Судебная практика в области недропользования охватывает множество направлений, в том числе вопросы осуществления добычи полезных ископаемых на земельных участках категории сельскохозяйственного назначения. В настоящем обзоре приведены позиции судов по спорам, связанным с приостановлением права пользования недрами, с переводом земель сельхозназначения в другую категорию, с взысканием вреда, причиненного почвам сельхозназначения в результате добычи полезных ископаемых и многие другие.

19.11.24

Cодержание статьи

    Юлия Юрченко
    Руководитель группы (экологическая практика, Сибирский офис ООО «Пепелаев групп»), эколог-аудитор и эксперт государственной экологической экспертизы ЕМУ Росприроднадзора

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Условия приостановления права пользования недрами

    Недропользователем оспорен приказ регионального министерства об ограничении права пользования недрами.

    Суды в удовлетворении требований отказали, посчитав, что наличие лицензии не исключает необходимости соблюдения недропользователем запрета на нецелевое использование земельного участка сельскохозяйственного назначения и обязанности перевода его в другую категорию до начала добычи полезных ископаемых.

    Суды указали, что Общество могло приступить к использованию спорных земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения (разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) в целях добычи полезных ископаемых на основании выданной ему лицензии только после их перевода в категорию, позволяющую осуществлять недропользование.

    Суды при этом сослались на пункт 8 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022).

    Осуществление деятельности на основании лицензии по добыче полезных ископаемых, ведущей к нарушению правового режима земельного участка, не допускается до перевода такого участка в категорию земель, позволяющую производить добычу полезных ископаемых.

    Основания перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

    Недропользователем заявлены требования о признании незаконным отказа в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности в целях добычи полезных ископаемых.

    Отказ мотивирован несоответствием испрашиваемого целевого назначения участка утвержденным документам территориального планирования муниципального образования.

    Судом установлено, что корректировка генерального плана сельского поселения, в результате которой изменилась категория земель на «земли сельскохозяйственного назначения» применительно к спорному земельному участку с кадастровым номером, вступила в силу не ранее 29.06.2022, на дату обращения Общества с ходатайством о переводе земельного участка, изменения в документы территориального планирования не вступили в силу.

    Судом установлено, что Схемой территориального планирования субъекта РФ, в отношении спорного земельного участка, установлена производственная зона для дальнейшего перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, в целях разработки разведки и добычи песка и песчано-гравийной смеси.

    Помимо этого, в генеральном плане сельского поселения содержатся сведения, по состоянию на 01.06.2021, о расположенных на его территории лицензионных участках.

    Кроме того, приказом регионального министерства был утвержден перечень участков недр местного значения на территории Республики Башкортостан, которым участок Общества отнесен к участкам недр местного значения Республики Башкортостан.

    Таким образом, заявитель, являясь правообладателем лицензии на право пользования недрами, вправе требовать перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами.

    Возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов

    Обществом оспорен отказ Администрации в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов.

    Общество, получившее лицензию на добычу полезных ископаемых, ссылалось на совпадение границ испрашиваемого участка с границами горного отвода, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ является основанием для предоставления права пользования земельным участком без проведения торгов.

    Суды отказали в удовлетворении требования, указав, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42 и 78 Земельного кодекса РФ (ограничен его целевым назначением).

    Наличие у лица, испрашивающего земельный участок, лицензии на пользование недрами не освобождает его от обязанности соблюдения земельного законодательства и не дает права на осуществление добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельных участках сельскохозяйственного назначения.

    Основания для проведения рекультивации в результате недропользования

    Управление Россельхознадзора обратилось в суд с требованиями к Обществу (недропользователь) разработать проект рекультивации земель, провести рекультивацию.

    Суды установили, что в результате обследования земельных участков Управлением установлен факт уничтожения плодородного слоя на данном участке вследствие проведения работ по складированию полезных ископаемых, выявлены признаки негативных процессов, влияющих на состояние земель сельскохозяйственного назначения.

    Обществом разработан технический проект разработки и рекультивации карьера ВПГС. Согласно проекту, работы по горнотехнической рекультивации планируется производить после полного развития рабочей зоны и достижения проектных отметок дна карьера. На дату обращения Управления в суд срок для проведения рекультивации не истек.

    Судами отклонен довод Управления о несоответствии технического проекта разработки и рекультивации, Правила проведения рекультивации и консервации земель, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», то есть уже после выдачи Обществу лицензии (2014 год) и разработки проекта (2016 год), поэтому в данном случае их положения к спору неприменимы.

    Для установления соответствия проекта рекультивации Общества целям восстановления окружающей среды, назначена судебная экспертиза, согласно заключению которой проект рекультивации соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к такого рода проектам на момент его разработки и утверждения; выполнение рекультивационных работ в соответствии с проектом приведет к возможности использования земельных участков в соответствии с видами их разрешенного использования.

    Кроме того, данный проект утвержден Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ставропольскому краю.

    Суды также установили, что Общество предпринимало меры по изменению целевого назначения используемых земельных участков, однако перевод земельных участков не состоялся по причинам, не связанным с бездействием ответчика. При этом, с 1992 года на данной территории планировалось добывать полезные ископаемые, и она не использовалась для сельскохозяйственного производства.

    Взыскание вреда, причиненного почвам земель сельхозназначения, в результате добычи полезных ископаемых

    Общество, после получения лицензии на добычу угля в 2009 году и проведения разведки для уточнения запасов, согласовало в 2018 году технический проект разработки месторождения полезных ископаемых, включая проектные решения по рекультивации нарушенных земель, и в 2019 году приступило к работам по добыче угля.

    Одновременно Общество занималось переводом земель. Своевременному переводу препятствовало отсутствие генерального плана поселения, который утвердили лишь спустя 3 года — в 2022 году, в это же время осуществлен перевод земель.

    В 2024 году природоохранный прокурор обратился в суд с иском о взыскании 830 млн рублей вреда почвам земель сельхозназначения, в результате снятия, перемещения и уничтожения почвенного слоя.

    При этом работы по снятию и перемещению почвы осуществлялись на законном основании: лицензия на недропользование, согласованный технический проект, и в целях охраны земель в соответствии с частью 4 статьи 13 Земельного кодекса РФ: снятый почвенный слой складируется в бурты для хранения и последующего нанесения на нарушенные поверхности в соответствии с проектом рекультивации земель.

    Суд 1-й инстанции требования удовлетворил, уменьшив исчисленный вред на треть.

    Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав, что Общество действовало добросовестно, предприняв все возможные меры по соблюдению требований закона.

    К тому же, при наличии проекта рекультивации нарушенных земель, достаточность и обоснованность которого проверена уполномоченными органами в рамках перевода земель, суд указал на преждевременность претензий, поскольку срок проведения рекультивации по проекту еще не наступил.

    Комментарии и рекомендации

    Законом установлен принцип целевого использования земель, в соответствии с категорией земель и видом разрешенного использования в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ.

    Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены, в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Данный перечень является закрытым.

    Следовательно, Земельный кодекс РФ не предусматривает возможности использовать земли сельхозназначения для целей недропользования, до перевода в иную категорию (земли промышленности).

    Для перевода земель необходимо разработать проект рекультивации нарушенных земель в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ)

    .

    При этом, в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах)установлено исключительное право пользователя недр, получившего горный отвод, осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

    Кроме того, согласно пункту 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.

    Также, необходимо отметить, что земельные участки, в т.ч. из земель сельхозназначения предоставляются недропользователям в особом порядке, без проведения торгов в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, на основании лицензии, то есть для целей недропользования, даже если в договоре аренды в качестве целевого назначения земель указано «сельскохозяйственное производство».

    Таким образом, после получения недропользователем лицензии на пользование недрами и предоставления земельных участков в особом порядке, для целей, определенных законом и лицензией, ранее установленный вид разрешенного использования (сельскохозяйственное использование), перестает действовать в отношении таких земельных участков.

    Верховный Суд РФ в Апелляционном определении от 11.06.2019 № 18-АПА19-26 указал, что деятельность по добыче полезных ископаемых не может быть ограничена установлением в отношении территории горного отвода функциональных и территориальных зон.

    Однако на практике у недропользователей возникают проблемы как с использованием земельных участков сельхозназначения, так и с переводом таких земель.

    При этом недропользователь связан сроками освоения месторождения, зафиксированными в лицензии, несоблюдение которых может привести к прекращению права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона о недрах.

    Часто оперативный перевод земель невозможен из-за отсутствия на генеральном плане муниципального образования данных о месторождении полезных ископаемых.

    Обращение с ходатайством о переводе земель в отсутствие генерального плана, влечет отказ в переводе земель в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона 172-ФЗ.

    В таких случаях своевременному переводу земель препятствуют обстоятельства, которые не зависят от воли недропользователя, следовательно, недропользователь не должен быть привлечен к ответственности.

    Для минимизации риска привлечения недропользователя к ответственности целесообразно:

    • сразу после получения лицензии на недропользование необходимо выяснить наличие на документах территориального планирования муниципального образования сведений о горном отводе, при необходимости — обратиться в органы власти с заявлением о внесении таких сведений на основании полученной лицензии и утвержденного горного отвода;
    • при подготовке технического проекта на разработку месторождения полезных ископаемых предусмотреть проектные решения по рекультивации нарушенных земель, согласовать технический проект в указанной части с арендодателем земельного участка;
    • при снятии почвенного слоя — соблюдать требования по его сохранению для последующей рекультивации.
    19.11.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста