В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за июнь 2023 года: утверждении новых правил исчисления и взимания платы за НВОС, изменениях в требованиях при обращении с группами однородных отходов, новом порядке использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них, актуализированных правилах отбора инвестпроектов по внедрению НДТ и снижению выбросов парниковых газов, штрафах за непредставление отчета о выбросах парниковых газов, лесной амнистии и многом другом.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Правительство утвердило новые правила исчисления и взимания платы за НВОС
Правительство РФ приняло постановление от 31.2023 № 881 «Об утверждении правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта правительства Российской Федерации».
Документ утверждает новые правила исчисления и взимания платы за НВОС. Обновление правил вызвано вступлением в силу:
- Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение с отходами недропользования, вскрышными/вмещающими горными породами (далее — Вскрыша);
- Федерального закона от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение побочных продуктов животноводства (далее — ППЖ);
- Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение с побочными продуктами производства (далее — ППП).
В новых правилах, в частности, урегулирован расчет платы за НВОС в случае признания отходами производства и потребления ППП, отходов недропользования, Вскрыши, ППЖ.
Размещение или складирование ППП и Вскрыши, признанных отходами | Плату вносят лица, в результате деятельности которых образовались такие ППП и Вскрыша |
Если Вскрыша, переданная другому лицу для использования, признана отходом | Плату за размещение обязано вносить лицо, которому передана Вскрыша |
Размещение/складирование признанных отходами ППП | Плата вносится по месту нахождения объекта, где они размещались/складировались |
Размещение ППЖ, признанных отходами | Плата вносится по месту выявления нарушений, которые повлекли признание указанных ППЖ отходами |
Признанные отходами ППП размещены на ОРО до истечения 11 месяцев с даты их образования (в отсутствие лимитов на их размещение или при превышении их количества, указанного в ДВОС или в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов) | Коэффициент 25 |
Размещение признанных отходами ППП по истечении 11 месяцев с даты их образования, а также при их неиспользовании в собственном производстве, либо передаче другим лицам после истечения 3-х лет с даты их признания ППП | Коэффициент 52 |
Размещение ППЖ, признанных отходами | Коэффициенты не применяются |
При размещении указанных выше отходов квартальные авансовые платежи не вносятся.
Категория объекта НВОС изменилась со II или III на I категорию | До получения необходимых разрешений и лимитов (но не более 9 месяцев с даты изменения категории) плата за НВОС исчисляется на основании разрешений и лимитов, действовавших до изменения категории |
Категория объекта НВОС изменилась с III на II | До подачи декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС) (но не более 3 месяцев с даты изменения категории) плата за НВОС исчисляется на основании отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля, а после подачи ДВОС — на основании ДВОС |
Новые правила вступают в силу с 1 сентября 2023 года и будут действовать до 1 сентября 2029 года.
Объем изменений, внесенных в правила исчисления и взимания платы за НВОС, весьма значителен. В связи с этим рекомендуем предприятиям уже сейчас ознакомиться с текстом постановления Правительства РФ от 31.2023 № 881.
Рекомендуем обратить особое внимание на риск начисления платы за НВОС с применением коэффициента 52, который очевидно носит штрафной характер, в том случае, если предприятие не смогло реализовать ППП в 11-месячный срок. В связи с этим в некоторых случаях следует рассмотреть возможность признавать образующиеся у предприятия вещества/предметы отходами сразу, нежели продавать/применять их в качестве ППП.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Обращение с отходами
Внесены изменения в требования при обращении с группами однородных отходов
Опубликован приказ Минприроды России от 04.04.2023 № 173, который вносит изменения в Требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, (утверждены приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399).
Приказом вносятся следующие основные изменения:
- в лицензии на утилизацию отходов должен быть указан не только класс опасности утилизируемых отходов, но и вид/группа/подгруппа утилизируемых отходов;
- объекты, на которых осуществляется утилизация отходов, должны быть оборудованы системой весового контроля массы поступающих на объект отходов, массы образуемых на объектах отходов, массы получаемой из отходов продукции;
- в группу отходов «компьютерное, электронное, оптическое оборудование утратившие потребительские свойство» теперь также добавилось электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства;
- подробно описаны основные стадии технологического процесса по утилизации отходов электронного и электрического оборудования;
- установлено, что при утилизации отходов электронного и электрического оборудования доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции (в том числе направленная на дальнейшую переработку), по итогам календарного года должна составлять не менее 85%;
- выбор технологии утилизации отходов электронного и электрического оборудования должен осуществляться в соответствии с информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 15-2021 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)».
Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года и действует до 1 марта 2028 года.
Одна из основных целей приказа Минприроды России от 04.04.2023 № 173 — повысить долю утилизируемых отходов электроники, которые в том числе будут использоваться при производстве новой продукции, до 85%. Для этого положения данного документа вводят прослеживаемость, которая важна для контроля за рынком переработки электролома.
Организациям, ведущим деятельность в сфере утилизации отходов электронного и электрического оборудования, рекомендуем ознакомиться с полным текстом документа, чтобы быть готовыми к скорым изменениям законодательства.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Недропользование
Утвержден порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них
На официальном сайте правовой информации 1 июня 2023 года опубликованы совместные приказы Минприроды России и Роснедр:
- приказ Минприроды России, Роснедр от 25.04.2023 № 246/03 «Об утверждении Порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород»;
- приказ Минприроды России, Роснедр от 25.04.2023 № 247/04 «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр».
Подзаконные нормативные правовые акты приняты в развитие положений Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ „О недрах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с положениями которого пользователи недр получили право добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования и использовать такие отходы различными способами.
Оба документа вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Горнодобывающим предприятиям и другим пользователям недр, планирующим использовать отходы недропользования, а также вскрышные и вмещающие горные породы, рекомендуем ознакомиться с полным текстом каждого из документов, чтобы не допускать нарушений в своей деятельности.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Отдельные опасные производственные объекты (ОПО)
Правительство установило требования к плану предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации Отдельного ОПО
В 2021 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа заброшенных промышленных объектов, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета (Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ).
Указанные поправки распространяются на Отдельные ОПО, к которым отнесены:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением сооружений, связанных с пользованием недрами);
- шахты угольной промышленности;
- объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности.
При выводе таких объектов из эксплуатации (консервации или ликвидации) их владельцы обязаны выполнить мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в соответствии с заранее разработанным планом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.06.2023 № 909, указанный план должен содержать следующие мероприятия (с описанием технологических процессов, технических способов и методов, планируемых к применению):
- рекультивацию земель;
- консервацию/ликвидацию Отдельного ОПО;
- графическое описание границ территории, на которой реализуются указанные мероприятия (с указанием координат);
- в границы такой территорий должен входить в том числе объект размещения отходов от деятельности, осуществляемой на Отдельном ОПО.
Данные мероприятия должны быть направлены на снижение и/или ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого Отдельным ОПО, который выводится из эксплуатации. В результате должно быть обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Выбирать мероприятия следует исходя из технических особенностей производства и видов негативного воздействия. Например, если на объекте размещения отходов I и II классов опасности эксплуатировалось гидротехническое сооружение, потребуется включить в план мероприятия по охране водного объекта. При составлении плана можно ориентироваться на справочники по наилучшим доступным технологиям.
Подробнее о внедрении и развитии наилучших доступных технологий (НДТ) — в статье EcoStandard.journal.
Постановление вступит в силу с 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2029 года.
Владельцам Отдельных ОПО рекомендуется ознакомиться с постановлением и запланировать разработку плана предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды, чтобы своевременно пройти все необходимые проверки/экспертизы указанного плана и предоставить его в Росприроднадзор.
Напомним, что в отношении плана мероприятий необходимо получить заключение государственной экологической экспертизы, а также заключение Росприроднадзора об обоснованности сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом.
Кроме того, потребуется подтвердить наличие достаточных средств для реализации плана мероприятий, получив независимую гарантию, поручительство или создав резервный фонд в объеме, необходимом для реализации плана.
План мероприятий с иными необходимыми документами требуется представить в Росприроднадзор не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации Отдельного ОПО или срока разработки месторождения полезных ископаемых (для угольных шахт).
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Охрана атмосферного воздуха
Опубликован закон о производственном экологическом контроле (ПЭК) в области охраны атмосферного воздуха
13 июня 2023 года опубликован Федеральный закон от 13.06.2023 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Он принят в целях приведения последнего в соответствие с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно изменениям, ПЭК в области охраны атмосферного воздуха является составной частью ПЭК, который обязаны осуществлять владельцы объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I, II и III категорий.
Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий указываются в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК.
Из закона исключено упоминание об отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которую обязаны представлять владельцы объектов НВОС III категории. Данная норма трактовалась как требование предоставлять дополнительную отчетность о выбросах. При этом законодательство не предусматривало, в какой форме и в какой орган ее нужно предоставлять.
Также исключено положение, предусматривающее, что владельцы стационарных источников выбросов обязаны согласовывать строительство объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами Росприроднадзора и прочих федеральных органов.
Законопроект, по сути, является техническим и направлен на корректировку положений Закона об охране атмосферного воздуха, не соответствующих Закону об охране окружающей среды. Предприятиям, эксплуатирующим объекты НВОС I, II и III категорий следует учитывать, что отчитываться о выбросах следует в рамках ПЭК.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Выбросы парниковых газов
Актуализированы правила отбора инвестпроектов по внедрению НДТ и снижению удельных выбросов парниковых газов
В РФ действуют меры государственной поддержки для компаний, внедряющих НДТ. Например, в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» природопользователям предоставляются субсидии из бюджета.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 № 2058 расширена программа субсидирования затрат компаний, связанных с реализацией инвестиционных проектов по внедрению НДТ.
С учетом указанных изменений в настоящее время субсидии могут быть предоставлены на возмещение затрат российских компаний:
- на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2019-2024 годах в рамках реализации инвестиционных проектов;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным в 2019-2024 годах кредитам.
Субсидии могут быть предоставлены при выполнении в том числе следующих условий:
- компанией достигнуты технологические показатели НДТ и (или) показатели воздействия на окружающую среду ниже технологических показателей НДТ и (или) достигнуты нормативы допустимых выбросов/сбросов веществ I, II классов опасности, установленных в соответствии с законодательством РФ;
- инвестиционный проект компании направлен на снижение удельных выбросов парниковых газов (ПГ) и повышение ресурсной и энергетической эффективности производства.
Изменения потребовали принятия приказов Минпромторга России:
- Приказ Минпромторга России от 07.04.2023 № 1239 — актуализирует методику отбора инвестиционных проектов на объектах со значительным НВОС.
Отбор производит комиссия среди инвестиционных проектов, предварительно получивших технико-экономическую оценку. Комиссия оценивает каждый проект на соответствие трем критериям, установленным методикой. Проект проходит отбор, если сумма оценок в баллах по всем критериям составила не менее 3 баллов.
Признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 29.04.2021 № 1562, которым утверждена аналогичная методика.
- Приказ Минпромторга России от 07.04.2023 № 1238 — актуализирует методику проведения технико-экономической оценки инвестиционных проектов на объектах со значительным НВОС.
Такую оценку проводит экспертный совет в течение 15 рабочих дней со дня направления Минпромторгом заявок на участие в отборе инвестиционных проектов от всех организаций. Экспертный совет должен оценить финансовую эффективность инвестиционного проекта.
- Для проектов по внедрению НДТ проверяется соответствие НДТ планируемых к применению технологических процессов, оборудования, технических способов, методов.
- Для проектов по снижению выбросов ПГ проверяется планируемое снижение удельных выбросов ПГ и повышение ресурсной и энергетической эффективности производства.
Признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 29.04.2021 № 1563, которым утверждена аналогичная методика.
Приказы опубликованы 5 июня 2023 года и вступают в силу через 10 дней с даты официального опубликования (то есть с 16 июня 2023 года).
Компаниям, эксплуатирующим объекты со значительным НВОС (объекты НВОС I категории) и реализующим инвестпроекты, соответствующие критериям для предоставления субсидий, рекомендуется ознакомиться с приказами Минпромторга и учитывать их положения при обращении с заявками на предоставление субсидий.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Опубликован закон о штрафах за непредставление отчета о выбросах парниковых газов
Поправки введены Федеральным законом от 13.06.2023 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и предусматривают, что непредставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов будет влечь следующее административное наказание.
Должностные лица | Предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 50 000 руб. |
Компании | Штраф в размере от 150 000 до 500 000 руб. |
ИП | Штраф в размере от 50 000 до 150 000 руб. |
Закон вступит в силу с 1 июля 2025 года.
Напомним, что обязанность отчитываться о выбросах парниковых газов c 2023 года возложена на организации, выбрасывающие более 150 000 тонн эквивалента CO2 в год. С 2025 год под действие указанного регулирования попадут также предприятия с выбросами более 50 000 тонн эквивалента СО2 в год.
Указанным компаниям следует учитывать, что с 1 июля 2025 года непредставление соответствующего отчета или его представление с нарушением срока может повлечь привлечение к административной ответственности с наложением штрафа в размере до 500 000 рублей.
Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, определенных в этой статье, будет входить в компетенцию Росприроднадзора.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Обзор законодательных требований в области отчетности по ПГ и методология подготовки к сдаче отчетности — в статье EcoStandard.journal.
Выбросы и сбросы радиоактивных веществ
Изменены правила разработки нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на такие выбросы и сбросы
Соответствующее постановление Правительства от 02.06.2023 № 916 опубликовано 5 июня 2023 года.
Изменения вносятся в Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.06.2018 № 731).
Для установления нормативов выбросов потребуется санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора об их соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Нормативы сбросов, как и прежде, должны быть согласованы с Роспотребнадзором, чтобы подтвердить соблюдение санитарных правил.
Уточнено содержание заявления на получение разрешения и перечень прилагаемых к нему документов. Так, в соответствии с изменениями в заявлении необходимо указывать наименование экспертной организации, выбранной для проведения экспертизы проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов.
Проект нормативов выбросов, сбросов должен включать в т. ч. перечень и количество радиоактивных веществ, допустимых к выбросу, сбросу для каждого стационарного источника, установленные в ранее выданном разрешении, с указанием его реквизитов (при наличии).
Закреплена возможность подачи заявлений через Госуслуги. Рассмотрение документов может быть приостановлено по инициативе заявителя, но не более чем на 20 рабочих дней.
Изменения вступили в силу с 13 июня 2023 года.
Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы радиоактивных веществ, рекомендуется ознакомиться с изменениями и учитывать их при обращении за установлением соответствующих нормативов/выдачей разрешений.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Лесная амнистия
Опубликован закон о «Лесной амнистии 2.0»
Документ направлен на гармонизацию двух реестров: единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и государственного лесного реестра (ГЛР). Он, в частности, предусматривает, что если земельные участки соответствуют критериям амнистии, то они будут исключены из ГЛР, а значит правообладатель сможет беспрепятственно их использовать.
«Совместно с коллегами из Росреестра мы провели большую работу, проанализировав правоприменительную практику 280-ФЗ за почти 6 лет, и сегодня, принятый закон не только позволяет сократить время на амнистирование земельных участков, но и дополнительно защитить права граждан-владельцев участков, пересекающихся с лесным фондом», — прокомментировал документ глава Рослесхоза Иван Советников.
Правообладателям земельных участков, находящихся на территории земель лесного фонда или по соседству с такими землями, рекомендуется ознакомиться с принятым законом и оценить необходимость обращения за применением лесной амнистии, учитывая, что она будет действовать до 1 января 2026 года.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Проекты НПА
Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект о прохождении ГЭЭ в формате «одного окна»
Изменения планируется внести преимущественно в статью 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Предполагается, что Правительство РФ установит порядок проведения таких экспертиз, в соответствии с которым их проведение осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, организациями, уполномоченными на проведение указанных экспертиз, осуществляется без участия заявителя.
Экспертизу по новым правилам можно будет провести в отношении:
- объектов ГЭЭ, указанных в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
- проектной документации объектов капитального строительства (ОКС) в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
- проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения;
- проектной документации ОКС, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии;
- проектной документации объектов обезвреживания и/или размещения отходов;
- проектной документации искусственных земельных участков, создаваемых на водных объектах в собственности РФ;
- прочих объектов, предусмотренных подпунктами 7, 71 — 73, 75, 77 — 710 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ.
Заключения ГЭЭ, выданные по принципу «одного окна», будут размещены на официальном сайте Росприроднадзора (его территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
Планируемая дата вступления в силу указанных изменений — 1 сентября 2023 года.
Законопроект внесен в Госдуму Правительством РФ и изначально содержал лишь изменения в Градостроительный кодекс РФ, касающиеся возмещения вреда собственнику здания, сооружения за счет средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций. Однако в процессе парламентских слушаний содержание законопроекта расширилось и теперь включает описанные изменения в части проведения ГЭЭ.
Полагаем, что законопроект с высокой степенью вероятность будет поддержан Советом Федерации и подписан Президентом, в связи с чем рекомендуем ознакомиться с его содержанием.
Наталья СтенинаПартнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
Напишите, пожалуйста