Экологическое законодательство за июнь 2023: плата за НВОС, лесная амнистия, штрафы за непредставление отчета о парниковых газах

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за июнь 2023 года: утверждении новых правил исчисления и взимания платы за НВОС, изменениях в требованиях при обращении с группами однородных отходов, новом порядке использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них, актуализированных правилах отбора инвестпроектов по внедрению НДТ и снижению выбросов парниковых газов, штрафах за непредставление отчета о выбросах парниковых газов, лесной амнистии и многом другом.

30.06.23
2K

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

    Правительство утвердило новые правила исчисления и взимания платы за НВОС

    Правительство РФ приняло постановление от 31.2023 № 881 «Об утверждении правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта правительства Российской Федерации».

    Документ утверждает новые правила исчисления и взимания платы за НВОС. Обновление правил вызвано вступлением в силу:

    • Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение с отходами недропользования, вскрышными/вмещающими горными породами (далее — Вскрыша);
    • Федерального закона от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение побочных продуктов животноводства (далее — ППЖ);
    • Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует обращение с побочными продуктами производства (далее — ППП).

    В новых правилах, в частности, урегулирован расчет платы за НВОС в случае признания отходами производства и потребления ППП, отходов недропользования, Вскрыши, ППЖ.

    Основные положения по внесению платы по новым правилам
    Размещение или складирование ППП и Вскрыши, признанных отходами Плату вносят лица, в результате деятельности которых образовались такие ППП и Вскрыша
    Если Вскрыша, переданная другому лицу для использования, признана отходом Плату за размещение обязано вносить лицо, которому передана Вскрыша
    Размещение/складирование признанных отходами ППП Плата вносится по месту нахождения объекта, где они размещались/складировались
    Размещение ППЖ, признанных отходами Плата вносится по месту выявления нарушений, которые повлекли признание указанных ППЖ отходами
    Применение коэффициентов при расчете платы за НВОС
    Признанные отходами ППП размещены на ОРО до истечения 11 месяцев с даты их образования (в отсутствие лимитов на их размещение или при превышении их количества, указанного в ДВОС или в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов) Коэффициент 25
    Размещение признанных отходами ППП по истечении 11 месяцев с даты их образования, а также при их неиспользовании в собственном производстве, либо передаче другим лицам после истечения 3-х лет с даты их признания ППП Коэффициент 52
    Размещение ППЖ, признанных отходами Коэффициенты не применяются

    При размещении указанных выше отходов квартальные авансовые платежи не вносятся.

    Исчисление платы за НВОС при изменении категории объекта НВОС
    Категория объекта НВОС изменилась со II или III на I категорию До получения необходимых разрешений и лимитов (но не более 9 месяцев с даты изменения категории) плата за НВОС исчисляется на основании разрешений и лимитов, действовавших до изменения категории
    Категория объекта НВОС изменилась с III на II До подачи декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС) (но не более 3 месяцев с даты изменения категории) плата за НВОС исчисляется на основании отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля, а после подачи ДВОС — на основании ДВОС

    Новые правила вступают в силу с 1 сентября 2023 года и будут действовать до 1 сентября 2029 года.

    Объем изменений, внесенных в правила исчисления и взимания платы за НВОС, весьма значителен. В связи с этим рекомендуем предприятиям уже сейчас ознакомиться с текстом постановления Правительства РФ от 31.2023 № 881.

    Рекомендуем обратить особое внимание на риск начисления платы за НВОС с применением коэффициента 52, который очевидно носит штрафной характер, в том случае, если предприятие не смогло реализовать ППП в 11-месячный срок. В связи с этим в некоторых случаях следует рассмотреть возможность признавать образующиеся у предприятия вещества/предметы отходами сразу, нежели продавать/применять их в качестве ППП.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обращение с отходами

    Внесены изменения в требования при обращении с группами однородных отходов

    Опубликован приказ Минприроды России от 04.04.2023 № 173, который вносит изменения в Требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, (утверждены приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399).

    Приказом вносятся следующие основные изменения:

    • в лицензии на утилизацию отходов должен быть указан не только класс опасности утилизируемых отходов, но и вид/группа/подгруппа утилизируемых отходов;
    • объекты, на которых осуществляется утилизация отходов, должны быть оборудованы системой весового контроля массы поступающих на объект отходов, массы образуемых на объектах отходов, массы получаемой из отходов продукции;
    • в группу отходов «компьютерное, электронное, оптическое оборудование утратившие потребительские свойство» теперь также добавилось электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства;
    • подробно описаны основные стадии технологического процесса по утилизации отходов электронного и электрического оборудования;
    • установлено, что при утилизации отходов электронного и электрического оборудования доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции (в том числе направленная на дальнейшую переработку), по итогам календарного года должна составлять не менее 85%;
    • выбор технологии утилизации отходов электронного и электрического оборудования должен осуществляться в соответствии с информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 15-2021 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)».

    Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года и действует до 1 марта 2028 года.

    Одна из основных целей приказа Минприроды России от 04.04.2023 № 173 — повысить долю утилизируемых отходов электроники, которые в том числе будут использоваться при производстве новой продукции, до 85%. Для этого положения данного документа вводят прослеживаемость, которая важна для контроля за рынком переработки электролома.

    Организациям, ведущим деятельность в сфере утилизации отходов электронного и электрического оборудования, рекомендуем ознакомиться с полным текстом документа, чтобы быть готовыми к скорым изменениям законодательства.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Недропользование

    Утвержден порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них

    На официальном сайте правовой информации 1 июня 2023 года опубликованы совместные приказы Минприроды России и Роснедр:

    • приказ Минприроды России, Роснедр от 25.04.2023 № 246/03 «Об утверждении Порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород»;
    • приказ Минприроды России, Роснедр от 25.04.2023 № 247/04 «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр».

    Подзаконные нормативные правовые акты приняты в развитие положений Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ „О недрах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с положениями которого пользователи недр получили право добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования и использовать такие отходы различными способами.

    Оба документа вступают в силу с 1 сентября 2023 года.

    Горнодобывающим предприятиям и другим пользователям недр, планирующим использовать отходы недропользования, а также вскрышные и вмещающие горные породы, рекомендуем ознакомиться с полным текстом каждого из документов, чтобы не допускать нарушений в своей деятельности.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Отдельные опасные производственные объекты (ОПО)

    Правительство установило требования к плану предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации Отдельного ОПО

    В 2021 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа заброшенных промышленных объектов, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета (Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ).

    Указанные поправки распространяются на Отдельные ОПО, к которым отнесены:

    • опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением сооружений, связанных с пользованием недрами);
    • шахты угольной промышленности;
    • объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности.

    При выводе таких объектов из эксплуатации (консервации или ликвидации) их владельцы обязаны выполнить мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в соответствии с заранее разработанным планом.

    Согласно постановлению Правительства РФ от 02.06.2023 № 909, указанный план должен содержать следующие мероприятия (с описанием технологических процессов, технических способов и методов, планируемых к применению):

    • рекультивацию земель;
    • консервацию/ликвидацию Отдельного ОПО;
    • графическое описание границ территории, на которой реализуются указанные мероприятия (с указанием координат);
    • в границы такой территорий должен входить в том числе объект размещения отходов от деятельности, осуществляемой на Отдельном ОПО.

    Данные мероприятия должны быть направлены на снижение и/или ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого Отдельным ОПО, который выводится из эксплуатации. В результате должно быть обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды.

    Выбирать мероприятия следует исходя из технических особенностей производства и видов негативного воздействия. Например, если на объекте размещения отходов I и II классов опасности эксплуатировалось гидротехническое сооружение, потребуется включить в план мероприятия по охране водного объекта. При составлении плана можно ориентироваться на справочники по наилучшим доступным технологиям.

    Подробнее о внедрении и развитии наилучших доступных технологий (НДТ) — в статье EcoStandard.journal.

    Постановление вступит в силу с 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2029 года.

    Владельцам Отдельных ОПО рекомендуется ознакомиться с постановлением и запланировать разработку плана предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды, чтобы своевременно пройти все необходимые проверки/экспертизы указанного плана и предоставить его в Росприроднадзор.

    Напомним, что в отношении плана мероприятий необходимо получить заключение государственной экологической экспертизы, а также заключение Росприроднадзора об обоснованности сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом.

    Кроме того, потребуется подтвердить наличие достаточных средств для реализации плана мероприятий, получив независимую гарантию, поручительство или создав резервный фонд в объеме, необходимом для реализации плана.

    План мероприятий с иными необходимыми документами требуется представить в Росприроднадзор не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации Отдельного ОПО или срока разработки месторождения полезных ископаемых (для угольных шахт).

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Охрана атмосферного воздуха

    Опубликован закон о производственном экологическом контроле (ПЭК) в области охраны атмосферного воздуха

    13 июня 2023 года опубликован Федеральный закон от 13.06.2023 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Он принят в целях приведения последнего в соответствие с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Согласно изменениям, ПЭК в области охраны атмосферного воздуха является составной частью ПЭК, который обязаны осуществлять владельцы объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I, II и III категорий.

    Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий указываются в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК.

    Из закона исключено упоминание об отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которую обязаны представлять владельцы объектов НВОС III категории. Данная норма трактовалась как требование предоставлять дополнительную отчетность о выбросах. При этом законодательство не предусматривало, в какой форме и в какой орган ее нужно предоставлять.

    Также исключено положение, предусматривающее, что владельцы стационарных источников выбросов обязаны согласовывать строительство объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами Росприроднадзора и прочих федеральных органов.

    Законопроект, по сути, является техническим и направлен на корректировку положений Закона об охране атмосферного воздуха, не соответствующих Закону об охране окружающей среды. Предприятиям, эксплуатирующим объекты НВОС I, II и III категорий следует учитывать, что отчитываться о выбросах следует в рамках ПЭК.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Выбросы парниковых газов

    Актуализированы правила отбора инвестпроектов по внедрению НДТ и снижению удельных выбросов парниковых газов

    В РФ действуют меры государственной поддержки для компаний, внедряющих НДТ. Например, в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» природопользователям предоставляются субсидии из бюджета.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 № 2058 расширена программа субсидирования затрат компаний, связанных с реализацией инвестиционных проектов по внедрению НДТ.

    С учетом указанных изменений в настоящее время субсидии могут быть предоставлены на возмещение затрат российских компаний:

    • на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2019-2024 годах в рамках реализации инвестиционных проектов;
    • на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным в 2019-2024 годах кредитам.

    Субсидии могут быть предоставлены при выполнении в том числе следующих условий:

    • компанией достигнуты технологические показатели НДТ и (или) показатели воздействия на окружающую среду ниже технологических показателей НДТ и (или) достигнуты нормативы допустимых выбросов/сбросов веществ I, II классов опасности, установленных в соответствии ‎с законодательством РФ;
    • инвестиционный проект компании направлен на снижение удельных выбросов парниковых газов (ПГ) и повышение ресурсной и энергетической эффективности производства.

    Изменения потребовали принятия приказов Минпромторга России:

    1. Приказ Минпромторга России от 07.04.2023 № 1239 — актуализирует методику отбора инвестиционных проектов на объектах со значительным НВОС.

      Отбор производит комиссия среди инвестиционных проектов, предварительно получивших технико-экономическую оценку. Комиссия оценивает каждый проект на соответствие трем критериям, установленным методикой. Проект проходит отбор, если сумма оценок в баллах по всем критериям составила не менее 3 баллов.

      Признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 29.04.2021 № 1562, которым утверждена аналогичная методика.

    2. Приказ Минпромторга России от 07.04.2023 № 1238 — актуализирует методику проведения технико-экономической оценки инвестиционных проектов на объектах со значительным НВОС.

    Такую оценку проводит экспертный совет в течение 15 рабочих дней со дня направления Минпромторгом заявок на участие в отборе инвестиционных проектов от всех организаций. Экспертный совет должен оценить финансовую эффективность инвестиционного проекта.

    • Для проектов по внедрению НДТ проверяется соответствие НДТ планируемых к применению технологических процессов, оборудования, технических способов, методов.
    • Для проектов по снижению выбросов ПГ проверяется планируемое снижение удельных выбросов ПГ и повышение ресурсной и энергетической эффективности производства.

    Признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 29.04.2021 № 1563, которым утверждена аналогичная методика.

    Приказы опубликованы 5 июня 2023 года и вступают в силу через 10 дней с даты официального опубликования (то есть с 16 июня 2023 года).

    Компаниям, эксплуатирующим объекты со значительным НВОС (объекты НВОС I категории) и реализующим инвестпроекты, соответствующие критериям для предоставления субсидий, рекомендуется ознакомиться с приказами Минпромторга и учитывать их положения при обращении с заявками на предоставление субсидий.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Опубликован закон о штрафах за непредставление отчета о выбросах парниковых газов

    Поправки введены Федеральным законом от 13.06.2023 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и предусматривают, что непредставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов будет влечь следующее административное наказание.

    Должностные лица Предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 50 000 руб.
    Компании Штраф в размере от 150 000 до 500 000 руб.
    ИП Штраф в размере от 50 000 до 150 000 руб.

    Закон вступит в силу с 1 июля 2025 года.

    Напомним, что обязанность отчитываться о выбросах парниковых газов c 2023 года возложена на организации, выбрасывающие более 150 000 тонн эквивалента CO2 в год. С 2025 год под действие указанного регулирования попадут также предприятия с выбросами более 50 000 тонн эквивалента СО2 в год.

    Указанным компаниям следует учитывать, что с 1 июля 2025 года непредставление соответствующего отчета или его представление с нарушением срока может повлечь привлечение к административной ответственности с наложением штрафа в размере до 500 000 рублей.

    Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, определенных в этой статье, будет входить в компетенцию Росприроднадзора.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзор законодательных требований в области отчетности по ПГ и методология подготовки к сдаче отчетности — в статье EcoStandard.journal.

    Выбросы и сбросы радиоактивных веществ

    Изменены правила разработки нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на такие выбросы и сбросы

    Соответствующее постановление Правительства от 02.06.2023 № 916 опубликовано 5 июня 2023 года.

    Изменения вносятся в Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.06.2018 № 731).

    Для установления нормативов выбросов потребуется санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора об их соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Нормативы сбросов, как и прежде, должны быть согласованы с Роспотребнадзором, чтобы подтвердить соблюдение санитарных правил.

    Уточнено содержание заявления на получение разрешения и перечень прилагаемых к нему документов. Так, в соответствии с изменениями в заявлении необходимо указывать наименование экспертной организации, выбранной для проведения экспертизы проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов.

    Проект нормативов выбросов, сбросов должен включать в т. ч. перечень и количество радиоактивных веществ, допустимых к выбросу, сбросу для каждого стационарного источника, установленные в ранее выданном разрешении, с указанием его реквизитов (при наличии).

    Закреплена возможность подачи заявлений через Госуслуги. Рассмотрение документов может быть приостановлено по инициативе заявителя, но не более чем на 20 рабочих дней.

    Изменения вступили в силу с 13 июня 2023 года.

    Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы радиоактивных веществ, рекомендуется ознакомиться с изменениями и учитывать их при обращении за установлением соответствующих нормативов/выдачей разрешений.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Лесная амнистия

    Опубликован закон о «Лесной амнистии 2.0»

    Документ направлен на гармонизацию двух реестров: единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и государственного лесного реестра (ГЛР). Он, в частности, предусматривает, что если земельные участки соответствуют критериям амнистии, то они будут исключены из ГЛР, а значит правообладатель сможет беспрепятственно их использовать.

    «Совместно с коллегами из Росреестра мы провели большую работу, проанализировав правоприменительную практику 280-ФЗ за почти 6 лет, и сегодня, принятый закон не только позволяет сократить время на амнистирование земельных участков, но и дополнительно защитить права граждан-владельцев участков, пересекающихся с лесным фондом», — прокомментировал документ глава Рослесхоза Иван Советников.

    Правообладателям земельных участков, находящихся на территории земель лесного фонда или по соседству с такими землями, рекомендуется ознакомиться с принятым законом и оценить необходимость обращения за применением лесной амнистии, учитывая, что она будет действовать до 1 января 2026 года.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Проекты НПА

    Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект о прохождении ГЭЭ в формате «одного окна»

    Изменения планируется внести преимущественно в статью 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

    Предполагается, что Правительство РФ установит порядок проведения таких экспертиз, в соответствии с которым их проведение осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, организациями, уполномоченными на проведение указанных экспертиз, осуществляется без участия заявителя.

    Экспертизу по новым правилам можно будет провести в отношении:

    • объектов ГЭЭ, указанных в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
    • проектной документации объектов капитального строительства (ОКС) в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
    • проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального и местного значения;
    • проектной документации ОКС, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии;
    • проектной документации объектов обезвреживания и/или размещения отходов;
    • проектной документации искусственных земельных участков, создаваемых на водных объектах в собственности РФ;
    • прочих объектов, предусмотренных подпунктами 7, 71 — 73, 75, 77 — 710 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

    Заключения ГЭЭ, выданные по принципу «одного окна», будут размещены на официальном сайте Росприроднадзора (его территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

    Планируемая дата вступления в силу указанных изменений — 1 сентября 2023 года.

    Законопроект внесен в Госдуму Правительством РФ и изначально содержал лишь изменения в Градостроительный кодекс РФ, касающиеся возмещения вреда собственнику здания, сооружения за счет средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций. Однако в процессе парламентских слушаний содержание законопроекта расширилось и теперь включает описанные изменения в части проведения ГЭЭ.

    Полагаем, что законопроект с высокой степенью вероятность будет поддержан Советом Федерации и подписан Президентом, в связи с чем рекомендуем ознакомиться с его содержанием.

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.
    30.06.23
    2K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста