Экологическое законодательство за июль 2023: расширенная ответственность производителей, экологический мониторинг

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за июль 2023 года: о совершенствовании правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, реформе расширенной ответственности производителей и импортеров, отмене ограничения на сброс сточных вод во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также изменениях в законе о мониторинге многолетней (вечной) мерзлоты и многом другом.

31.07.23
1K

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Обращение с отходами

    Изменения в правилах взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора

    Утилизационный сбор — это разовый платеж, вносимый за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицепы в целях компенсации затрат на их дальнейшую утилизацию. Плательщиками утилизационного сбора являются импортеры и производители транспортных средств, а также собственники транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен.

    Постановление Правительства РФ от 07.07.2023 № 1118 изменяет правила исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора.

    Среди изменений стоит отметить следующие:

    • расширен перечень документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, необходимых для предъявления импортёром транспортных средств. Список пополнился копиями транспортных (перевозочных) документов, документами, подтверждающими наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора (при наличии таких оснований), документами, подтверждающими право собственности на транспортные средства, документами, удостоверяющими личность плательщика;
    • увеличен ряд коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора (по некоторым позициям увеличился в 3,7 раза);
    • перечень транспортных средств, в отношении которых необходимо уплатить утилизационный сбор, расширился (например, в него включили седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (экологического класса Евро-6), используемые для осуществления международных перевозок).

    За исключением одного положения, документ вступает в силу с 1 августа 2023 года и будет применяться в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2023 года.

    Производителям и импортерам транспортных средств рекомендуется ознакомится с новыми требованиями законодательства в целях правильного исчисления утилизационного сбора и оформления сопутствующих документов.

    Принятие Госдумой во втором и третьем чтениях закона о реформе расширенной ответственности производителей и импортеров

    Законопроект № 345338-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной думой.

    Механизм расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП) действует в стране с 2015 года, однако существующее регулирование было признано неэффективным: утилизация отходов от использования товаров не получила достаточно широкого распространения, а поступлений экологического сбора было недостаточно, чтобы государство могло профинансировать строительство необходимой инфраструктуры — мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов.

    Поэтому на протяжении нескольких лет Правительство РФ готовило реформу, направленную на совершенствование этого института. 25 апреля 2023 года после длительных обсуждений правительственный законопроект был внесен в Госдуму, а 17 мая 2023 Президент РФ поручил обеспечить его приоритетное рассмотрение в весеннюю сессию 2023 года, которая завершается 1 августа. 25 июля 2023 года, спустя 3 месяца с даты внесения законопроекта в Думу, депутаты приняли его в третьем чтении.

    Принятый закон содержит следующие ключевые изменения:

    • ответственность за утилизацию упаковки товаров переносится с производителей таких товаров на производителей/импортеров упаковки. Тем самым будет сокращено число поднадзорных предприятий;
    • поэтапно вводится 100% норматив утилизации для упаковки: в 2025 году — 55%, в 2026 — 75%, с 2027 года — 100%;
    • при ввозе товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер обязан будет до дня выпуска товаров таможенным органом уплатить экологический сбор либо представить документ о намерении самостоятельной утилизации с приложением банковской гарантии или договора поручительства;
    • появится электронный реестр утилизаторов, а возможность поручить выполнение нормативов утилизации отходов ассоциациям производителей или импортеров товаров будет исключена;
    • вводятся коэффициенты, влияющие на размер экологического сбора в зависимости от свойств того или иного товара, включая простоту его утилизации, востребованность вторичного сырья, полученного при утилизации товара и так далее.

    Закон вступит в силу 1 января 2024 года, за исключением некоторых положений. При этом число норм, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу, весьма значительно.

    Нет сомнений, что правительственный законопроект будет поддержан Советом Федерации и подписан главой государства.

    Положения закона содержат большое количество отсылочных норм, в соответствии с которыми на исполнительные органы государственной власти возлагается обязанность по разработке и принятию целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. В связи с этим необходимо следить за подзаконным нормотворчеством в сфере РОП.

    Законопроект затронет широкий круг компаний: производители и импортеры товаров должны будут учитывать требования о заключении договоров об утилизации отходов товаров и упаковки только с включенными в реестр лицами, а также требования об увеличивающемся нормативе утилизации. Потенциальным и действующим утилизаторам рекомендуется обратить внимание на требования о порядке их включения в соответствующий реестр и на нарушения, которые могут повлечь исключение из него и, как следствие, невозможность дальнейшего осуществления такой деятельности.

    Принятие Госдумой в третьем чтении закона, упрощающего сбор и утилизацию батареек, градусников и аккумуляторов

    Принятый законопроект № 93332-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» разрешает передавать отходы I и II классов опасности, полученные у населения, не только ФЭО, но и другим организациям, имеющим необходимую лицензию.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор отходов I и II классов опасности у населения, предусмотрено три варианта распоряжения отходами:

    • самостоятельно осуществлять обращение с такими отходами при наличии собственных мощностей по утилизации, обезвреживанию и/или размещению отходов I и II классов опасности;
    • передать такие отходы любым индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности;
    • передать такие отходы ФЭО.

    Указанные положения сохранились в тексте итоговой редакции закона.

    Кроме того, законопроект дополнили обязанностью образователей отходов I и II классов опасности обеспечивать представление полной, достоверной, актуальной информации, а также своевременно размещать ее в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).

    Также в закон были включены положения, предусматривающие:

    • условия для однократного продления без проведения конкурсного отбора статуса регионального оператора;
    • право властей субъекта РФ определять способ расчета количества твердых коммунальных отходов (ТКО) при расчетах по договорам по обращению с ТКО и/или утверждать порядок выбора способа расчета количества ТКО региональным оператором и/или потребителями соответствующих услуг, исходя из норматива накопления ТКО или путем определения фактического объема (массы) ТКО.

    Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением положения об обязанности размещать информацию во ФГИС ОПВК, которое вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

    Закон должен стать еще одним важным шагом к созданию полноценной системы раздельного сбора отходов. Он призван устранить монополию ФЭО на сбор и утилизацию отходов I и II классов опасности, образуемых населением.

    Также закон вводит обязанность для учета, отслеживания и контроля за накоплением отходов I и II классов опасности.

    Водопользование

    Отмена ограничения на сброс сточных вод во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

    Изменения, согласно законопроекту № 555658-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» затронут статью 44 Водного кодекса, посвященную использованию водных объектов для целей сброса сточных вод. Согласно действующей редакции статьи, запрещается сброс сточных (в том числе дренажных) вод в водные объекты, расположенные в границах:

    • всех зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей курортов.

    ЗСО делятся на три пояса: первый пояс включает территорию водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Он имеет самый строгий режим и предназначается для защиты источника водоснабжения и водозаборных сооружений от загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса ЗСО защищают прилегающую территорию, чтобы предотвратить попадание микробных и химических загрязнений в источник водоснабжения.

    В новой редакции Водного кодекса запрет на сброс сточных вод будет распространяться только на:

    • первый пояс ЗСО, который находится на расстоянии: 30 — 50 метров для ЗСО подземного источника; 100 — 200 метров для ЗСО рек и каналов; не менее 100 метров для водохранилищ и озер; 10 — 30 метров для ЗСО водопроводных сооружений;
    • первую зону округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, то есть зону, в границах которой запрещено проживание и осуществление любых видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

    Что касается сброса сточных вод в водные объекты, расположенные во втором и в третьем поясах ЗСО, а также во второй и в третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, то в соответствии с нововведениями они разрешаются при соблюдении следующих условий:

    • объекты, осуществляющие сброс, будут оборудованы водоочистными сооружениями, и такие сточные воды будут очищены;
    • качество сточных, в том числе дренажных, вод будет соответствовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Указанные изменения вступают в силу с даты официального опубликования закона.

    Действующее регулирование неоднократно критиковалось ввиду его жесткого запрета на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты в границах всех поясов ЗСО.

    Водопользователям рекомендуется обратить внимание на указанные изменения законодательства, которые должны упростить производственные процессы, а также снизить издержки за счет более выгодного строительства очистных сооружений вместо строительства и последующего содержания системы коллекторов и перекачки сточных вод.

    Экологический мониторинг

    Внесение изменений в закон о мониторинге многолетней (вечной) мерзлоты

    Федеральный закон от 10.07.2023 № 297-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписанный президентом, касается мониторинга многолетней мерзлоты.

    Основная часть изменений вносится в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми в законодательство вносятся новые понятия: «грунт», «вечномерзлый грунт», «состояние многолетней (вечной) мерзлоты» и «деградация вечномерзлого грунта».

    Мониторинг будет осуществляться посредством долгосрочного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в вечномерзлых грунтах в целях выявления их деградации и получения информации о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты.

    Информация о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов включена в состав сведений о состоянии окружающей среды, то есть является общедоступной и подлежит размещению в открытом доступе.

    Полномочиями по мониторингу наделена Гидрометеорологическая служба, а порядок проведения мониторинга должно определить Правительство РФ.

    Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о создании системы мониторинга. Полученные данные, вероятнее всего, будут положены в основу дальнейшей выработки государственной политики в области развития Арктики и северных регионов страны, включая развитие природоохранного законодательства и разработку соответствующих федеральных программ.

    Госдумой принят закон о создании системы экологического мониторинга

    Законопроект № 247198-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Правительством РФ по поручению Президента, был принят 25 июля 2023 года в третьем чтении.

    Закон предусматривает создание государственной информационной системы состояния окружающей среды (ФГИС «Экомониторинг»), предназначенной для оперативного и максимально полного информирования граждан и органов власти о состоянии и загрязнении окружающей среды.

    Данные в информационную систему будут поступать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны предоставлять экологическую информацию.

    Оператором системы назначен «Российский экологический оператор».

    Закон начнет действовать с 1 марта 2024 года, за исключением некоторых положений.

    Перечень сведений, включаемых в информационную систему, является достаточно широким и открытым (за счёт полномочия Правительства РФ определять иную не указанную в законе информацию, подлежащую включению).

    Также на Правительство РФ возлагается обязанность определить порядок доступа к информации, содержащейся в системе, периодичность размещения информации и перечень ее поставщиков, а также определить порядок предоставления информации.

    В связи с чем рекомендуем следить за разработкой подзаконного регулирования, направленного на развитие и уточнение положений закона.

    Недропользование

    Признание водорода самостоятельным полезным ископаемым

    По инициативе Минприроды России водород включен в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод как самостоятельное полезное ископаемое. С 1 августа 2023 года вступает в силу приказ Росстандарта от 07.07.2023 № 490-ст «Об утверждении Изменения 5/2023 ОКПИиПВ к Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод», после чего водород будет восприниматься не как вторичный энергоресурс, а как полезное ископаемое, на геологоразведку и добычу которого можно будет получить соответствующую лицензию.

    Включение водорода в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод даст возможность получить ныне отсутствующие сведения о потенциальных запасах и ресурсах водорода в недрах, о том, как водород аккумулируется в недрах, масштабах и интенсивности водородной дегазации недр.

    Действующим и потенциальным недропользователям рекомендуем обратить внимание на комментируемые изменения. Также обращаем внимание, что указанные изменения пока не опубликованы в открытом доступе.

    Электроэнергетика

    Принятие в третьем чтении закона о создании в России системы сертификации низкоуглеродных источников электроэнергии

    Изменения, согласно законопроекту № 196167-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», предусматривают:

    • новое понятие «низкоуглеродный генерирующий объект» — генерирующий объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии без использования процесса горения, либо атомная электростанция;
    • процедуру квалификации генерирующего объекта, по итогам которой совет рынка решает вопрос о его отнесении к низкоуглеродным генерирующим объектам (критерии и порядок такого отнесения будут установлены Правительством РФ);/li>
    • создание реестра атрибутов генерации, то есть специальных прав, предоставляемых собственникам низкоуглеродных генерирующих объектов (его также определит Правительство РФ);
    • введение Главы 7 «Атрибуты генерации и сертификаты происхождения электрической энергии», регулирующей соответствующие объекты, а также права и обязанности их собственников.

    Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Исключение — положение, предусматривающее право субъекта электроэнергетики или потребителя электроэнергии потребовать уплаты штрафа при непредоставлении или ненадлежащем предоставлении гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электроэнергии (пункт 5 статьи 1 Федерального закона), вступающего в силу со дня официального опубликования.

    В качестве цели закона в пояснительной записке указывается достижение Россией «углеродной нейтральности» к 2060 год и создание системы сертификации низкоуглеродных источников электроэнергии в РФ.

    Смысл данной системы состоит в том, чтобы с ее помощью потребители электрической энергии могли подтверждать, что при выпуске их продукции использовалась электрическая энергия, выработанная на низкоуглеродных источниках, которые не причиняют вреда окружающей среде. По мысли законодателей, данная мера повысит конкурентоспособность российской продукции, экспортируемой в другие страны.

    Для собственников генерирующих объектов, которые будут признаны по итогам квалификации таких объектов низкоуглеродными, Правительство РФ выработает специальный механизм стимулирования аналогичный тому, который предусмотрен действующим законодательством для производителей электрической энергии, использующих возобновляемые источники энергии.

    Владельцам возобновляемых и (или) низкоуглеродных объектов генерации электрической энергии рекомендуем ознакомиться с принятым законом.

    31.07.23
    1K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста