Ликвидация и консервация отдельных опасных производственных объектов: как выполнить требования «усольского закона»

Владельцы опасных производственных объектов обязаны разрабатывать план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, а также обеспечить финансовые гарантии на их выполнение. В статье рассмотрим, как выполнить требования законодательства и избежать компенсационных платежей.

15.05.25
74

Cодержание статьи

    Екатерина Майорова
    Заместитель руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group по операционной деятельности
    Дарья Левковская
    Менеджер проектов EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Что требует «усольский» закон от владельцев опасных объектов

    Неофициальное наименование «усольский» Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“...» получил в связи с ситуацией, возникшей на площадке предприятия «Усольехимпром» в Иркутской области. После банкротства компании в 2017 году и прекращения деятельности на территории остались значительные объемы опасных отходов. Как и в ряде аналогичных случаев, расходы по ликвидации экологического ущерба были возложены на государство.

    Согласно изменениям, внесенным «усольским законом», до 1 марта 2025 года юрлица или ИП, которым принадлежат опасные производственные объекты, указанные в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), введенные в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года , обязаны были представить в Росприроднадзор сведения об отнесении опасных производственных объектов к отдельным опасным производственным объектам (далее — ООПО).

    В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Зона № 446-ФЗ до 1 марта 2035 года под ООПО понимаются:

    • опасные производственные объекты I и II классов опасности, внесенные в государственный реестр опасных производственных объектов (кроме горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, используемых при пользовании недрами);
    • угольные шахты;
    • объекты размещения отходов I и II классов опасности.

    Указанные сведения должны были содержать информацию о сроках эксплуатации зданий и сооружений, а также об их характеристиках. Предоставление сведений в срок освобождало владельцев ООПО от необходимости разрабатывать комплексную документацию по ликвидации или консервации этих объектов к 1 сентября 2025 года.

    Обязательства по ликвидации вреда при выводе из эксплуатации ООПО

    Согласно статье 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ с 1 марта 2035 года Росприроднадзор начнет вести реестр опасных производственных объектов. До этого момента применяются переходные положения, включая подачу сведений и разработку планов мероприятий.

    При выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) ООПО должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, вызванного его эксплуатацией, в соответствии с планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (далее — план мероприятий).

    Не позднее чем за 5 лет до истечения проектного срока эксплуатации зданий и сооружений владельцы ООПО должны представить в Росприроднадзор (требования статьи 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ):

    1. план мероприятий;
    2. сведения о заключении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) плана мероприятий;
    3. сведения о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий (далее — стоимость мероприятий);
    4. документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.

    Владельцы ООПО (за исключением угольных шахт), на которых эксплуатируются два и более технологически связанных здания и (или) сооружения, обязаны представить вышеперечисленный список документов не позднее чем за 5 лет до истечения наиболее позднего срока эксплуатации таких зданий и сооружений.

    Если вывод из эксплуатации (консервация или ликвидация) ООПО планируется менее чем через 5 лет, юрлица и ИП, которым принадлежат такие объекты, обязаны разработать планы мероприятий уже до 1 сентября 2025 года.

    Разработать план мероприятий со сметной документацией на затраты и подтвердить свое финансовое обеспечение на реализацию данных мероприятий обязаны владельцы:

    • опасных производственных объектов I и II класса опасности;
    • угольных шахт;
    • объектов размещения отходов I и II класса опасности если срок их эксплуатации заканчивается через пять или менее лет.

    План мероприятий разрабатывается на основании требований Постановления Правительства РФ от 02.06.2023 № 909 «Об утверждении Положения о составе плана мероприятий ...».

    Он включает мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого ООПО, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель в целях приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением.

    Согласно пункту 1 статьи 56.2 Федерального закона № 7-ФЗ план мероприятий утверждает владелец ООПО при наличии:

    • заключения ГЭЭ плана мероприятий;
    • заключения об обоснованности определения стоимости мероприятий.

    План мероприятий, согласно пункту 21 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», является объектом ГЭЭ. Без проведения ГЭЭ план мероприятий не легитимен .

    Но если экологам и техническим специалистам понятна процедура прохождения ГЭЭ, то что такое заключение об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий?

    Обоснование сметной стоимости реализации мероприятий

    Росприроднадзор или его подведомственные учреждения проверяют стоимость мероприятий на предмет ее обоснованности.

    Постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 № 1925 «Об утверждении Правил проведения проверки ...» установлен порядок:

    • проведения проверки стоимости мероприятий;
    • выдачи заключения;
    • определения стоимости такой проверки.

    Проверку стоимости мероприятий платная. С проверяемого взимается плата в размере 1% сметной стоимости мероприятий, но не более 500 тыс. рублей. Стоимость проведение повторной проверки сметной стоимости — 30% от размера платы за проведение первичной проверки сметной стоимости.

    Проверка стоимости мероприятий проводится одновременно с ГЭЭ плана мероприятий. Такая проверка должна быть завершена до окончания проведения ГЭЭ. В случае внесения изменений в план мероприятий проводится его повторная ГЭЭ, и проверка стоимости мероприятий.

    Результатом проверки является заключение об обоснованности или о необоснованности определения указанной сметной стоимости.

    Финансовое обеспечение реализации мероприятий

    После получения заключений ГЭЭ и проверки сметы владелец ООПО обязан в течение трех месяцев направить в Росприроднадзор документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий в полном объеме.

    Согласно статье 56.3 Федерального закона № 7-ФЗ, подтверждением финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, является:

    1. независимая гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий;
    2. поручительство по обязательствам по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий;
    3. документ, подтверждающий создание владельцем или владельцами ООПО резервного фонда, размещенного на эскроу-счете , содержащего денежные средства в объеме, необходимом для реализации мероприятий.

    Счет эскроу открывается банком (эскроу-агентом) для учета и блокирования денежных средств, полученных банком от владельца счета — юрлица или ИП, которым принадлежат ООПО, в целях перечисления эскроу-агентом таких средств в федеральный бюджет на случай банкротства депонента.

    Контроль реализации мероприятий

    При выводе из эксплуатации ООПО в течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий владелец такого объекта направляет в Росприроднадзор акт о выполнении плана мероприятий. На основании акта Росприроднадзор, согласно части 3 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», осуществляет проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки (КНМ).

    Если по результатам проведения КНМ подтверждено, что все мероприятия, указанные в плане, выполнены полностью, Росприроднадзор в течение месяца выдает заключение о соответствии. В течение трех рабочих дней со дня его выдачи Росприроднадзор направляет это заключение в Ростехнадзор и Госкорпорацию «Росатом» через систему межведомственного электронного взаимодействия.

    О том как подготовиться к проведению КНМ читайте в нашей статье .

    Основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии плану мероприятий является:

    1. непредставление или несоответствие документации по отдельному производственному объекту согласно требованиям статьи 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ и другим требованиям законодательства РФ;
    2. реализация не в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
    3. недостижение нормативов качества окружающей среды и (или) неприведение земельных участков в состояние, соответствующее их целевому назначению.

    Несоответствие фактической и сметной стоимости реализованных мероприятий по охране окружающей среды — не основание для отказа в выдаче заключения о соответствии плану мероприятий. Однако при этом должны быть выполнены все экологические требования, соблюдены нормативы качества окружающей среды и земельные участки приведены в пригодное для их использования состояние.

    Когда можно не выполнять согласованный план мероприятий

    Согласно пункту 7 статьи 56.2 Федерального закона № 7-ФЗ, юрлицо или ИП вправе не реализовывать ранее утвержденный план мероприятий и (или) ликвидировать резервный фонд, если:

    • проводится реконструкция зданий или сооружений, являющихся ООПО или содержащих такие объекты;
    • изменен и продлен срок эксплуатации этих зданий и сооружений;
    • продлевается срок пользования участком недр или разработки месторождения полезных ископаемых (для угольных шахт).

    Компенсационные платежи за невыполнение требований

    Для владельцев ООПО, срок эксплуатации которых заканчивается через 5 лет или менее, которые проигнорируют соблюдение требований статьи 56.1 Федерального закона 7-ФЗ, предусмотрен механизм финансовой ответственности — компенсационный платеж ( статья 56.4 Федерального закона № 7-ФЗ).

    Компенсационный платеж — это неналоговый доход федерального бюджета, который уплачивается юрлицом или ИП, владеющими ООПО. Он рассчитывается исходя из степени загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственного объекта и не может превышать затраты на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды.

    Уплата компенсационного платежа осуществляется добровольно либо по решению суда. Средства от него направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения, в том числе при консервации или ликвидации производственного объекта.

    Расчет компенсационного платежа производится согласно Методике , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.12.2023 № 2135 (далее — Методика).

    Данная Методика применяется для расчета Росприроднадзором размера платежа в случае неисполнения юрлицом или ИП, которым принадлежат ООПО, требований статьи 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

    Такой расчет включает:

    1. ориентировочную стоимость всех обязательных мероприятий, которые должен был выполнить владелец;
    2. расходы Росприроднадзора на:
      • отбор проб воздуха, воды, почвы;
      • анализ состава отходов;
      • инструментальные исследования и лабораторные испытания;
      • геодезические и маркшейдерские работы;
      • подготовку заключений, расчетов и проектной документации.

    Таким образом, плательщик фактически компенсирует невыполненные мероприятия и расходы государства на их оценку и организацию.

    Компенсационный платеж уплачивается юрлицом или ИП в течение трех месяцев со дня предъявления Росприроднадзором требования о его уплате.

    Компенсационный платеж не уплачивается только в случае, если собственник ООПО в течение двух месяцев после требования об этом подаст в Росприроднадзор документы и сведения, указанные в пунктах 3 или 4 статьи 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

    Уплата компенсационного платежа, включая его взыскание по решению суда, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, владеющих ООПО, от обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде в результате аварии на таком объекте.

    15.05.25
    74
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста