В обзоре законодательных изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2023 года, рассказываем о главных нововведениях в сфере экологии: об изменениях в программе ПЭК, новых правилах исчисления и взимания платы за НВОС, измененных требованиях по обращению с отходами I-V классов опасности и форме типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, а также упрощенном порядке заключения договора водопользования и многом другом.
Cодержание статьи


Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Изменения в программе ПЭК
Приказом Минприроды России от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109» с 1 сентября 2023:
- устанавливаются требования к содержанию разделов в ПЭК, в частности информация об инвентаризации выбросов, сбросов, отходов, побочных продуктов производства;
- добавляется новый раздел «Сведения о побочных продуктах производства»;
- добавляется новый подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства».
При этом раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен содержать:
- перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства;
- показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;
- периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства;
- планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;
- планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);
- сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
- сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).
Оптимизация порядка получения разрешений на выбросы
Постановление Правительства РФ от 08.02.2023 № 174 «О внесении изменений в Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» с 1 сентября 2023 года предусматривает следующее:
- предоставление документов для получения разрешений на выбросы только в электронном виде;
- уменьшение сроков рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения на выбросы и временно разрешенных выбросов;
- рассмотрение особенностей включения сведений о квотах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для хозяйствующих субъектов, расположенных на территории эксперимента по квотированию выбросов;
- уведомление Территориальными органами Росприроднадзора хозяйствующих субъектов об истечении срока действия разрешения на выбросы;
- установление сроков рассмотрения заявки и материалов на продление разрешений на выбросы;
- уточнение процедуры переоформления разрешения на выбросы;
- ведение реестра выданных разрешений на выбросы.
Сведения о разрешении предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом (QR-кодом), ведущим на страницу с размещенными сведениями о соответствующем разрешении.
Также в разрешение на выбросы для объектов I категории, расположенных на территории эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дополнительно включаются сведения о квотах выбросов загрязняющих веществ.
Новые правила разработки программы повышения экологической эффективности
Приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности» уточняет информацию, необходимую для включения в программу, а также содержание обосновывающих материалов к ней. Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
Разработка данной программы обязательна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если они:
- ведут деятельность на объектах НВОС I и II категории;
- готовят заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР);
- не имеют возможности соблюдать технологические нормативы и нормативы допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных, а также канцерогенных и мутагенных веществ.
Так, теперь в программе станет необходимо указывать:
- срок ее реализации;
- объем и источники финансирования;
- области применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) и применяемые Информационно-технические справочники по НДТ;
- номера внедряемых НДТ и (или) перспективных технологий.
Новые правила исчисления и взимания платы за НВОС
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» обновлены правила расчета платы за негативное воздействие на окружающею среду.
Обновление правил вызвано вступлением в силу:
- Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение с отходами недропользования, вскрышными/вмещающими горными породами (далее — Вскрыша);
- Федерального закона от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение побочных продуктов животноводства (далее — ППЖ);
- Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение с побочными продуктами производства (далее — ППП).
Основным изменением в документе является:
- добавление платы за размещение побочных продуктов животноводства и производства, а также вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами;
- добавление механизма расчета платы в случае изменения категории объекта НВОС.
Порядок определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности
Постановление Правительства РФ от 01.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности» устанавливает с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2029 года предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности.
Срок эксплуатации таких объектов определяет застройщик при вводе ОРО в эксплуатацию на основании проектной документации на строительство или реконструкцию ОРО. Этот срок эксплуатации ОРО исчисляется с даты его ввода в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.
Решение об определении данного срока необходимо в уведомительном порядке направлять в Росприроднадзор. Кроме того, сведения о сроке эксплуатации ОРО будут включаться в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, а также во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).
Ранее, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ, лица, эксплуатирующие указанные ОРО, обязаны не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации ОРО подтвердить наличие финансового обеспечения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды при выводе ОРО из эксплуатации (его консервации/ликвидации).
С учетом данного регулирования Правительство РФ унифицировало порядок определения срока эксплуатации строящихся и реконструируемых ОРО в постановлении от 01.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности», положений которого теперь будут придерживаться застройщики ОРО.
Изменения требований по обращению с отходами I-V классов опасности
Приказ Минприроды России от 04.04.2023 № 173 «О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности, утвержденные приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399» вносит следующие основные изменения с 1 сентября 2023 года до 1 марта 2028 года:
- в лицензии на утилизацию отходов должен быть указан не только класс опасности утилизируемых отходов, но и вид/группа/подгруппа утилизируемых отходов;
- объекты, на которых осуществляется утилизация отходов, должны быть оборудованы системой весового контроля массы поступающих на объект отходов, массы образуемых на объектах отходов, массы получаемой из отходов продукции;
- в группу отходов «компьютерное, электронное, оптическое оборудование утратившие потребительские свойство» теперь также добавилось электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства;
- подробно описаны основные стадии технологического процесса по утилизации отходов электронного и электрического оборудования;
- при утилизации отходов электронного и электрического оборудования доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции (в том числе направленная на дальнейшую переработку), по итогам календарного года должна составлять не менее 85%;
- выбор технологии утилизации отходов электронного и электрического оборудования должен осуществляться в соответствии с информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 15-2021 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)».
Одна из основных целей приказа Минприроды России от 04.04.2023 № 173 — повысить долю утилизируемых отходов электроники, которые в том числе будут использоваться при производстве новой продукции, до 85%. Для этого положения данного документа вводят прослеживаемость, которая важна для контроля за рынком переработки электролома.
Изменения формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности
Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 № 458 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 г. № 1363» с 1 сентября 2023 года вносит:
- изменения в срок действия постановления Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363 ограничивается 1 сентября 2029 года;
- уточнения в положения о предмете договора;
- уточнения в порядок расчета по договору, в частности конкретизированы требования к расчету авансового платежа по договору, составлению акта сверки по результатам выполненных работ;
- пересмотр раздела IV формы типового договора, которым устанавливается порядок оказания услуг;
- требование о передаче договора и приложений к нему посредством их направления через федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
- пересмотр приложений № 1, 2, 4, 5 к типовому договору (к договору нужно будет прилагать сведения о планируемых местах накопления, коде и наименовании, массе и периодичности передачи отходов).
- возможность заключения договора в электронном виде.
Исключение отвалов вскрышных и вмещающих горных пород из Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО)
С 1 сентября 2023 года вносятся изменения в Порядок ведения государственного кадастра отходов приказом Минприроды России от 19.04.2023 № 211 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в июле 2022 года.
При этом с 1 сентября 2023 года объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах) в июле 2022 года.
Учитывая данное регулирование, Минприроды России ввело новое основание для исключения отвалов вскрыши из ГРОРО. Для этого компании необходимо до 1 января 2026 года подать в Росприроднадзор заявление в свободной форме с приложением следующих документов:
- технический проект или иную проектную документацию, предусмотренную Законом о недрах и (или)
- проект рекультивации земель, который подтверждает использование всего объема вскрыши, находящейся на данном объекте.
У недропользователей появляется возможность исключения отвалов вскрыши из ГРОРО, если они планируют использовать вскрышные и вмещающие породы для следующих целей:
- ликвидация горных выработок;
- рекультивация земель;
- добыча полезных ископаемых и полезных компонентов;
- для собственных производственных и технологических нужд;
- для ведения горных работ;
- для передачи иному лицу в целях использования для собственных производственных и технологических нужд.
Порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них
С 1 сентября 2023 года вступают в силу совместные приказы Минприроды России и Роснедр, устанавливающие порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них:
- приказ Минприроды России, Роснедр от 25.04.2023 № 246/03 «Об утверждении Порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород»;
- приказ Минприроды России, Роснедр от 25.04.2023 № 247/04 «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр».
Подзаконные нормативные правовые акты приняты в развитие положений Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с положениями которого пользователи недр получили право добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования и использовать такие отходы различными способами.
Горнодобывающим предприятиям и другим пользователям недр, планирующим использовать отходы недропользования, а также вскрышные и вмещающие горные породы, рекомендуем ознакомиться с полным текстом каждого из документов, чтобы не допускать нарушений в своей деятельности.
Требования к плану предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного ОПО
В 2021 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа заброшенных промышленных объектов, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета.
Указанные поправки распространяются на Отдельные ОПО, к которым отнесены:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением сооружений, связанных с пользованием недрами);
- шахты угольной промышленности;
- объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности.
При выводе таких объектов из эксплуатации (консервации или ликвидации) их владельцы обязаны выполнить мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в соответствии с заранее разработанным планом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.06.2023 № 909 «Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана», вступающему в силу с 1 сентября 2023 года и действующему до 1 сентября 2029 года, указанный план должен содержать следующие мероприятия (с описанием технологических процессов, технических способов и методов, планируемых к применению):
- рекультивацию земель
- консервацию/ликвидацию Отдельного ОПО;
- графическое описание границ территории, на которой реализуются указанные мероприятия (с указанием координат);
- в границы такой территорий должен входить в том числе объект размещения отходов от деятельности, осуществляемой на Отдельном ОПО.
Данные мероприятия должны быть направлены на снижение и/или ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого Отдельным ОПО, который выводится из эксплуатации. В результате должно быть обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Выбирать мероприятия следует, исходя из технических особенностей производства и видов негативного воздействия. Например, если на объекте размещения отходов I и II классов опасности эксплуатировалось гидротехническое сооружение, потребуется включить в план мероприятия по охране водного объекта. При составлении плана можно ориентироваться на справочники по наилучшим доступным технологиям.
Подробнее о внедрении и развитии наилучших доступных технологий (НДТ) — в статье EcoStandard.journal.
В отношении плана мероприятий необходимо получить заключение государственной экологической экспертизы, а также заключение Росприроднадзора об обоснованности сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом.
Кроме того, потребуется подтвердить наличие достаточных средств для реализации плана мероприятий, получив независимую гарантию, поручительство или создав резервный фонд в объеме, необходимом для реализации плана.
План мероприятий с иными необходимыми документами требуется представить в Росприроднадзор не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации Отдельного ОПО или срока разработки месторождения полезных ископаемых (для угольных шахт).
Новые правила проведения государственной экспертизы в недропользовании
С 1 сентября 2023 года по 31 августа 2029 года подлежат применению обновленные правила проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласно постановлению Правительства РФ от 01.03.2023 № 335 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение».
Правилами устанавливается порядок проведения государственной экспертизы, а также определяется размер и взимание платы за ее проведение. В приложениях к Правилам можно посмотреть размер платы за проведение государственной экспертизы и категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых и подземных вод для определения размера указанной платы.
Цель постановления — оптимизировать процессы при проведении экспертиз запасов полезных ископаемых и геологической информации. Новые правила предусматривают:
- сокращение сроков проведения экспертизы с 65 до 45 рабочих дней с даты создания экспертной комиссии (для экспертизы запасов подземных вод сроки сокращены еще сильнее и составят от 15 до 35 рабочих дней);
- необходимость подачи заявления о проведении экспертизы в электронном виде через портал «Госуслуги» или через «Личный кабинет недропользователя»;
- оптимизацию перечней документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения экспертизы.
Заявления на проведение государственной экспертизы, поданные в Роснедра или исполнительные органы соответствующего субъекта РФ до вступления в силу упомянутых правил, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их подачи.
Упрощенный порядок заключения договора водопользования
С 1 сентября 2023 года будет упрощено заключение договора водопользования, в частности, сокращен срок принятия решения о возможности предоставления водного объекта в пользование, утверждена форма примерного договора водопользования. Это устанавливает постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Новые правила не затронут подготовку и заключение договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Основными изменениями являются:
- уточненный перечень сведений по различным видам использования водных объектов, которые необходимо указать в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование;
- сокращенный срок рассмотрения документов для заключения договора водопользования (исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления заявления проводит необходимые согласования и проверки и направляет заявителю подписанный и зарегистрированный в государственном водном реестре экземпляр договора водопользования или мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование).
Напишите, пожалуйста