В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за июль 2024 года: размещении пунктов приема вторресурсов, введении штрафов в области оборота древесины, использовании участков недр местного значения и усиления государственного надзора за золотодобывающими предприятиями.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Обращение с отходами
Упростили размещение пунктов приема вторичных ресурсов
Правительство расширило перечень объектов, размещение которых может осуществляться на публичных землях и земельных участках без их предоставления или установления сервитута в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.06.2024 № 850 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300».
Напомним, что, по общему правилу, использование таких земель и земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа в соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ.
Согласно изменениям, к таким объектам теперь отнесены:
- пункты и места приема (сбора) вторичного сырья и вторичных ресурсов (ранее в перечень были включены только пункты приема вторичного сырья);
- контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО).
Документ вступил в силу 6 июля 2024 года.
Рекомендации:
Ко вторичному сырью относится продукция, получаемая из вторичных ресурсов. А ко вторичным ресурсам относятся отходы, пригодные для переработки и изготовления вторичного сырья.
Изменения направлены на развитие инфраструктуры для раздельного сбора отходов. Также они позволят упростить размещение контейнерных площадок для сбора ТКО в целях борьбы с их дефицитом.
Административная ответственность
Введены штрафы за несоблюдение обязательных требований при обороте древесины
Изменения в КоАП РФ предусматривают целый ряд новых составов административных правонарушений в области оборота древесины в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2024 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Нарушение | Штраф | |||
граждане | должностное лицо | ИП | юридическое лицо | |
Внесение в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК) сведений о характеристиках древесины, не соответствующих Правилам определения характеристик древесины и учета древесины, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2128 «О порядке определения...» | — | от 25 000 до 35 000 ₽ | от 50 000 до 100 000 ₽ | от 100 000 до 200 000 ₽ |
Транспортировка древесины без электронного сопроводительного документа *При повторном совершении указанного правонарушения возможна конфискация древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения правонарушения | — | от 20 000 до 40 000 ₽ за повторное нарушение от 40 000 до 50 000 ₽ | от 100 000 до 200 000 ₽ за повторное нарушение от 200 000 до 300 000 ₽ | от 200 000 до 400 000 ₽ за повторное нарушение от 400 000 до 500 000 ₽ |
Транспортировка древесины и (или) продукции ее переработки транспортом, не оборудованным техническими средствами контроля, либо непередача информации о перемещении такого транспорта в ФГИС ЛК *За повторное совершение указанного правонарушения предусмотрена возможность конфискации древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения правонарушения | — | от 20 000 до 40 000 ₽ за повторное нарушение от 40 000 до 50 000 ₽ | от 100 000 до 200 000 ₽ за повторное нарушение от 200 000 до 300 000 ₽ | от 200 000 до 400 000 ₽ за повторное нарушение от 400 000 до 500 000 ₽ |
Нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, в том числе в части оборудования их средствами фиксации транспортных средств, осуществляющих доставку древесины на такие склады, а также порядка внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр | — | от 25 000 до 50 000 ₽ | от 50 000 до 100 000 ₽ | от 100 000 до 200 000 ₽ |
Непредставление сведений об адресах (местоположении) объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, лицах, владеющих на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, либо представление заведомо ложных сведений в государственный лесной реестр | от 25 000 до 50 000 ₽ | от 50 000 до 100 000 ₽ | — | от 100 000 до 200 000 ₽ |
Непредставление или несвоевременное представление сведений о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине для формирования отчета о балансе древесины, о поступлении древесины на объект лесоперерабатывающей инфраструктуры или переработке древесины на указанном объекте в ФГИС ЛК для формирования отчета о древесине и продукции ее переработки, а также представление заведомо ложных сведений | — | от 5 000 до 20 000 ₽ | от 7 000 до 25 000 ₽ | от 100 000 до 200 000 ₽ |
За нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, для транспортировки древесины из леса (также возможна конфискация машин и (или) оборудования, являющихся орудием административного правонарушения) | от 800 до 2 000 ₽ | от 40 000 до 50 000 ₽ | от 50 000 до 100 000 ₽ | от 300 000 до 500 000 ₽ |
Нарушение требований по реализации древесины на организованных торгах | — | от 30 000 до 50 000 ₽ | — | от 300 000 до 500 000 ₽ |
Изменения вступили в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования закона, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 января 2025 года.
Рекомендации:
Изменения в КОАП РФ подготовлены во исполнение поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса от 06.11.2020 № Пр-1816, а также во развитие изменений, внесенных в ЛК РФ Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной Кодекс...» (далее — Закон № 3-ФЗ).
Закон № 3-ФЗ принят для пресечения незаконной деятельности в лесопромышленном секторе РФ. Так в ЛК РФ появилась статья 96.2, которая регламентирует осуществление федерального государственного надзора в сфере оборота древесины.
Недропользование
Разрешено использовать участки недр местного значения без аукциона
22 июля 2024 года опубликован Федеральный закон от 22.07.2024 № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон № 205-ФЗ), позволяющий субъектам естественных монополий без аукционов получать участки недр местного значения для добычи и разведки общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), необходимых для строительства, реконструкции ремонта магистральных нефтепроводов и газопроводов.
Соответствующие изменения вносятся в статьи 9, 10, 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Перечень магистральных нефтепроводов и газопроводов, на которые будет распространяться указанное регулирование, определит Правительство РФ. Для застройщиков прочих объектов магистрального трубопроводного транспорта сохраняется действующий порядок, предусматривающий необходимость проведения аукциона для получения права на разведку и добычу ОПИ.
Рекомендации:
В пояснительной записке упоминается, что Закон № 205-ФЗ принят в качестве меры поддержки субъектов естественных монополий при строительстве магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в рамках переориентации соответствующих поставок с Запада на Восток, на рынки дружественных стран.
Возможность разведки и добычи ОПИ без аукциона в 2017 году была введена для строительства автодорог, в 2022 году — для строительства железных дорог. Парламентарии отметили, что такая мера позитивно сказалась на темпах строительства.
Контроль и надзор
Усилен государственный надзор за золотодобывающими предприятиями
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 12.07.2024 № 948 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1095», которое вносит изменения в Положение о федеральном государственном геологическом контроле. Изменения коснутся категории риска влияния на окружающую среду объектов, связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей россыпного золота.
Изменения предусматривают:
- повышение категории риска для объектов месторождения россыпного золота со среднего до значительного;
- проведение плановых проверок на таких объектах один раз в три года, а не в четыре года, как было ранее.
Рекомендации:
Необходимость изменения правового регулирования в части перевода объектов контроля в более высокую категорию риска основана на анализе правоприменительной практики Росприроднадзора.
Как правило, месторождения россыпного золота расположены по берегам рек, в лесах, и их освоение зачастую наносит вред данным экосистемам. Поэтому принято решение повысить категорию риска для таких объектов со среднего до значительного.
Это позволит контролирующим органам более оперативно выявлять и предотвращать нарушения природоохранного законодательства на месторождениях россыпного золота. В случае нарушений Росприроднадзор усилит контроль за таким месторождением и может повысить категорию риска до высокого и чрезвычайно высокого.
Напишите, пожалуйста