для отбора проб? Может ли сотрудник предприятия сам отобрать пробы без специального подтвержденного обучения?

    Ответ в данном случае может быть неоднозначным. Отбор проб регламентируется НД на каждую среду, а также ГОСТ 17025 −2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». В области аккредитации EcoStandard group есть НД на отбор проб и есть обученные на отбор проб специалисты (причем есть отдельные программы на отбор проб воздуха, почвы, отходов и пр).

    Но с другой стороны, у заказчика есть возможность самостоятельно провести отбор проб и транспортировку в лабораторию, что отдельно указывается в акте отбора пробы. Заказчик при этом не обязан быть обучен. В этом случае лаборатория не несет ответственности за правильность отбора и транспортировки пробы. Замечаний со стороны Росаккредитации в таких случаях не было.

    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    О правилах отбора проб почвы подробнее рассказывали в материале.

    Вопрос #8

    Расскажите про опыт взаимодействия с Росприроднадзором в части получения акта сверки. Есть мнение, что вернуть средства не получится, подскажите, насколько это соответствует действительности?

    Действительно, средства возвращают неохотно, но это возможно: существуют положительные примеры как возврата избыточно уплаченных средств, так и перезачета в счет последующих платежей.

    Среди основных проблем, с которыми сталкиваются плательщики в ходе данной процедуры, выделяют:

    • вскрывающиеся неточности в прошлогодних декларациях о плате (так как требуется предоставить декларации за 3 года);
    • невозможность доказать передачу отходов на конкретный вид обращения.

    Поэтому вначале следует проанализировать декларации и убедиться, что будет возможность доказать все фактические и нормативные объемы (выбросы, сбросы, отходы), по которым заполнялись документы. Также необходимо иметь на руках акты передачи отходов, так как их могут запросить. При соблюдении этих условий можно пробовать вернуть средства.

    Если обнаружились недочеты в документации, то сначала следует подать уточненные декларации за нужный период, довнести в случае необходимости платежи. Стоит учесть, что после подачи уточненной декларации размер авансовых платежей тоже изменяется и это также учтет Росприроднадзорпри проверке и сверке.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #9

    Организация получила лицензию на недра (скважины воды). Помогите разобраться: необходимо ли вносить сведения об этой лицензии в ЕФРСФДЮЛ? И если да, то как это сделать?

    Да, организации должны самостоятельно вносить сведения на основании подпункта М пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Заполнять сведения следует, руководствуясь пунктом 8 Федерального закона от № 129-ФЗ и последующими, в которых описывается подробная процедура внесения сведений, в том числе про должностное лицо, осуществляющее их внесение и стоимость публикации сообщений на сайте Федресурса.

    Помимо этого, на сайте Федресурса размещены ответы на часто задаваемые вопросы по внесению сведений. С примером внесенных сведений по полученной лицензии на недропользование можно также ознакомиться на сайте.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #10

    На наше предприятие пришла информация для бухгалтеров: необходимо закрепить в учетной политике один из трех способов расчета размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на ОC. Для каких организаций какой пункт выбрать?

    Согласно пункту 4 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» есть 3 варианта способа определения размера квартального авансового платежа:

    1. в размере 0,25 части суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за предыдущий год;
    2. в размере 0,25 части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется, исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов, временно разрешенных выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
    3. в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных ПЭК об объеме или о массе выбросов и сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Федерального закона № 7.

    Каждое предприятие выбирает для себя способ определения размера квартального авансового платежа самостоятельно.

    Элеонора Листопад
    Ведущий инженер-эколог EcoStandard group
    19.09.23
    2K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста