Экологическое законодательство за февраль 2023: сведения для реестра выбросов парниковых газов, упрощенное заключение договора водопользования, размещение информации в ФГИС УТКО

В нашем ежемесячном обзоре рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за февраль 2023 года, среди которых установление перечня сведений, включаемых в реестр выбросов парниковых газов, разъяснение порядка применения Правил проведения аукциона на право пользования участком недр в электронной форме, установление упрощенного порядка заключения договора водопользования, утверждение порядка размещения информации в ФГИС УТКО и многое другие.

01.03.23
3K

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Охрана атмосферного воздуха

    Установлен перечень сведений, включаемых в реестр выбросов парниковых газов

    В рамках государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ведется реестр выбросов парниковых газов. Приказом Минэкономразвития России от 21.11.2022 № 637 «Об утверждении структуры реестра выбросов парниковых газов, требований к алгоритмам обработки и формату информации, используемой в реестре выбросов парниковых газов» утверждены:

    • структура реестра выбросов парниковых газов;
    • требования к алгоритмам обработки и формату информации, используемой в реестре выбросов парниковых газов.

    Структура реестра выбросов парниковых газов будет включать:

    1. личные кабинеты регулируемых организаций, в том числе региональных, ЮЛ и ИП, не относящихся к регулируемым организациям, где размещаются:
      • отчеты о выбросах парниковых газов по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ № 707);
      • информация, сведения и документы, содержащиеся в обязательной отчетности региональных регулируемых организаций, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»;
    2. личные кабинеты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    3. информацию о целевых показателях сокращения выбросов парниковых газов в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
    4. специализированное программное обеспечение.

    Требования к алгоритмам обработки информации, используемой в реестре выбросов парниковых газов:

    1. схемы алгоритмов обработки информации в графическом виде оформляются в соответствии с ГОСТ 19.701-90 «Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения»;
    2. обработка данных о показателях производственных процессов, видах деятельности и массе выбросов парниковых газов, образуемых в результате производственной деятельности проводится с учетом методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов и национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021 «Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации»;
    3. формирование архитектуры больших данных осуществляется с учетом ГОСТ Р 59925-2021 «Информационные технологии. Большие данные. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению», ГОСТ Р 59926-2021/ISO/IEC TR 20547-2:2018 «Информационные технологии. Эталонная архитектура больших данных. Часть 2. Варианты использования и производные требования».

    В Реестре допустимо использовать следующие форматы информации:

    1. PDF, DOC, DOCX, TXT, RTF, XLS, XLSX, ODF, XML — для текстовых сведений, документов и материалов;
    2. TIFF, JPEG или PDF — для сведений, документов и материалов в графической форме;
    3. иные форматы информации в соответствии с пунктом 6 Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 707.

    Разъяснены нюансы выполнения расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

    Минприроды России предоставили разъяснения, в частности, о проведении упрощенного расчета среднегодовых концентраций загрязняющих веществ от:

    • одиночного источника;
    • совокупности точечных источников;
    • линейного и площадного источника выброса.

    Также обосновывается применение различных формул расчетов.

    Методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее — Методы расчетов рассеивания), содержат два алгоритма расчета среднегодовых концентраций: основной и упрощенный (приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»). Упрощенный сценарий расчетов вызывал много вопросов со стороны природопользователей, в связи с чем возникла необходимость предоставления разъяснений.

    Основной вывод разъяснений — невозможность использования результатов расчета упрощенных годовых концентраций по формуле C = 0,1 * с * P / P₀ (144) для расчета среднесуточных концентраций по формуле Ссс = смр0,6 * Ссг0,4(170) Методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.

    Планируется обновление перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды

    Актуализация перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, необходима для обеспечения более полного учета выбросов предприятий и объективной оценки их негативного воздействия на воздух, повышения эффективности экологического производственного экологического контроля и государственного экологического контроля (надзора). Также на основании перечня осуществляется нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

    В обновленном перечне, в частности, в разделе I «Для атмосферного воздуха» предлагается добавить 13 загрязняющих веществ, необходимость дополнительного регулирования которых выявлена в ходе выполнения федерального проекта «Чистый воздух». Роспотребнадзором определены приоритетные загрязняющие вещества, снижение концентрации которых является одним из показателей результативности данного федерального проекта. Предлагается включить следующие приоритетные вещества: диЖелезо триоксид, (железа оксид; железо сесквиоксид)/в пересчете на железо/; Натрий гидроксид (натр едкий); Пыль аминопластов; Смолистые вещества (возгоны пека) в составе электролизной пыли выбросов производства алюминия; Углерод (пигмент черный или углеродсодержащий аэрозоль (сажа)); Хлор диоксид; Цинк сульфат (в пересчете на цинк) и др. Всего дополнительно предлагается включить 68 новых веществ, в отношении которых будут применяться меры государственного регулирования.

    Принятие данного распоряжения затронет хозяйственную деятельность объектов I, II и III категории, которым будет необходимо провести расчеты нормативов допустимых выбросов для загрязняющих веществ, пересмотреть действующую природоохранную документацию и расширить списков учитываемых, нормируемых и контролируемых загрязняющих веществ, а также платежную базу, обеспечить актуализацию учетных данных в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с возможной сменой категории объекта.

    Оптимизируется процедура выдачи, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    С 1 сентября 2023 года будет изменено Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В частности, сокращаются сроки межведомственного и внутриведомственного информационного взаимодействия, рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения, продления разрешений.

    Сведения о разрешении предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом (QR-кодом), ведущим на страницу с размещенными сведениями о соответствующем разрешении.

    В новой процедуре:

    • предусматривается предоставление документов для получения разрешений на выбросы только в электронном виде;
    • сокращены сроки рассмотрения заявки и материалов при получении разрешения на выбросы;
    • описаны особенности указания сведений о квотах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории эксперимента по квотированию выбросов;
    • предусмотрено уведомление территориальными органами Росприроднадзора хозяйствующих субъектов об истечении срока действия разрешения на выбросы;
    • установлены сроки рассмотрения заявки и материалов на продление разрешений на выбросы;
    • уточнена процедура переоформления разрешения на выбросы;
    • предусмотрено ведение реестра выданных разрешений на выбросы.

    Также в разрешение на выбросы для объектов I категории, расположенных на территории эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дополнительно включаются сведения о квотах выбросов загрязняющих веществ.

    Недропользование

    Разъяснен порядок применения Правил проведения аукциона на право пользования участком недр в электронной форме

    Согласно письму ФАС России от 18.01.2023 № ГМ/2733/23 «О представлении информации», в соответствии с подпунктом «з» пункта 37 Правил заявитель в составе заявки должен представить справку с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр.

    Поскольку на данный момент законодательно не утверждена форма такой справки и требования к ее заполнению, правомерность отклонения заявки на участие в аукционе на основании подпункта «з» пункта 37 Правил определяется антимонопольным органом по каждой конкретной жалобе на нарушение процедуры аукциона. При этом формальный отказ в допуске к участию в аукционе по данному основанию не допускается.

    Водопользование

    Устанавливается упрощенный порядок заключения договора водопользования

    С 1 сентября 2023 года будет упрощено заключение договора водопользования, в частности, сокращен срок принятия решения о возможности предоставления водного объекта в пользование, утверждена форма примерного договора водопользования (постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

    Новые правила не затронут подготовку и заключение договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

    Основными изменениями являются:

    • уточненный перечень сведений по различным видам использования водных объектов, которые необходимо указать в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование;
    • сокращенный срок рассмотрения документов для заключения договора водопользования (исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления заявления проводит необходимые согласования и проверки и направляет заявителю подписанный и зарегистрированный в государственном водном реестре экземпляр договора водопользования или мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование).

    Со дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 18.02.2023 № 274 утратит силу постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования».

    Обращение с отходами

    Утвержден порядок размещения информации в ФГИС УТКО

    Приказом Минприроды России от 26.12.2022 № 919 «Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов субъектами, размещающими информацию в данной системе» устанавливаются состав, сроки и периодичность размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета ТКО (далее — ФГИС УТКО) согласно приложениям к документу. При этом состав предоставляемой информации зависит от вида деятельности субъекта, ответственного за указанные действия.

    Так, например, хозяйствующими субъектами, осуществляющими обращение с ТКО размещается информация:

    • об объектах разработки, утилизации, размещения ТКО;
    • об измерениях количества ТКО.

    Разместить информацию необходимо в течение 30 дней со дня вступления в силу приказа Минприроды России от 26.12.2022 № 919, то есть начиная с 01.09.2023. В дальнейшем сроки и периодичность размещения информации составляет 10 рабочих дней со дня внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами.

    Плата за негативное воздействие

    Рассмотрен вопрос о представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 отчетный год

    В письме Минприроды России от 03.02.2023 № 19-44/4100 «О представлении декларации о плате за негативное воздействие» сообщается, что форма декларации дополнена разделом для исчисления платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года.

    Учитывая, что декларация о плате представляется за 2022 отчетный год, в котором еще не действовали указанные нормы, допустимо представлять декларацию о плате за данный отчетный год по форме, функционирующей в настоящее время в «Личном кабинете природопользователя».

    Однако после 10.03.2023 «Личный кабинет природопользователя» потребует корректировки с учетом Приказа.

    Контрольно-надзорная деятельность

    Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по ГЭН

    Внесены изменения в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее — Перечень), утвержденный Приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044 (согласно приказу Минприроды России от 10.01.2023 № 5 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), утвержденный приказом министерства природных ресурсов и экологии российской федерации»).

    Согласно приказу Минприроды России от 10.01.2023 № 5, Перечень будет расширен за счет его дополнения новыми индикаторами рисков нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Таким образом, существующие два пункта дополнят еще шесть новых, которые вступят в силу с 1 сентября 2023 года.

    В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

    Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается для вида регионального контроля — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Согласно статье 24 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.

    В случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

    Проекты НПА

    Планируется утвердить новые технологические показатели НДТ для некоторых производств

    Минприроды России разработало следующие документы:

    Проект приказа Минприроды России «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства извести».

    • После вступления в силу заменит Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 208 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства извести».

    Проект приказа Минприроды России «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства стекла».

    • После вступления в силу заменит Приказ Минприроды России от 25.03.2019 № 191 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства стекла».

    Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства алюминия».

    • После вступления в силу заменит приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1113 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства алюминия».

    Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства полимеров, в том числе биоразлагаемых».

    • После вступления в силу заменит приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 271 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства полимеров, в том числе биоразлагаемых».

    При утверждении данных проектов приказы вступят в силу с 1 сентября 2023 г. и будут действовать в течение шести лет.

    01.03.23
    3K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста