Экологическое законодательство за июнь 2025: освобождение от ГЭЭ и субсидии для очистных сооружений

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за июнь 2025 года: введен новый порядок заключения соглашений с надзорными органами об устранении нарушений обязательных требований, обновлены правила пользования рыболовными участками, расширен перечень объектов, не подлежащих ГЭЭ, в рамках проекта «Вода России» изменены условия получения субсидий на строительство и реконструкцию очистных сооружений.

04.07.25
54

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Контроль и надзор

    Вступили в силу правила заключения соглашений об устранении нарушений с надзорными органами

    14 июня 2025 г. вступило в силу постановление Постановление Правительства РФ от 31 мая 2025 г. № 829 «Об утверждении Правил заключения, изменения, продления, расторжения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований», которое утвердило правила заключения, изменения, продления и расторжения соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.

    Эти правила разработаны в соответствии со статьей 90.2 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ).

    Указанная норма предусматривает, что контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе обратиться с ходатайством о заключении с надзорным органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее — Соглашение).

    Соглашение заключается, если устранение нарушений требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость.

    Соглашение может быть заключено в рамках федерального государственного надзора по ряду направлений, включая экологический и геологический контроль, земельный надзор.

    Исключения составляют нарушения на объектах, подведомственных силовым ведомствами относящихся к оборонно-промышленному комплексу, а также случаи, когда нарушение создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

    Право на заключение Соглашения предоставляется государственным и муниципальным органам и учреждениям, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в социально значимых и стратегических отраслях, градообразующим и системообразующим предприятиям, а также компаниям, включенным в перечни стратегических и оборонно-промышленных организаций.

    Для заключения Соглашения контролируемое лицо должно подать ходатайство в надзорный орган в течение десяти рабочих дней с момента получения предписания об устранении нарушения. Ходатайство подается через портал «Госуслуги» и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. До 1 марта 2026 г. допускается подача ходатайства на бумажном носителе.

    В ходатайстве необходимо обосновать необходимость выделения значительных ресурсов для устранения нарушения, приложить программу мероприятий по его устранению и другие подтверждающие документы.

    Надзорный орган рассматривает ходатайство в течение 15 рабочих дней, оценивает предоставленную информацию и принимает решение, которое размещается в личном кабинете заявителя на портале «Госуслуги». При положительном решении стороны согласовывают программу устранения нарушений и проект Соглашения, после чего документ подписывается электронными подписями. Срок исполнения Соглашения не может превышать трех лет, а его вступление в силу требует согласования с органами прокуратуры.

    Важным элементом новых правил является прозрачность процедуры: Соглашение подлежит размещению в едином реестре контрольных мероприятий, а исполнение предписания приостанавливается на период действия Соглашения. Также предусмотрены условия для изменения, продления или расторжения Соглашения, а для объектов, связанных с государственной или иной охраняемой законом тайной, — специальные требования по оформлению и согласованию документов.

    Рекомендации

    Статья 90.2, которая предусмотрела возможность заключения подобных соглашений, введена в Закон № 248-ФЗ Федеральным законом от 28.12.2024 г. № 540-ФЗ. Изменения призваны обеспечить стабильную работу предприятий, особенно в стратегически важных и социально значимых сферах.

    Однако маловероятно, что нововведения позволят бизнесу гибко планировать устранение сложных нарушений, минимизируя риски административного давления и резких ограничений деятельности. Новые правила скорее всего будут применяться точечно, а заключение соглашений об устранении нарушений с органом государственного контроля (надзора) вряд ли получит широкое распространение.

    Тем не менее, компаниям рекомендуется ознакомиться с новыми правилами и при необходимости подавать соответствующие ходатайства в надзорные органы.

    Водопользование

    Установлен новый порядок заключения договоров пользования рыболовными участками

    Опубликован Федеральный закон от 24 июня 2025 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Изменения затронули:

    • Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
    • Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
    • Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

    Для осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ВБР) необходимо получить разрешение Федерального агентства по рыболовству, для этого необходимо отправить посредством почтового отправления или электронного документа:

    • заявление на получение разрешения на добычу (вылов) ВБР;
    • уставные документы;
    • копии документов, связанных с судном (при осуществлении добычи (вылова) с использованием судов);
    • договор пользования рыболовным участком.

    В соответствии с законом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие право на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании действующего на 01.09.2025 г. договора пользования рыболовным участком, вправе заключить новый договор до 01.07.2026 г. Срок действия нового договора будет включать оставшийся период действия предыдущего соглашения, а также двадцатилетний срок, установленный для осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб.

    В этом случае плата за заключение нового договора пользования рыболовным участком для целей промышленного и любительского рыболовства взимается за весь двадцатилетний период.

    Кроме того, закон уточняет порядок одностороннего расторжения договоров пользования рыболовным участком в случае непоступления платы за заключение договора. Введена обязанность органа государственной власти, заключившего договор, направлять пользователю уведомление о необходимости внесения платы в течение десяти дней. Если плата не будет внесена в указанный срок, договор подлежит одностороннему расторжению, о чем пользователь будет уведомлен дополнительно.

    Также законом введена новая глава «Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов», предусматривающая создание единого цифрового реестра разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов.

    Данный федеральный закон вступает в силу с 01.09.2025 г., за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 01.03.2026 г.

    Рекомендации

    Согласно пояснительной записке закон разработан в целях совершенствования подходов, применяемых при заключении договоров пользования рыболовным участком.

    Рекомендуем бизнесу принять решение о перезаключении договора на новый срок в случае необходимости. Перезаключение договора позволит таким организациям сохранить участок без повторного участия в торгах и сократить расходы.

    Важно ознакомиться с новыми требованиями и следить за сроками внесение платы за заключение договора, чтобы он не был расторгнут в одностороннем порядке.

    Государственная экологическая экспертиза

    Расширен перечень ОКС, для строительства которых не нужно проводить ГЭЭ

    31 июня 2025 г. опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2025 г. № 1526-р о внесении изменений в перечень объектов капитального строительства (далее – ОКС), реконструкцию или строительство которых планируется осуществлять в границах округов санитарной охраны лечебных ресурсов, проектная документация которых не подлежит государственной экологической экспертизе.

    Округа санитарной (горно-санитарной) охраны — это зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемые для лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Они предназначены для сохранения природных лечебных ресурсов и обеспечения их использования в лечебных и профилактических целях.

    В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация строительства и реконструкции ОКС на таких территориях не подлежит государственной экологической экспертизе.

    Новым распоряжением расширяется перечень объектов, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 27.05.2024 г. № 1281-р: освобождаются от экологической экспертизы проектная документация объектов, предназначенных для модернизации и расширения всех видов инфраструктуры, а не только магистральной как было установлено ранее.

    К указанным объектам инфраструктуры могут быть отнесены:

    • автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты;
    • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
    • морские порты, речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
    • аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, транспортно-пересадочные узлы;
    • магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы;
    • объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы.

    В остальном распоряжение не изменяет ранее установленные правила и продлевает их действие до 31.12.2033 г.

    Рекомендации

    Новое распоряжение сохраняет установленный ранее порядок, расширяя перечень инфраструктурных объектов ОКС.

    Рекомендуем застройщикам и инвесторам, которые планируют реализацию проектов в зонах округа санитарной охраны, ознакомиться с перечнем объектов, проектная документация которых не требует проведение государственной экологической экспертизы.

    Напоминаем, что несоблюдение требований законодательства об обязательном проведении экологической экспертизы может повлечь наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ в следующих размерах:

    • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей.

    Изменения вступили в силу с даты опубликования, поэтому рекомендуем учитывать их в своей деятельности.

    Недропользование

    В Карелии И ХМАО увеличен срок предоставления в пользование недр для геологического изучения

    18.06.2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2025 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 43 Закона Российской Федерации «О недрах».

    Он предусматривает, что на отдельных территориях Карелии и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с пяти до семи лет увеличивается срок предоставления в пользование участков недр для геологического изучения.

    По общему правилу, срок геологического изучения недр составляет пять лет. При этом в статье 10 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» предусмотрены перечни территорий, для которых этот срок составляет семь и десять лет.

    В соответствии с изменениями перечень территорий, для которых срок геологического изучения составляет семь лет, дополнен Белоярским и Березовским муниципальными районами ХМАО, а также Беломорским муниципальным округом, муниципальным образованием «Калевальский национальный район», Кемским муниципальным районом, муниципальным образованием «Костомукшский городской округ», Лоухским муниципальным районом, Сегежским муниципальным округом.

    Рекомендации

    В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что указанные территории характеризуются сложными природными условиями: продолжительным холодным зимним периодом и высоким снежным покровом, что способствует глубинному промерзанию грунтов. В то же время на этих территориях имеется высокий потенциал для изучения и освоения полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых.

    С учетом недостаточно развитой инфраструктуры и дорожной сети, малонаселенности, геологоразведочные компании вынуждены нести дополнительные расходы на транспортировку грузов и персонала, разработку и применение технических и технологических решений, позволяющих выполнять работы в суровых природно-климатических условиях.

    Ввиду указанных обстоятельств проведение геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых затруднено, что не позволяет завершить геологическое изучение недр в пятилетний срок.

    Рекомендуем компаниям, планирующим геологоразведку на указанных территориях, учитывать изменения в своей деятельности.

    Административные правонарушения

    Принят законопроект о скидке на административный штраф

    23.06.2025 г. опубликовано Постановление Правительства РФ от 9.07.2025 г. № 869 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710», которым устанавливаются новые правила субсидирования мероприятий по строительству и реконструкции водоочистных сооружений в рамках Федерального проекта «Вода России», а также критерии отбора региональных проектов по строительству таких объектов и форму заявки.

    Федеральный проект «Вода России» реализуется с 01.01.2025 г. в рамках национального проекта «Экологическое благополучие». Реализация мероприятий по направлениям федерального проекта возложена на органы государственной власти субъектов РФ, для обеспечения этого им из федерального бюджета могут быть предоставлены субсидии (межбюджетные переводы денежных средств для покрытия части расходных обязательств).

    Новые правила предусматривают предоставление субсидий на реконструкцию и (или) строительство очистных сооружений и линейных объектов на территориях Ивановской, Нижегородской области, а также объектов, расположенных в опорных населенных пунктах.

    Отбор природоохранных проектов субъектов РФ осуществляется на основании заявок по определенным критериям межведомственной комиссией:

    • очистное сооружение, необходимое для очистки загрязненных сточных вод, введено в эксплуатацию, а также относится к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) I категории, либо на него получено комплексное экологическое разрешение, или подана заявка на получение комплексного экологического разрешения;
    • очистное сооружение относится к централизованным системам водоотведения поселений;
    • проведение в субъекте РФ мероприятий по реконструкции и (или) строительству очистных сооружений, в том числе малых очистных сооружений;
    • завершение работ по реконструкции и (или) строительству очистных сооружений (линейных объектов) для очистки (транспортировки) загрязненных сточных вод, поступающих в основные водные объекты, с подтверждением Росприроднадзорома соответствия качества очистки сточных вод.

    Также новые правила устанавливают требования к территориям, на которых планируется реализация природоохранного проекта:

    • наличие не менее двух онлайн-видеокамер;
    • размещение на территории информационного стенда (баннера) или плаката;
    • информирование Росприроднадзора о завершении работ по реконструкции и строительству очистных сооружений;
    • ежеквартальное информирование Минприроды о ходе работ по реализации региональных проектов;
    • размещение в Информационной системе управления проектами информации о ходе работ по реализации природоохранного проекта.

    После прохождения отбора заявок между высшим исполнительным органом субъекта РФ и Минприроды заключается соглашение с использованием информационной системы «Электронный бюджет». Размер субсидии устанавливается в соглашении и не подлежит изменению в случае увеличения сметной стоимости природоохранного проекта.

    Изменения вступили в силу с даты их опубликования.

    Рекомендации

    Изменения направлены на решение самых острых проблем водоканалов, которые сбрасывают недостаточно очищенные сточные воды в водные объекты в ряде регионов.

    Лесное хозяйство

    Госдума приняла закон о лесных дорогах

    24.06.2025 г. Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении Законопроект № 501213-8 о создании и эксплуатации лесных дорог. Соответствующие нормы вносятся в Лесной кодекс РФ.

    Законопроект определяет лесные дороги как объекты лесной инфраструктуры, предназначенные для обеспечения транспортной доступности лесов, и вводит их классификацию по назначению (лесохозяйственные и лесотранспортные), срокам эксплуатации (постоянные и временные), типу покрытия (с твердым покрытием и без него), а также по конструктивным особенностям (капитальные и некапитальные объекты).

    Лесохозяйственные дороги предназначены для проведения мероприятий по лесоустройству и сохранению лесов. При этом их запрещено использовать для заготовки древесины. Лесохозяйственные дороги могут создавать лица, которые используют леса, а также лица, реализующие лесоклиматические проекты.

    Лесотранспортные дороги создаются в целях проезда к лесным участкам, предоставленным для заготовки древесины. Отметим, что их можно размещать как на территории предоставленного лесного участка, так и за ее пределами. Такие дороги могут использоваться для доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки. Кроме того, их разрешено использовать для сохранения лесов и лесоустройства. Создавать лесотранспортные дороги вправе лица, которым предоставлены лесные участки в целях заготовки древесины.

    Планирование сети лесных дорог осуществляется путем разработки следующих документов:

    • лесного плана субъекта Российской Федерации;
    • лесохозяйственного регламента лесничества;
    • проекта освоения лесов.

    Лесные дороги разрешено размещать в эксплуатационных, защитных и резервных лесах, а также на особо защитных участках лесов. Закон разрешает проведение рубок лесных насаждений любого возраста для строительства дорог, включая защитные леса, однако приоритет отдается использованию нелесных земель и территорий, не занятых лесными насаждениями.

    В соответствии с законопроектом Правительству РФ и Рослесхозу поручено разработать:

    • правила планирования сети лесных дорог;
    • правила создания и содержания лесных дорог;
    • основные элементы и параметры лесных дорог;
    • перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и требования к проведению таких мероприятий.

    В случае принятия законопроект должен вступить в силу с 01.09.2026 г.

    Рекомендации

    Законопроект был разработан во исполнение поручения Президента РФ. Проектируемые Изменения направлены на создание системы регулирования лесных дорог, что должно стимулировать лиц, использующих леса (арендаторов и лиц, реализующих инвестиционные проекты), к увеличению объемов строительства таких дорог. Власти видят необходимость в повышении транспортной доступности лесных участков для хозяйственных и природоохранных целей, особенно ввиду необходимости борьбы с участившимися лесными пожарами.

    Административные правонарушения

    Госдума приняла в первом чтении законопроект о скидке 50% на административный штраф в случаях, когда нарушение выявлено прокурором

    25.06.2025 г. Госдума приняла в первом чтении Законопроект № 883708-8, внесенный группой депутатов, в соответствии с которым предлагается изменить статью 32.2 КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа».

    Законопроект расширяет действие нормы о льготной уплате штрафа на все виды государственного, муниципального и прокурорского контроля, а также на иные контрольные функции, предусмотренные федеральными законами и нормативными актами.

    В настоящее время в российском законодательстве существует возможность уплаты административного штрафа в половинном размере в случае, если правонарушение выявлено в ходе государственного или муниципального контроля. Однако эта льгота не распространяется на случаи, когда нарушение выявлено в ходе прокурорского надзора.

    Такое регулирование было признано Конституционным Судом Российской Федерации (далее — КС РФ) неконституционным, поскольку создает неравные условия для лиц, привлекаемых к административной ответственности, в зависимости от органа, выявившего правонарушение.

    Поэтому КС РФ рекомендовал законодателю устранить данное противоречие и расширить возможность уплаты штрафа в половинном размере на случаи выявления нарушений в ходе прокурорского надзора и иных контрольных функций, возложенных на должностных лиц.

    При этом сохраняется исключение в отношении ряда административных правонарушений, для которых льготная уплата штрафа не предусмотрена.

    Рекомендации

    Принятие законопроекта позволит создать единые условия для уплаты административных штрафов вне зависимости от органа, выявившего нарушение.

    Упомянутое постановление КС РФ от 18.07.2024 г. № 39-П было вынесено по жалобе компании, в отношении которой прокуратура возбудила дело об административном правонарушении и которая впоследствии было оштрафована на 300 тыс. рублей постановлением мирового судьи. Вышестоящие суды, включая Верховный Суд РФ, посчитали, что компания не имеет права на уплату штрафа в половинном размере на основании частей 1.3-3 cтатьи 32.2

    КС РФ поддержал компанию и признал указанную норму КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.

    04.07.25
    54
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста