В данном обзоре представлены позиции судов по спорам в сфере недропользования. Разберем случаи, когда государственные органы сами рекультивируют лесные участки, взыскивают ущерб за незаконную добычу ископаемых, наказывают за неисполнение работ по утилизации отходов добычи и лишают лицензии раньше срока за нарушения.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Возложение обязанности по рекультивации нарушенных лесных участков на уполномоченный орган
Прокурор обратился в суд с иском к республиканскому Министерству лесного хозяйства об устранении нарушений лесного законодательства, возложении обязанности разработать проект рекультивации лесного участка и провести рекультивацию в соответствии с разработанным проектом, разработать проект охраны лесного участка.
Судами установлено следующее:
- По результатам проверки прокуратурой установлен факт заключения договора аренды лесного участка Министерством с ООО «Старатель», для разведки и добычи известняков (строительного плитчатого камня) и неисполнение арендатором обязанностей по рекультивации карьерной выемки и внешних отвалов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесные участки не переданы по акту приема-передачи, направленное арендатору письмо с требованием сдачи участка вернулось с отметкой о невозможности вручения.
- В ходе проверки также установлено осуществление незаконной добычи плитчатого камня неустановленными лицами. По состоянию на 30.01.2019 года границы и площадь арендованного лесного участка не соответствуют заявленным в договоре аренды, площадь ориентировочно составляет более 6 га.
- Решением суда по другому делу на ООО «Старатель» возложена обязанность по проведению рекультивации земель, 22.12.2022 года составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому арендодатель принял лесной участок пригодным для ведения лесного хозяйства в соответствии с решением суда.
- В ходе выездной проверки 08.05.2024 года, установлено, что на участке недр имеются следы добычи строительного камня в отсутствие договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов.
- Как установлено судом, географические координаты предварительных границ лицензионного участка указаны в п. 2.3. лицензионного соглашения об условиях пользования участком недр; п. 2.4 лицензионного соглашения предусмотрено уточнение границ горного отвода после согласования технического проекта разработки участка недр.
Согласно приложению № 6 к лицензии ОРБ 05710 ТЭ, на 01.01.2019 год территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых учтены запасы песка в количестве 260 000 м³, из них 37 000 м³ — необводненные запасы, 223 000 м³ — запасы обводненной толщи южного фланга месторождения.
Участок недр Общества включен в перечень участков недр местного значения, а добываемый Обществом строительный песок — в перечень общераспространенных полезных ископаемых; в непосредственной близости от участка недр Общества, расположено месторождение песка строительного — «Елшанска-2», относящееся к нераспределенному фонду.
- Согласно техническому отчету по результатам маркшейдерских работ ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», разработка участка недр Общества осуществляется без утвержденной технической документации, а также документации, удостоверяющей уточненные границы горного отвода; участки ведения горных (добычных) работ частично расположены за границами, определенными лицензией № ОРБ 05710 ТЭ.
В связи с чем, право пользования недрами Общества приостановлено на 18 месяцев.
- Судебными актами по другому делу отменено постановление о привлечении Общества к административной ответственности за незаконное пользование недрами в соответствии со статьей 7.3 КоАП РФ.
Со ссылкой на статью 13 Земельного кодекса РФ, согласно которой обязанности по охране земель возложены в т. ч. на органы власти, суд пришел к выводу о том, что принятие мер в целях охраны лесов, направленных на восстановление земель, предполагающих разработку проекта рекультивации земель и саму рекультивацию, относится к полномочиям Министерства.
Возлагая на Министерство обязанности по принятию мер к предотвращению незаконной добычи полезных ископаемых на лесных участках, суд исходил из целей заявленных требований: предотвращение незаконной добычи строительного плитчатого камня, которая продолжается по настоящее время.
Отклоняя доводы Министерства об ухудшении качества земель лесных участков в результате деятельности ООО «Старатель», суд исходил из материалов дела, включая акт приема-передачи спорных лесных участков от 22.12.2022 года, а также документов прокурорской проверки об осуществлении незаконной добычи неустановленными лицами.
Комментарий
Пунктом 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2025 № 781, обязанность по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и проведению рекультивации в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться такими земельными участками. Впоследствии, при принятии мер по установлению нарушителя, с него подлежит взысканию компенсация понесенных затрат на восстановление нарушенного состояния земельного участка.
Взыскание ущерба, причиненного недрам незаконной добычей полезных ископаемых
Природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Обществу о взыскании ущерба недрам, в результате осуществления горных работ (вскрышные, добычные) за границами предоставленного в пользование участка недр.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что материалами дела не доказано причинение ущерба недрам именно Обществом, указав, что технический отчет по результатам маркшейдерских работ подтверждает обстоятельства наличия ущерба и его объема, однако он не подтверждает обстоятельства того, что данные работы были проведены именно Обществом.
Суд кассационной инстанции не согласился с указанными выводами, сославшись на разъяснения Верховного Суда, а именно абзац второй пункта 7 Постановления Пленума ВСРФ от 30.11.2017 № 49 о том, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
В соответствии с налоговыми декларациями по НДПИ, общий объем добытого Обществом полезного ископаемого составил 210 359 м³, тогда как согласно техническому отчету по результатам маркшейдерских работ объем добычи полезного ископаемого составил 145,83 тыс. м³, в связи с чем, Министерство посчитало, что Обществом осуществлялась добыча за пределами лицензионного участка.
Вместе с тем, судами не установлено в связи с чем возникла разница в объемах добытого полезного ископаемого, тогда как от установления данных обстоятельств зависело принятие судом правильного решения при разрешении спора.С учетом изложенного, кассационный суд направил дело на новое рассмотрение.
Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к Обществу о взыскании ущерба недрам в размере 16 938 098,72 руб.
Суды установили, что Общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии на право пользования недрами.
В ходе проверки Управлением установлено, что в приустьевой части долины руч. Алмагай, оборудован вахтовый поселок, размещена тяжелая спец. техника, часть долины руч. Алмагай отработана (проведен комплекс добычных работ), на части проведены вскрышные работы.
В ходе анализа открытых спутниковых снимков территории участка недр по лицензии БЛГ 03685 БП, установлены признаки проведения открытых горных работ в период проведения обществом буровых работ. При этом, согласно п.8 лицензионного соглашения, лицензия не предусматривает промышленную разработку месторождений, целевым назначением работ является: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (россыпное золото) на участке недр «Алмагай (Алмочай)» с оценкой запасов С2.
Согласно экспертному заключению, в результате незаконной добычи полностью отработан блок запасов 1-С2.
В связи с чем, Управлением определен размер вреда, согласно Правилам расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 564.
Расчет ущерба проверен судом и признан арифметически верным, контррасчет не представлен.
С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Незаконное размещение отвалов вскрышных пород
Общество обратилось в суд к Росприроднадзору с заявлением о признании незаконным предписания.
Суды в удовлетворении заявленных требований отказали по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении Общества проведена внеплановая проверка соблюдения требований об использовании и охране земель, которой установлено нарушение п. 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 13935 ТЭ: размещение внепроектных отвалов вскрышных пород, которые не включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Платежи за размещение отходов не производились.
Между тем, размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления».
Отвал расположен в границах земельных участков, находящихся в аренде Общества.
При этом, положения Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», а именно часть 2 статьи 22, устанавливают обязанность пользователя недр, имеющего лицензию на пользование недрами, обеспечить выполнение условий лицензии и приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
В подтверждение доводов об ином лице, сформировавшем отвалы вскрышных пород, договоры с подрядчиком на выполнение работ по вскрыше и добыче каменного угля на лицензионном участке Общества, в ходе проверки к рассмотрению представлены не были, как и не была представлена проектная документация, получившая положительные заключения Главгосэкспертизы и Государственной экологической экспертизы.
Относительно довода о размещении предыдущим арендатором отвала вскрышных пород на земельных участках, принадлежащих КУМИ Киселевского городского округа, предоставленных в аренду Обществу в 2017-2018 годах и находящихся в границах лицензионного участка Общества, суды отметили следующее.
С целью компенсации затрат по удалению части вскрышных пород с указанных земельных участков Общество обратилось с иском к бывшему арендатору земельного участка, решением суда в удовлетворении иска отказано. Как отмечено судом в решении суда, Общество, заключив договоры аренды земельных участков, явно знало, что на земельных участках имеются навалы горной массы, которую необходимо будет ликвидировать, до начала добычи угля.
Досрочное прекращение прав пользования недрами
Общество обратилось в суд с заявлением к областному Министерству природных ресурсов об оспаривании приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.
Суды в удовлетворении заявленных требований отказали.
Как установлено судами, Минприроды выдало Обществу лицензию НВГ № 016239 ТР на пользование недрами. Одним из лицензионных условий пользования участком недр, является условие, согласно которому «пользователь недр до проведения геологоразведочных работ должен получить разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр (поиски и оценку) полезных ископаемых на участке недр «Моисеевичи».
П. 12.1.1 Условий к Лицензии предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» за однократное несоблюдение пользователем недр сроков выполнения обязательств, указанных в п.п. 4.1-4.2 Условий пользования недрами.
Общество 07.11.2023 года утвердило проектную документацию на осуществление геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений песков строительных, получило положительное экспертное заключение на названную проектную документацию.
Согласно календарному плану выполнения работ по проекту Общество обязано с ноября по декабрь 2023 года выполнить рекогносцировочное обследование на всей площади участка 4,3 га.
При этом, Обществом по формам государственного статистического наблюдения 2-ГР «Сведения о выполнении геологоразведочных работ» и 7-ГР «Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых» представлена нулевая отчетность.
В связи с чем, Минприроды сделан вывод о нарушении Обществом срока начала осуществления геологического изучения недр, что недопустимо по лицензионным условиям.
В связи с нарушением Обществом Условий пользования недрами, Минприроды 20.03.2024 года направило Обществу уведомление о допущенных нарушениях, потребовав в течение 3 месяцев с момента его получения приступить к осуществлению геологического изучения недр, включающего поиск и оценку месторождения полезных ископаемых, и представить в Минприроды сведения о начале геологического изучения, в случае не устранения нарушений в установленный срок будет принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами.
Обществом представлена информация, что 10.11.2023 года Общество приступило к осуществлению геологического изучения недр, заключив договор от 08.11.2023 года с подрядчиком, с приложением акта от 20.12.2023 ООО «Геопоинт» о сдаче работ Обществу.
При этом, 28.05.2024 года в Минприроды поступило письмо собственника земельных участков ИП Фураевой Е.А., об отсутствии разрешения на выполнение геологоразведочных работ.
Учитывая полученную информацию, Минприроды направило 05.06.2024 года Обществу письмо, в котором указало, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Геопоинт» 20.07.2022 года выдана лицензия на геодезическую и картографическую деятельности; лицензия на производство маркшейдерских работ, необходимых для геологического изучения участка недр, у ООО «Геопоинт» отсутствует, следовательно, в рамках исполнения упомянутого договора не имелось законной возможности выполнить для Общества комплекс топографо-геодезических работ, как это было предусмотрено Условиями пользования недрами к Лицензии, а представленная Обществом информация не является подтверждением соблюдения им срока начала осуществления геологического изучения недр.
Минприроды также отметило, что новый календарный план выполнения работ по осуществлению геологического изучения недр, утвержденный Обществом 25.03.2024 года к скорректированному проекту 2024 года, предусматривающий начало работ по геологическому изучению недр 15.06.2024 года, хоть и не соответствует требованиям п. 4.2.1 Условий пользования недрами к лицензии (в котором срок начала таких работ — не позднее 11.11.2023 года), но все же позволит Обществу устранить допущенное нарушение в срок, ранее установленный Минприроды в Уведомлении от 20.03.2024 года (до 03.07.2024 года).
Поскольку в установленный в Уведомлении Минприроды срок (до 03.07.2024 года) Общество не представило надлежащих доказательств начала осуществления геологического изучения недр, Минприроды вынесло приказ о досрочном прекращении права пользования недрами.
Суды также установили, что Обществом допущено нарушение п. 13.1 Условий пользования недрами: получение до проведения геологоразведочных работ разрешения на выполнение данных работ у собственника земельного участка.
С учетом этого, суды пришли к выводу, что в данном конкретном случае прекращение права пользования недрами как государственная мера принудительного характера отвечает требованиям справедливости и соразмерности, и является оправданной.
Комментарий
Согласно статье 7 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Между тем, недропользователь, осуществляя пользование недрами обязан соблюдать не только законодательство о пользовании недрами, а также земельное и природоохранное законодательство.
В частности, пользование недрами не представляется возможным без использования земельного участка, в границах которого расположен участок недр.
В частности, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.12.2024 № 56-П напомнил о том, что само по себе наличие у лица лицензии на пользование недрами не освобождает это лицо от обязанности соблюдать земельное законодательство, включая оформление прав на земельный участок для целей недропользования.
Напишите, пожалуйста