В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за июнь 2024 года: введении исключений в перечень загрязняющих веществ, порядке проведения ГЭЭ, правил и положений в рамках РОП и использования лесов.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Лесопользование
Утверждены правила использования лесов для осуществления изыскательской деятельности
Напомним, что Федеральный закон от 25.12.2023 № 676-ФЗ «О внесении изменений...» дополнил Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) статьей 43.1 «Использование лесов для осуществления изыскательской деятельности». Во исполнение части 5 указанной статьи был разработан и принят комментируемый документ — Правила использования лесов для осуществления изыскательской деятельности (далее — Правила), утвержденные Приказом Минприроды России от 25.04.2024 № 241 «Об утверждении правил...».
Использование лесов для осуществления изыскательской деятельности разрешается в целях подготовки документации по планировке территории, подготовки проектной документации.
Рассмотрим более подробно:
- Для целей осуществления изыскательской деятельности Правила предусматривают предоставление лесного участка, находящегося в публичной собственности, в аренду или установление в его отношении сервитута (публичного сервитута).
- Правила содержат перечень данных, которые должны быть отражены в заявлении об использовании лесов, а также перечень документов, которые запрашивает уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия.
Заявление об использовании лесов для изыскательской деятельности рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган.
- Правила содержат перечень прав и обязанностей лесопользователей. Так, согласно Правилам, использование лесов для осуществления изыскательской деятельности должно осуществляться в соответствии с лесным планом субъекта РФ, проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом лесничества.
Также лесной участок может использоваться без предоставления или установления сервитута, если изыскательская деятельность не будет сопряжена с рубкой деревьев. В таком случае использование осуществляется на основании разрешений органов власти.
Правила допускают возведение некапитальных строений и сооружений. После завершения изыскательской деятельности такие объекты должны быть снесены.
Лесопользователи, которые получили лесные участки в аренду или на основании сервитута (публичного сервитута), должны составить проект освоения лесов, предусмотренный статьей 12 ЛК РФ, и представить его в уполномоченный орган для проведения государственной или муниципальной экспертизы.
Право собственности на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит РФ.
Документ вступает в силу 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2030 года.
Рекомендации:
Несмотря на то, что типовой договор аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ был утвержден Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», до сих пор в законодательстве соответствующие правоотношения урегулированы не были.
Отмечается, что существующий законодательный пробел вызывал сложности в правоприменении. Со дня вступления в силу законодательных изменений и комментируемых Правил, вероятнее всего, количество проблемных вопросов снизится.
Расширенная ответственность производителей (РОП)
Опубликованы правила представления отчетности о массе товаров и упаковки в рамках РОП
В силу статьи 24.2-1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) производители и импортеры товаров представляют в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ) отчетность о массе товаров и упаковки, которые были произведены на территории РФ или ввезены на нее.
Во исполнение Закона № 89-ФЗ установлены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о массе товаров, упаковки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2024 № 741 «Об утверждении Правил...» (далее — Правила).
Правила предусматривают две формы отчетности:
- Отчетность для производителей и импортеров из государств ЕАЭС (далее — отчетность № 1);
- Отчетность для импортеров из государств, не являющихся членами ЕАЭС (далее — отчетность № 2).
Обе отчетности предоставляются в ЕФГИС УОИТ в электронном виде одним из нескольких предусмотренных в документе способов. Отчетность № 1 предоставляется в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Отчетность № 2 предоставляется до дня выпуска товаров для внутреннего потребления.
Производители товаров включают в отчетность информацию о массе товаров и упаковки на основании первичных учетных документов и товаросопроводительных документов. Импортеры товаров заполняют отчетность на основании таможенных и товаросопроводительных документов.
Правительство отдельно установило, что в отношении товаров, упаковки, товаров в упаковке, ввезенных с 1 января 2024 года до 1 января 2026 года из государств, не являющихся членами ЕАЭС, отчетность о массе товаров предоставляется по форме и в сроки, предусмотренные для отчетности № 1.
В случае поступления производителю товаров, импортеру товаров предписания Росприроднадзора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.2-4 Закона № 89-ФЗ, субъект РОП вправе в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого предписания представить доработанную отчетность в целях устранения выявленных нарушений.
Документ вступает в силу 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года. Пункт 4 Правил, который устанавливает обязанность импортеров товаров и упаковки из стран, не являющихся членами ЕАЭС, оформлять документы по правилам Отчетности № 2, вступает в силу 1 января 2026 года.
Утверждены правила предоставления субъектами РОП отчетности о выполнении самостоятельной утилизации
Во исполнение пункта 20 статьи 24.2-1 Закона № 89-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 31.05.2024 № 742 «Об утверждении Правил...» утверждены Правила представления производителями и импортерами отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (далее — Правила о выполнении самостоятельной утилизации).
Правила о выполнении самостоятельной утилизации включают в себя две формы отчетности. Первая из них (далее — отчетность № 1) заполняют и подают:
- производители товаров — в отношении отходов от использования товаров, упаковки, произведенных на территории РФ;
- импортеры товаров — в отношении отходов от использования товаров, упаковки, упаковки, в которую упакован товар, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
- импортеры товаров — в отношении отходов от использования товаров, упаковки и упаковки, в которую упакован товар, ввезенных с 1 января 2024 года до 1 января 2026 года в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами ЕАЭС.
Отчетность о выполнении самостоятельной утилизации по второй форме (далее — отчетность № 2) заполняют и представляют импортеры товаров в отношении отходов от использования товаров, упаковки, упаковки, в которую упакован товар, ввезенных в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами ЕАЭС (в отношении товаров, ввезенных с 1 января 2026 года).
Обе отчетности о выполнении самостоятельной утилизации представляются ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Как и в случае с отчетностью о массе товаров и упаковки, произведенных на территории РФ или ввезенных на нее, отчетность подается в форме электронного документа одним из способов, предусмотренных в документе.
К отчетности должны быть приложены следующие документы:
- копии договоров об утилизации, заключенные с лицами, включенными в реестр утилизаторов, вместе с копиями актов об утилизации (в случае исполнения обязанности по самостоятельной утилизации путем заключения договора об утилизации);
- копии актов об утилизации (в случае исполнения обязанности по самостоятельной утилизации с использованием собственной инфраструктуры).
Документ вступает в силу 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2030 года, за исключением положения о применении отчетности № 2, которое вступает в силу 1 января 2026 года.
Рекомендации:
Отметим некоторые отличия опубликованного документа от его первоначальной редакции:
- исключено положение о сроке в 90 дней на проверку актов о самостоятельной утилизации и документов к нему (в принятой редакции нет указания на какой-либо срок проверки);
- пересмотрены формы отчетности (ранее отдельно выделялись отчетность по произведенным товарам и отчетность по импортированным, теперь же отдельно выделена отчетность для товаров, импортированных из стран, не являющихся членами ЕАЭС);
- исключены форма предписания Росприроднадзора о устранении выявленных нарушений и форма уведомления Росприроднадзора об устранении/отсутствии нарушений.
Утверждено положение о проведении эксперимента в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке
Напомним, что в соответствии с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления...», импортеры товаров из стран, не входящих в ЕАЭС, обязаны до выпуска товаров для внутреннего потребления уплатить экологический сбор, либо представить уведомление о намерении самостоятельной утилизации с приложением:
- банковской гарантии на сумму экологического сбора;
- либо договора поручительства, заключенного с лицом, включенным в реестр утилизаторов.
Указанное положение, установленное Постановлением Правительства РФ от 01.06.2024 № 750 «О проведении эксперимента в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке» (далее — Положение) вступает в силу 1 января 2026 года, а до этого момента Правительство РФ в целях апробации нового регулирования проводит эксперимент в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке, к которым будут применяться новые правила.
В развитие указанной нормы Правительство РФ утвердило комментируемое Положение о проведении эксперимента в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке.
Согласно документу, эксперимент будет проводиться в период с 1 сентября 2024 года по 31 декабря 2025 года.
Первоначальная редакция документа предусматривала, что в эксперимент войдут следующие группы товаров:
- все пневматические шины и некоторые виды пневматических покрышек;
- стиральные машины;
- потребительскую упаковку на основании бумаги и картона.
В итоговый перечень товаров, участвующих в эксперименте вошли товары из 7 групп:
- одежда и изделия текстильные (группа № 1);
- шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие (группа № 5);
- оборудование и инструменты ручные с механизированным приводом (группа № 10);
- аккумуляторы свинцовые (группа № 12);
- изделия пластмассовые упаковочные из полипропилена (группа № 25);
- тара и изделия упаковочные из металла (группа № 31);
- тара и изделия упаковочные из комбинированных материалов на основе бумаги (группа № 32).
Обращаем внимание на случаи, когда импортер ввозит товар в упаковке, но в вышеуказанный перечень включено что-то одно: либо товар, либо упаковка.
Если импортируемый товар включен в вышеуказанный перечень, а упаковка — нет, в отношении такой упаковки эксперимент все равно проводится. При этом важно, чтобы упаковка была включена в перечни товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2414 «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки».
Во втором случае, когда на территорию РФ ввозится товар, который не участвует в эксперименте, но такой товар ввозится в упаковке, которая участвует в эксперименте, то действие эксперимента не распространяется ни на товар, ни на упаковку.
Документ уже вступил в силу, однако эксперимент будет действовать с 1 сентября 2024 года по 31 декабря 2025 года.
Рекомендации:
Эксперимент должен апробировать новый правовой механизм по обеспечению утилизации отходов от использования товаров импортерам из стран, не входящих в ЕАЭС.
Рекомендуем импортерам товаров из стран, не являющихся членами ЕАЭС, ознакомиться с перечнем товаров, участвующих в эксперименте, и проанализировать, участвуют ли ввозимые товары в эксперименте.
Импортерам, чьи товары, участвуют в эксперименте, необходимо уже сейчас начать подготовку к выполнению новых требований и, в первую очередь, принять решение, будут ли они в новых условиях самостоятельно выполнять утилизацию импортируемых товаров и упаковки или же выберут уплату экологического сбора.
Утверждена типовая форма договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС
Напомним, что в случае ввоза товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер, намеревающийся осуществить самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, вправе заключить договор поручительства на сумму экологического сбора с лицом, включенным в реестр утилизаторов.
11 июня 2024 года вступил в силу Приказ Минприроды России от 16.05.2024 № 299 «Об утверждении типовой формы договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза».
По сравнению с первоначальной версией документа опубликованная редакция содержит следующие существенные изменения:
- исключение из договора пункта об обязанности поручителя включить в договор банковского счета между ним и кредитной организацией право Росприроднадзора предъявлять в банк распоряжение о списании денежных средств;
- замена солидарной обязанности поручителя отвечать по обязательствам должника на субсидиарную обязанность;
- включение в договор третьей стороны — должника (ранее сторонами договора были только кредитор и поручитель).
Документ вступил в силу 11 июня 2024 года.
Рекомендации:
Следует ожидать, что Росприроднадзор будет строго руководствоваться утвержденной Минприроды России формой типового договора, поэтому рекомендуем ознакомится с полным текстом принятого документа и следовать этой форме в случае, если импортер намерен гарантировать самостоятельную утилизацию отходов путем предоставления указанного поручительства.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Утверждено новое положение о проведении ГЭЭ
Постановление Правительства РФ от 28.05.2024 № 694 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы» (далее — Положение) принято взамен действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 № 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы».
Новое Положение о проведении ГЭЭ содержит значительное число изменений. Обращаем внимание на наиболее существенные из них:
- разграничены сферы действия комментируемого документа и Положения о проведении государственной экспертизы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.12.2021 № 2366 «О проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна»;
- срок проведения ГЭЭ может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика (ранее этот срок составлял 21 рабочий день, но не более одного месяца);
- определены права и обязанности заказчика или его представителя: например, заказчик вправе инициировать проведение заседаний экспертной комиссии, а также запрашивать на заседаниях разъяснения экспертов, то есть эксперты обязаны давать заказчику разъяснения в части имеющихся замечаний к документации;
- определен порядок доступа всех заинтересованных лиц к реестру сведений о выдаче заключений ГЭЭ, а также перечень информации, содержащейся в реестре в отношении каждого заключения.
Документ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением одного положения, которое устанавливает бессрочное действие положительного заключения ГЭЭ, выданного в отношении проектов технической документации на технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. Эта норма вступает в силу 1 сентября 2025 года.
Одновременно со вступлением в силу комментируемого документа действующее в настоящее время Положение о проведении ГЭЭ утратит силу.
Перечень загрязняющих веществ
Внесены изменения в новый перечень загрязняющих веществ
Опубликованное в прошлом году Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ...» содержит перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2024 № 1415-р «О внесении изменений...» ввело исключение для сельскохозяйственных и виноградопригодных земель в отношении следующих веществ:
- азот аммонийный;
- калий, калий хлорид (калиевая соль соляной кислоты);
- кальций;
- магний, магний оксид (окись магния);
- натрий, сульфит-сульфатные соли;
- фосфор.
Таким образом, допускается содержание указанных веществ в почвах земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и виноградопригодных земель".
Рекомендации:
Обращаем внимание представителей сельскохозяйственной отрасли на указанные изменения. Перечисленные вещества накапливаются в почвах в том числе в результате внесения удобрений. Их исключение из перечня позволит сельскохозяйственным предприятиям избежать претензий Росприроднадзора.
Напишите, пожалуйста