Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования» и принципиально новое правовое регулирование обращения данными отходами, включая вскрышные и вмещающие горные породы. В обзоре представлены правовые позиции судов в связи с действующими изменениями.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Взыскание платы за размещение вскрышных пород в отвалах
Управлением Росприроднадзора заявлен иск о взыскании с Общества 483 312 733 руб. платы за размещение отходов вскрыши во внешних отвалах, по следующим основаниям:
- отвалы ответчика являются ОРО, т.к. проектной документацией не предусмотрена рекультивация земель с использованием вскрыши на горно-техническом этапе рекультивации, а только рекультивация самих отвалов, после их образования;
- частью 2 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ запрещено использование отходов для рекультивации лесных земель и захоронение токсичных вскрышных пород;
- Федеральный закон от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 343-ФЗ) вступил в силу с 01.09.2023 и не применим к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу.
Общество возразило, аргументировав следующим:
- вскрышные породы утилизированы путем рекультивации;
- включение рекультивационных работ в технологические процессы горного производства относится к наилучшим доступным технологиям в области рекультивации земель, нарушенных в процессе ведения горнодобывающих работ (пункт 5.9.1 ИТС 16-2016).
Суды пришли к следующим выводам:
- Проектная документация ответчика, получившая положительное заключение ФАУ Главгосэкспертизы, а также согласование регионального Минприроды (в части Проекта рекультивации земель), не предполагает организацию и сооружение ОРО в виде отвалов вскрыши, отвалообразование не преследует цель хранения с последующей утилизацией, обезвреживанием или захоронением вскрыши, а представляет собой рекультивацию земель, нарушенных горными работами.
- Правомерность деятельности Общества подтверждена Проектом освоения лесов, на который получено положительное заключение регионального Министерства лесного хозяйства.
- Недропользователю предоставлено право использовать отходы добычи полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон «О недрах»).
- Доказательства негативного воздействия вскрышных пород на окружающую среду истцом не представлены, отбор проб вскрышных пород, их исследование на предмет наличия негативного воздействия истцом не проводились.
Комментарии
Критерием наилучшей доступной технологии (НДТ), согласно части 4 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду.
В «ИТС 16-2016. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», утвержденном Приказом Росстандарта от 15.12.2016 № 1886, включена НДТ 5.9.1 Текущая рекультивация нарушенных земель в процессе отработки месторождений полезных ископаемых.
НДТ предусматривает проведение текущей рекультивации нарушенных земель на этапе эксплуатации горнодобывающего предприятия с целью сокращения негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду и возврата восстановленных земель в оборот в соответствии с проектом отработки месторождения.
Включение рекультивационных работ в основные технологические процессы горного производства, если применимо, позволяет повысить эффективность работ, ускорить темпы восстановления нарушенных земель, сократить расходы, например, за счет использования основного горного оборудования.
НДТ позволяет ускорить процесс восстановления нарушенных земель, минимизировать негативные воздействия на почвы, атмосферный воздух и водные объекты.
Также указано, что использование отходов для восстановления нарушенных земель возможно в рамках реализации утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации, содержащего в полном объеме подтверждающую информацию о безопасности используемых при рекультивации отходов для компонентов окружающей среды.
С 01.01.2024 введен ИТС 16-2023, утвержденный Приказом Росстандарта от 05.12.2023 № 2609, который содержит аналогичные положения.
Доначисление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налоговым органом доначислен недропользователю НДПИ ввиду неучета в налогообложении попутно добытого щебня.
Недропользователем оспорено решение налогового органа, по следующим основаниям:
- Лицензия не содержит указание на какой-либо специальный вид добычных работ, спорный щебень возникает в результате обогащения железной руды, которое разновидностью добычных работ не является.
- Налоговым органом не учтено, что при определении расчетной стоимости железной руды сумма затрат, приходящихся на извлечение разубоживающие породы, учтены в составе указанных затрат и начисление НДПИ в отношении щебня является повторным налогообложением железной руды и разубоживающей породы, но уже исходя из стоимости реализации щебня.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано, апелляцией требования удовлетворены. Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение, поскольку содержащаяся в минеральном сырье разубоживающая порода в целях исчисления НДПИ самостоятельный объект налогообложения не образует, так как полезным ископаемым не является, при начислении налога не учтены затраты на извлечение породы, осуществлено двойное налогообложение железной руды и разубоживающей породы.
Согласно письму Минфина России от 25.01.2021 № 03-06-06-01/4175, полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, являются самостоятельным объектом налогообложения НДПИ только в том случае, если в соответствии с Законом «О недрах» на их извлечение выдана отдельная лицензия и разработана соответствующая техническая документация.
Комментарий
Согласно пункту 4 части 5 статьи 12.1 Закона «О недрах», установление пользователями недр наличия в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, полезных ископаемых, не указанных в лицензии на пользование недрами, является основанием для внесения изменений в лицензию на пользование недрами.
Согласно части 3 Порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, утвержденного Приказом Минприроды России № 246, Роснедр № 03 от 25.04.2023, самостоятельный технический проект разработки месторождений полезных ископаемых необходим только если отходы недропользования, в том числе отходы недропользования V класса опасности, вскрышные и вмещающие горные породы в соответствии с заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых имеют самостоятельное промышленное значение.
В случае если отходы недропользования, в том числе отходы недропользования V класса опасности, вскрышные и вмещающие горные породы в соответствии с заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых не имеют самостоятельного промышленного значения, проектирование их использования в целях добычи полезных ископаемых и полезных компонентов осуществляется в техническом проекте разработки месторождения полезного ископаемого, указанного в лицензии на пользование недрами.
Таким образом, с учетом новых положений законодательства о недропользовании, полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, являются самостоятельным объектом налогообложения НДПИ и в том случае, если в соответствии с законом о недрах внесены изменения в действующую лицензию, а сведения о данном способе использования отходов недропользования включены в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в отношении которого выдана лицензия.
Недропользователем оспорено решение налогового органа о доначислении НДПИ ввиду неправильного определения вида и стоимости единицы добываемого полезного ископаемого.
Налоговый орган указал, что при налогообложении НДПИ должно учитываться количество полезного ископаемого, добытого (изъятого) из недр Обществом. Поскольку для Общества первым товарным продуктом (полезным ископаемым) будет являться строительный камень в виде щебня и смеси щебеночно-песчаной, цена реализации щебня будет являться ценой реализации полезного ископаемого для расчета НДПИ.
Применение расчетной стоимости добытых полезных ископаемых при оценке их стоимости возможно лишь в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого, однако, в спорных периодах Общество на постоянной основе осуществляло продажу щебня и щебеночно-песчаной смеси, полученных при дроблении собственного строительного камня, добытого из отвала № 6.
Суды в удовлетворении требований отказали, указав следующее:
- Критерием разграничения технологических операций, входящих в технологический комплекс по добыче конкретного ПИ и закрепленных в техническом проекте (горнодобывающая промышленность), от технологических операций перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, является неизменность основного характера продукта.
- Обществом осуществлялось исключительно дробление строительного камня с целью получения щебня как товарного продукта. Физическое воздействие на строительный камень с целью его измельчения, основного характера продукта не изменило: имело место только уменьшение габаритов кусков строительного камня.
- Техническим проектом, технологической инструкцией определена продукция — щебень, первая по качеству соответствующая ГОСТу, поскольку дробление камня до нужной фракции, разделение раздробленного камня на фракции для обеспечения требований ГОСТ 8267-93 является неотъемлемым этапом разработки отвала № 6.
Процессы дробления и измельчения строительного камня до щебня отнесены общероссийским классификатором к видам добычных работ, равно как и щебень указан среди продуктов горнодобывающей промышленности.
Доначисление налога на добавленную стоимость (НДС)
Обществом заявлены требования о признании недействительным решения налогового органа, обязании возместить НДС.
Налоговый орган установил занижение налоговой базы по НДС в результате неправомерно не отраженной безвозмездной передачи в адрес контрагента имущества, указал на неправомерно заявленное возмещение НДС.
Общество сослалось на то, что перемещение вскрышных пород на соседний участок не является их реализацией.
Суды в удовлетворении требований отказали, поскольку Общество являлось собственником рыхлой вскрыши, добровольно передавшим свое право собственности на нее контрагенту на безвозмездной основе, а значит, обязано было исчислить НДС.
Перевод земель из одной категории в другую
Обществом оспорен отказ регионального Департамента имущественных отношений в переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Как видно из материалов дела, Общество является обладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения и лицензии на право пользования недрами.
Заявитель обратился в Департамент с ходатайством о переводе данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для добычи полезных ископаемых и получил отказ в связи с отсутствием в составе представленных документов положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации нарушенных земель
Суды, установив, что рекультивация отработанного участка месторождения потребует использования вскрышных пород, пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ Департамента соответствует закону.
Суды отклонили ссылку Общества на статью 23.5 Закона «О недрах», указав, что согласно подпункту 15 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» с 01.09.2023 к объектам государственной экологической экспертизы отнесены проекты рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород.
При этом исключение Федеральным законом от 25.12.2023 № 673-ФЗ из состава документов, названных в статье 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», заключения государственной экологической экспертизы, не устранило обязанность заявителя при переводе земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых представлять утвержденный в установленном законом порядке проект рекультивации земель.
Напишите, пожалуйста