В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за январь 2025 года: новых правилах взимания экосбора, запуске реестра производителей товаров с использованием вторсырья, правилах применения понижающего коэффициента за использование вторсырья, методических рекомендациях по подготовке проекта СЗЗ и возможном увеличении штрафов за уклонение от природоохранных проверок.

06.02.25

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Государственные проверки

    Госдума приняла в первом чтении законопроект об увеличении штрафов за уклонение от проверок, в том числе природоохранных

    10 января 2025 года принят в первом чтении законопроект, внесенный в Госдуму группой депутатов и сенаторов, в соответствии с которым предлагается внести изменения в статью 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).

    Указанная норма предусматривает административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности лица, осуществляющего государственный контроль (надзор).

    Штрафы за указанное нарушение могут изменить следующим образом:

    • для юридических лиц размер штрафа составит от 250 000 руб. до 500 000 руб. (в настоящее время — от 20 000 руб. до 50 000 руб.);
    • для должностных лиц размер штрафа составит от 10 000 руб. до 20 000 руб. (в настоящее время — от 5 000 руб. до 10 000 руб.);

    Штрафы за повторное нарушение также предлагается увеличить:

    • для юридических лиц размер штрафа составит от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. (в настоящее время — от 50 000 руб. до 100 000 руб.);
    • для должностных лиц размер штрафа составит от 20 000 руб. до 50 000 руб. (в настоящее время — от 10 000 руб. до 200 000 руб.).

    Рекомендации

    Согласно пояснительной записке к законопроекту, установленные законодательством санкции не обеспечивали соблюдение требования о допуске должностных лиц на объекты с целью проведения проверок.

    В некоторых случаях контролируемым лицам выгоднее воспрепятствовать проведению контрольных (надзорных) мероприятий, в рамках которых могут быть выявлены административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, чем допустить проведение таких мероприятий.

    Увеличение штрафов является мерой, призванной минимизировать количество нарушений.

    Бизнесу следует учитывать высокую вероятность кратного (в 10 и более раз) увеличения штрафов за препятствование проведению проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий.

    Обращение с отходами и РОП

    Утверждены новые правила взимания экологического сбора

    1 января 2025 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1990 «О порядке взимания экологического сбора». Постановление направлено на установление порядка взимания экологического сбора, регулирует исчисление, уплату, зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм сбора.

    Важные изменения:

    1. установлен порядок расчета и уплаты экологического сбора;
    2. порядок и условия взимания экологического сбора дифференцированы в зависимости от:
      • даты первичной реализации и ввоза товаров;
      • членства в ЕАЭС;
      • участия в эксперименте;
      • самостоятельной утилизации;
    3. определен порядок проведения совместной сверки расчётов с целью зачёта и возврата излишне уплаченных или взысканных сумм.

    Рекомендации

    Правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.

    Введение новых правил происходит в рамках реформирования механизма расширенной ответственности производителя. Указанное постановление регламентирует порядок расчета и сверки результатов.

    Производителям следует обратить внимание на дифференциацию порядка и условий взимания экологического сбора и учитывать её в своей деятельности, а также ознакомиться с порядком проведения совместной сверки расчетов для того, чтобы избежать излишней уплаты.

    Запущен реестр производителей товаров с использованием вторичного сырья

    31 декабря 2024 года опубликовано Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1991, регламентирующее порядок подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья (далее — Постановление № 1991).

    В этих целях компании, которые производят на территории России товары (продукцию) с использованием вторичного сырья, могут включиться в соответствующий реестр, который ведется в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП).

    Включение в реестр позволяет применить понижающий коэффициент к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.

    Понижающий коэффициент применяется:

    • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2024 года;
    • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2025 года, в отношении 55% массы такой упаковки;
    • в отношении упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2026 года, в отношении 75% массы такой упаковки.

    Рекомендации

    Ранее в законодательстве не существовало регламентированной процедуры подтверждения производства товаров с использованием вторсырья, Постановление № 1991 устанавливает ее впервые.

    Чтобы попасть в реестр, необходимо корректно заполнить заявку, затем Торгово-промышленная палата РФ проводит выездную оценку наличия у заявителя технической и технологической возможности производства товаров с использованием вторичного сырья.

    Заявку подает руководитель или уполномоченное лицо в электронной форме посредством ГИСП. При этом до 15 апреля 2025 года есть возможность подать заявку посредством предоставления документов на бумажном носителе.

    Решение о внесении в реестр или об отклонении заявки принимается по результатам выездной проверки.

    Для того, чтобы не пропустить сроки направления заявок (после внесения в реестр факт производства указанной продукции должен быть подтвержден не позднее 15 марта следующего календарного года) и соблюсти форму ее заполнения, рекомендуется ознакомиться с Постановлением № 1991.

    Утверждены правила применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров

    1 января 2025 года вступили в силу правила расчета и применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров (ОИТ), массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2024 № 1901 (далее — Правила).

    Основные положения Правил предусматривают следующее:

    • установлена формула расчета понижающего коэффициента, который применяется к нормативу утилизации ОИТ и массе произведенной упаковки (далее — понижающий коэффициент);
    • расчет понижающего коэффициента производится на основе доли вторичного сырья, использованного в производстве;
    • формула коэффициента учитывает массу вторичного сырья и общую массу сырья, использованного в производстве

    Рекомендации

    Применение понижающего коэффициента за использование вторсырья является одним из способов снижения бремени для компаний, на которые распространяется расширенная ответственность производителей и импортеров за утилизацию ОИТ и упаковки.

    Перечни товаров, подлежащих утилизации, установлены в Постановлении Правительства № 2414.

    Напоминаем, что для применения понижающих коэффициентов необходимо соблюдение процедуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2024 № 1991.

    Производитель товара с использованием вторичного сырья, если такой товар (продукция) произведен на территории РФ, для применения понижающего коэффициента к нормативу от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, подает заявку в ГИСП на включение в реестр.

    Включение в реестр позволяет применить понижающий коэффициент. Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 № 1901 конкретизирует процедуру расчета коэффициента в случае положительного решения о применении понижающего коэффициента по результатам выездной проверки и включения в реестр.

    Рекомендуется ознакомиться с указанными актами субъектам РОП, производящим товары и упаковку с использованием вторичного сырья на территории РФ и планирующим применять понижающий коэффициент.

    Санитарно-защитная зона (СЗЗ)

    Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны

    МР 2.1.1.0358-24 «Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны» вступят в силу с 23 июня 2025 года.

    Подобные методические рекомендации вводятся впервые, цель их введения — упростить формирование санитарно-защитных зон (СЗЗ) и создать условия для применения единых подходов при их формировании.

    Данные методические рекомендации предназначены как для публичных образований, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию проектов и производств, требующих организации СЗЗ, а также осуществляющих санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов СЗЗ.

    В МР содержатся:

    • рекомендации относительно мероприятий, составляющих проектирование СЗЗ;
    • рекомендуемый состав проекта СЗЗ.

    СЗЗ устанавливаются в размерах, обеспечивающих соблюдение на границе СЗЗ:

    • предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочных безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
    • предельно допустимых уровней биологического воздействия (ПДК микроорганизмов-продуцентов, компонентов бактериальных препаратов, бактериальных препаратов в атмосферном воздухе) на атмосферный воздух;
    • предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух;
    • величины приемлемого риска для здоровья населения (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

    Размер СЗЗ определяется как расстояние (в метрах) от контура объекта до ее внешней границы в заданном направлении. Размеры и границы СЗЗ рекомендуется определять по результату проведения:

    • расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ, в т. ч. биологических агентов (микроорганизмов и микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов), в атмосферном воздухе;
    • расчетов физического воздействия (например, шум) на атмосферный воздух;
    • оценки риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих среду обитания;
    • исследований (измерений) уровней химического и (или) физического (шум, ЭМИ) и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух.

    Рекомендации

    Требования к СЗЗ содержатся в статье 12 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Методические рекомендации введены с целью унификации подходов при формировании СЗЗ в связи с отсутствием единообразия.

    Рекомендуем застройщикам и владельцам объектов, требующих установления СЗЗ, ознакомиться с методическими рекомендациями и руководствоваться ими при организации СЗЗ на объектах и производствах, проектирование, строительство и эксплуатация которых требует организацию СЗЗ.

    Напомним, что следование методическим рекомендациям поможет избежать нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    06.02.25
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста