Экологическое законодательство за май 2025: изменения в водопользовании и обращении с отходами

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за май 2025 года: изменении правил охраны подземных водных объектов, и распоряжения донным грунтом, уточнении критериев отнесения отходов к классам опасности, а также разъяснения в части РОП.

04.06.25
430

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Водопользование

    Новые правила охраны подземных водных объектов

    12 мая 2025 года опубликовано Постановление Правительства РФ от 08.05.2025 № 604 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов».

    Новый документ несущественно изменяет ранее действовавшие правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов».

    Напомним, что к подземным водным объектам относятся:

    • бассейны подземных вод;
    • водоносные горизонты.

    Большая часть изменений носит редакционный характер. При этом уточнен порядок уведомления Росприроднадзора в случае ухудшения качества добываемых подземных вод, выражающегося в следующем:

    • в превышении показателей минерализации, жесткости, появлении химического, микробиологического и радиационного загрязнения;
    • в отклонении режима работы водозабора от установленных в проектной документации показателей.

    В указанных случаях необходимо направить сведения об указанном ухудшении качества добываемых подземных вод по адресу электронной почты, размещенному на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет», с сопроводительным письмом, содержащим перечень представляемой информации.

    Вступит в силу 1 сентября 2025 году и будет действовать до 1 сентября 2031 года.

    Рекомендации

    Документ разработан, чтобы унифицировать используемую терминологию с учетом ранее принятых изменений отдельных законодательных актов.

    Напоминаем, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в следующих размерах:

    • на должностных лиц — от 50 000 до 80 000 рублей;
    • на юридических лиц — от 150 000 до 300 000 рублей.

    Новые правила распоряжения донным грунтом

    8 мая 2025 года опубликовалы новые правила распоряжения донным грунтом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 № 606 «Об утверждении Правил распоряжения донным грунтом, извлеченным при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, при создании в них объектов, предусмотренных пунктами 4-5.1 статьи 16 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» которые заменят правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1393 «Об утверждении Правил распоряжения грунтом, извлеченным при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, при создании в них отдельных объектов и действующие в настоящее время».

    Правила касаются ситуаций, когда в результате работ по углублению дна, проводимых во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, создаются искусственные острова, установки, сооружения, а также искусственные земельные участки, и в ходе таких работ извлекается донный грунт.

    Согласно изменениям, в перечень лиц, которые вправе распоряжаться донным грунтом, включен частный партнер, заключивший соглашение о государственно-частном партнерстве, инвестор создания объектов инфраструктуры морского порта, инвестор (заказчик) создания искусственных островов, установок, сооружений.

    Напомним, что правила предусматривают два варианта распоряжения донным грунтом:

    • использование донного грунта при создании объекта (в этом случае лицо, выполняющее работы, должно направить заказчику заявление о намерении заключить договор поставки донного грунта, а заказчик — разработать или скорректировать проектную документацию, предусмотрев использование донного грунта);
    • обращение нескольких заявителей за использованием донного грунта; в этом случае заказчик в ряде случаев обязан провести закрытый аукцион и заключить предварительный договор поставки донного грунта с победителем такого аукциона.

    Новыми правилами уточняется порядок подачи заявления о заключении договора поставки донного грунта и проведения указанного закрытого аукциона.

    Также новые правила уточняют процедуру отказа от заключения предварительного договора. Такое решение заказчик может принять в случае, если в результате инженерных изысканий получены данные о меньшем объеме и иных отличных характеристиках грунта. Такое решение оформляется письмом и направляется в адрес заявителя в течении 5 рабочих дней с момента принятия решения.

    Изменения затронули процедуру определения начальной стоимости донного грунта, теперь она рассчитывается как произведение стоимости 1 м³ донного грунта и объема этого грунта, поставленного заявителю в соответствии с проектной документацией.

    Вступит в силу 1 сентября 2025 года и будет действовать до 1 сентября 2031 года.

    Обращение с отходами

    Уточнены критерии отнесения отходов к классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду

    Опубликован обновленный Приказ Минприроды России от 31.03.2025 № 158 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», которым отменяется ранее действовавший Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».

    Напомним, что критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:

    • степень опасности отхода для окружающей среды, определяемая расчетным способом;
    • кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

    В приказе уточняется, что действие критериев не распространяется на медицинские отходы до их передачи лицам, осуществляющим обращение с отходами производства и потребления.

    Вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

    Рекомендации

    Новый приказ не вносит существенных изменений в существующие критерии отнесения отходов к классам опасности, а лишь уточняет существующие правила в части обращения медицинских отходов.

    Также обновленный приказ дополнен расшифровками сокращений первичных показателей опасности компонентов отхода при сохранении уже установленных формул.

    Даны разъяснения в части учета твердых коммунальных отходов (ТКО) в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)

    Опубликовано Письмо Минприроды России от 13.03.2025 № 25-47/10459 «О рассмотрении обращения по вопросу обоснования НООЛР», где ведомство разъяснило, что при обосновании НООЛР указываются в том числе ТКО, образующиеся у юрлиц или ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий НВОС.

    При этом, согласно разъяснениям, установление НООЛР в отношении ТКО предусмотрено законодательством только в части ТКО, образованных в собственном производстве.

    Если предприятие принимает ТКО у других лиц, то такие сведения следует отражать в подразделе «Сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания».

    Расширенная ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП)

    Даны разъяснения, кого следует считать производителем товаров и/или упаковки

    Опубликовано Письмо Минприроды России от 18.04.2025 № 25-47/16639 «О рассмотрении обращения», в котором содержатся разъяснения ведомства по вопросу утилизации отходов от использования товаров на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Из разъяснений ведомства следует, что оно считает производителем товара, упаковки юрлицо или ИП, которое (который) непосредственно (фактически) осуществил производство товара, упаковки с применением специализированного оборудования для их производства, то есть создал вещь, вне зависимости от особенностей правоотношений между производителем товара и иными лицами, при создании такой вещи.

    Указанные лица самостоятельно определяют группу товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

    Рекомендации

    Данные разъяснения направлены на конкретизацию положений законодательства, вступивших в силу с 1 января 2024 года в результате реформы РОП.

    Напомним, что производители и импортеры утилизируют отходы одним из двух способов: самостоятельно на собственном оборудовании или через заключение договора с утилизатором, включенным в специальный реестр.

    04.06.25
    430
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста