В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за август-сентябрь 2024 года: обновленных правилах обращения с различными видами отходов, нововведениях в РОП, в охранной деятельности ООПТ и лесопользовании, учете объектов НВОС, порядке проведения ГЭЭ, правилах недропользования, а также требованиях к плану ликвидации разливов нефти и контроле за выбросами.

02.10.24

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Обращение с отходами

    Утверждены новые правила обращении с медицинскими отходами

    Изменения внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 306-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В нем появились новые нормы об обращении с медицинскими отходами в зависимости от класса их опасности.

    Напомним, что медицинские отходы разделены на пять классов — «А», «Б», «В», «Г», «Д» — по степени их токсикологической, эпидемиологической и радиационной опасности.

    В соответствии с новым регулированием медицинские отходы класса «А» (эпидемиологически безопасные отходы) необходимо передавать региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). К отходам класса А относятся относительно безопасные медотходы, похожие по составу на ТКО.

    Медицинские отходы классов «Б», «В» и «Г» (кроме медицинских отходов класса «Г», подобных по составу чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам), подлежат обеззараживанию в соответствии с санитарными правилами. Это предполагает дезинфекцию отходов в целях устранения их эпидемиологической опасности.

    Образователи медотходов могут обеззараживать их как самостоятельно, так и с привлечением специализированных организаций, информация о которых размещена на сайте уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ.

    При этом необеззараженные медотходы класса «Б» (эпидемиологически опасные отходы) разрешено вывозить с территории, на которой осуществляет свою деятельность образователь отходов. Медотходы класса «В» (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) должны обеззараживаться на территории, где осуществляет свою деятельность образователь отходов, вывозить подобные отходы в необеззараженном состоянии запрещено.

    После обеззараживания на отходы составляются паспорта. Далее медотходы передаются лицам, осуществляющим обращение с отходами производства и потребления для утилизации или размещения.

    Медицинские отходы класса «Г», подобные по составу чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам, обращаются по правилам, предусмотренным для отходов I и II классов опасности, поскольку они по схожи по морфологии. Такие медотходы необходимо передавать ФГУП «ФЭО» для утилизации.

    Правительство РФ должно установить порядок учета медицинских отходов, порядок оказания услуг по их транспортированию и обезвреживанию, перечень объектов, на которых осуществляется обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов и порядок их размещения.

    Новые правила вступили в силу с 1 сентября 2026 года.

    Рекомендации:

    Реформа обращения с медицинскими отходами обсуждалась в течение нескольких лет. Обращение с этими отходами было урегулировано фрагментарно, закон не описывал порядок обращения с такими отходами после их передачи транспортирующей организации для дальнейшего обезвреживания, утилизации, захоронения. В результате медицинские отходы попадали на несанкционированные свалки. Закон должен вывести из «серой зоны» свыше трех миллионов тонн отходов и способствовать созданию полноценной системы обращения с ними.

    Медицинским и фармацевтическим организациям рекомендуется ознакомиться с законопроектом и учитывать новые требования в своей деятельности.

    Изменены правила учета в области обращения с отходами

    С указанной даты вступил в силу Приказ Минприроды России от 13.12.2023 № 825 «О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами...» (далее — Приказ № 825) о внесении изменений в порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

    Он предусматривает, что с 1 сентября 2024 года компании и ИП должны отражать отходы в учете в течение 10 рабочих дней, следующих за днем, когда они образовались, были обработаны, утилизированы, обезврежены, размещены, переданы или приняты.

    Допускается отражать в учете отходы в течение месячного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем фактического образования отхода. Это разрешено с учетом:

    • особенностей технологических процессов, в которых образуются отходы (непрерывность процесса, наличие нескольких стадий переработки);
    • наличия обособленных подразделений у компании;
    • других особенностей деятельности компании, требующих затрат времени по передаче первичных учетных документов об обращении с отходами в обособленных подразделениях юрилица, осуществляющих учет отходов.

    Электронный учет отходов разрешено вести при условии, что электронные носители информации, на которые дублируют данные, обеспечат ее сохранность на срок не менее 5 лет.

    С 1 января 2025 года сведения об учете отходов нужно будет обобщать ежемесячно, ежеквартально и за календарный год.

    Делать это потребуется не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетными периодами. Данные ежеквартальной отчетности и отчетности за календарный год потребуется формировать нарастающим итогом.

    До указанной даты информацию об учете отходов нужно обобщить за календарный год в срок не позднее 25 января года, следующего за этим периодом. Таким образом, сведения об учете отходов за 2024 год надо оформить не позднее 25 января 2025 года.

    Изменения действуют с 1 сентября 2024 года.

    Обязательное использование вторсырья с 1 января 2025 года

    Правительство утвердило перечень товаров, которые должны производиться с обязательным использованием вторсырья, указанный в Распоряжении Правительства России от 28.08.2024 № 2330-р (далее — Распоряжение).

    С 1 января 2025 года использование вторичного сырья станет обязательным, в частности, при производстве:

    • цемента;
    • почвогрунтов;
    • кирпичей;
    • покрытий из резиновой крошки;
    • отдельных видов технических изделий из резины;
    • гранул и брикетов из дерева;
    • древесно-стружечных плит.

    Для каждой позиции указана минимальная доля вторсырья.

    Также утвержден перечень работ и услуг, выполняемых/оказываемых с обязательным использованием вторсырья. Включены ликвидация и консервация горных выработок, дорожное строительство и реконструкция автодорог (доля 5%), химическая мелиорация и рекультивация земель (доля 10%).

    Распоряжение предусматривает, что Минпромторг будет ежегодно представлять свои предложения по актуализации содержащихся в нем перечней.

    Распоряжение вступает в силу c 1 января 2025 года.

    Рекомендации:

    Напомним, что вторичное сырье — это продукция, полученная из отходов производства и потребления, пригодных для повторного использования (вторичных ресурсов). Ко вторичному сырью относится, например, лом черных металлов, макулатура и т.д.

    Правительство намерено повысить уровень вовлечения вторичного сырья в производство, создав тем самым рынок его сбыта. Рост спроса на вторичное сырье должен, в свою очередь, сделать более выгодной сортировку отходов, получение из них вторичного сырья и его реализацию производителям товаров, содержащихся в перечне.

    Ранее предполагалось, что стимулы для использования вторсырья создаст институт РОП, а также государственная поддержка компаний, использующих вторсырье, через Фонд развития промышленности.

    Не исключено, что этих стимулов оказалось недостаточно, в связи с чем потребовалось принять указанное распоряжение. В настоящий момент нет ясности в вопросе о том, какие последствия будут наступать в случае отказа компании использовать вторсырье при производстве продукции, включенной в перечень.

    Изменен срок представления отчета о мониторинге для объектов размещения отходов (ОРО)

    Напомним, что собственники и владельцы ОРО обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО.

    Порядок проведения такого мониторинга утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка...», а изменения утверждены Приказом Минприроды России от 30.12.2023 № 798 «О внесении изменения в Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1030».

    Так, в соответствии с ним отчеты о результатах мониторинга необходимо направлять в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО ежегодно до 15 июня года, следующего за отчетным (ранее необходимо было делать это до 15 января).

    Рекомендации:

    Изменение увеличивает срок для подготовки соответствующего отчета. Рекомендуем владельцам ОРО ознакомиться с документом и учитывать его в своей деятельности.

    Изменения вступили в силу c 1 сентября 2024 года.

    Расширенная ответственность производителей (РОП)

    Определены базовые ставки экологического сбора на 2025-2027 годы

    Значения соответствующих ставок утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.08.2024 № 1041 «О значениях базовых ставок...» (далее — Постановление № 1041).

    Напомним, что экологический сбор уплачивается производителями и импортерами товаров (упаковки), которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, а также лицами, осуществляющими утилизацию отходов, если они не обеспечили утилизацию отходов в требуемом объеме.

    Размер экологического сбора определяется путем умножения значения базовой ставки экологического сбора на значение коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов, их утилизации и востребованность получаемого при утилизации сырья (Коэффициент извлечения).

    Постановление № 1041 устанавливает базовые ставки экологического сбора на 2025, 2026 и 2027 годы. В 2025 году базовая ставка будет увеличена на 15% относительно предыдущего года, в 2026 году — на 8% года и в 2027 году — на 4%.

    Более того, Правительство РФ устанавливает значения Коэффициентов извлечения, которые будут применяться к базовым ставкам в 2025 и 2026 годах.

    Также Правительство РФ пересмотрело Коэффициент извлечения за 2024 год в отношении группы товаров и упаковки № 51 «Стеклянная упаковка прочая».

    Постановление № 1041 вступает в силу c 1 января 2025 года, за исключением положений о Коэффициенте извлечения для группы товаров и упаковки № 51 за 2024 год — они вступили в силу 2 августа 2024 года.

    Рекомендации:

    Суммы экологического сбора будут расти, как минимум, до 2027 года. Этому будет способствовать и рост нормативов утилизации товаров и упаковки. Так, к 1 января 2027 года субъекты РОП должны будут обеспечивать утилизацию 100% произведенной или импортируемой ими упаковки. Увеличение размера экологического сбора направлено на стимулирование субъектов РОП к самостоятельной утилизации отходов от использования товаров и упаковки.

    Рекомендуем субъектам РОП ознакомиться со значениями базовых ставок и коэффициентов, предусмотренных Постановлением № 1041.

    Разъяснены аспекты выполнения нормативов утилизации

    В письме Росприроднадзора от 12.08.2024 № ТК-10-03-34/30872 «О рассмотрении обращения» Росприроднадзор разъяснил, что можно поручить выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров российскому экологическому оператору, ассоциации только в отношении таких товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января по 31 декабря 2023 года.

    Также Росприроднадзор напомнил, что до 15 апреля 2024 года необходимо было:

    • отчитаться о выполнении нормативов утилизации, рассчитать и оплатить экосбор за товары и упаковку, реализованные на территории России в 2022 году;
    • предоставить декларацию о количестве товаров, выпущенных в обращении на территории России в 2023 году.

    До 15 апреля 2025 года необходимо будет предоставить отчетность об утилизации, рассчитать и уплатить экосбор в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена в 2023 году.

    Указанная отчетность подается по прежним правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений...» (далее — Закон № 451-ФЗ).

    Рекомендации:

    Разъяснения потребовались в связи с реформой института РОП согласно Закону № 451-ФЗ.

    Указанный закон исключил возможность выполнять нормативы утилизации через ассоциации, а также через российского экологического оператора. Поскольку изменения вступили в силу с 1 января 2024 года, то они не касаются выполнения нормативов утилизации, в отношении товаров, упаковки, реализованных в России в 2023 году.

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

    Установлена возможность осуществления постоянного рейда в границах ООПТ

    Опубликован Федеральный закон от 08.082024 № 308-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

    Закон предусматривает возможность осуществления государственного контроля (надзора) всех уровней в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в рамках постоянного рейда.

    Постоянный рейд — это один из режимов государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля, а также перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений.

    Рекомендации:

    Закон, вероятно, принят по инициативе контрольных органов. Он направлен на предоставление последним дополнительных возможностей по фиксации правонарушений в границах ООПТ.

    Сейчас эта деятельность осложнена большим размером ООПТ, удаленностью некоторых из них от населенных пунктов, где базируется контрольный орган. При этом контроль и пресечение нарушений в границах ООПТ требуют иногда многодневного присутствия инспектора, тогда как выездное обследование, которое, в основном, используется для осуществления контроля на ООПТ, можно проводить в течение одного рабочего дня.

    Закон вступает в силу c 7 ноября 2024 года.

    Лесопользование

    Изменены правила в области охраны и использования лесов

    С 1 сентября 2024 года в законодательстве, касающемся лесного фонда, начали действовать различные нововведения, включая следующие:

    • в Лесном кодексе РФ появился новый вид использования лесов — лесные участки можно приобретать для осуществления изыскательской деятельности (в том числе по договорам аренды и на основании сервитута);
    • правообладатели земельных участков с агролесомелиоративными насаждениями обязаны содержать и сохранять такие насаждения в состоянии, при котором выполняются их полезные функции в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
    • сроки проверки лесных деклараций, внесения изменений в них и отправки уведомлений заявителям об их приеме сокращены на 1 рабочий день, а лесопользователи могут подписывать отраслевые документы не только при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи, но и с помощью простой электронной подписи в соответствии с Приказом Минприроды от 27.09.2023 № 627 «О внесении изменений в порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 303».

    Рекомендации:

    Рекомендуем ознакомиться с изменениями и учесть следующие НПА:

    • Федеральный закон от 25.12.2023 № 676-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 8-2 и 10-1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»;
    • Приказ Минсельхоза России от 26.04.2024 № 225 «Об утверждении Правил содержания и сохранения агролесомелиоративных насаждений и (или) агрофитомелиоративных насаждений».

    Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)

    Изменения в учете отходов

    С указанной даты вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений...». В соответствии с ним внесены изменения в том числе в пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Новая редакция нормы предусматривает, что при постановке на государственный учет объект НВОС может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов IV категории НВОС, исключена.

    Изменения вступили в силу 1 сентября 2024 года.

    Рекомендации:

    Напомним, что объекты IV категории НВОС оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. У них отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, а масса выбросов загрязняющих веществ не превышает 10 тонн в год, при этом в выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности.

    К таким объектам относятся, например, стоянки автотранспорта, рестораны быстрого питания, скважины для добычи воды (с объемом добычи менее 500 м³/сутки), дизель-генераторные установки и другие.

    Росприроднадзор разъяснил, что подавать заявление о снятии с учета объектов IV категории НВОС не требуется. Органам, осуществляющим учет объектов НВОС, до конца 2024 года поручено обеспечить исключение учетных сведений об таких объектах и уведомить об этом природопользователей.

    Изменения снизили административную нагрузку для значительного числа компаний, эксплуатирующих объекты IV категории НВОС. Теперь им не требуется ставить объекты на учет, а также актуализировать сведения о них.

    Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

    Утверждены новые правила проведения ГЭЭ

    Постановлением Правительства РФ от 28.05.2024 № 694 «Об утверждении положения о проведении государственной экологической экспертизы» утверждено новое Положение о проведении ГЭЭ (далее — Положение).

    Положение содержит следующие основные нововведения:

    1. Орган, который проводит ГЭЭ, обязан самостоятельно запрашивать документы и сведения для ГЭЭ, которые имеются в распоряжении других ведомств (это касается различных заключений и согласований по объекту ГЭЭ);
    2. Материалы общественных обсуждений объекта ГЭЭ разрешено представлять на экспертизу после начала ГЭЭ, но не позднее чем за 20 рабочих дней до ее завершения; если нарушить этот срок, то в ГЭЭ откажут, а оплату не вернут;
    3. В представленные на ГЭЭ материалы, можно вносить изменения в ходе ГЭЭ, (например, если нужно устранить замечания экспертов), но окончательную версию материалов нужно представить не позднее, чем за 5 рабочих дней до завершения ГЭЭ;
    4. Протоколы заседаний экспертной комиссии должны направляться заказчику ГЭЭ в течение 5 рабочих дней с их проведения (ранее соответствующие протоколы направлялись только по запросу заказчика);
    5. Все уведомления в связи с ГЭЭ направляются в электронном виде (если объект ГЭЭ не связан с государственной тайной);
    6. Заказчик ГЭЭ получил право инициировать проведение заседаний экспертной комиссии, а также запрашивать на заседаниях разъяснения экспертов в отношении имеющихся замечаний к представляемым материалам;
    7. Заключение ГЭЭ должны одобрить две трети списочного состава членов комиссии (ранее оно одобрялось простым большинством);
    8. Сведения о выданных заключениях ГЭЭ включаются в специальный реестр, являются открытыми и общедоступными и размещаются в сети «Интернет» (начиная с 2022 года).

    Изменения вступили в силу c 1 сентября 2024 года.

    Рекомендации:

    Обновить положение о проведении ГЭЭ потребовалось в связи с внесением объемных изменений в законодательство о ГЭЭ в декабре 2023 года.

    Обновленное положение о ГЭЭ заслуживает позитивной оценки, поскольку оно более подробно регулирует процедуру проведения ГЭЭ, расширяет возможности заказчика ГЭЭ по участию в ГЭЭ и взаимодействию с экспертами, а также позволяет заказчику корректировать документацию с учетом замечаний экспертов.

    Недропользование

    Усовершенствован закон о недрах

    Благодаря соответствующим поправкам в Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в региональную геологоразведку дадут доступ частным компаниям. Теперь они могут заниматься региональным изучением недр, то есть самыми ранними этапами геологоразведки. Ранее такие работы выполняло и финансировало исключительно государство.

    К работам будут допускаться только российские компании с опытом геологоразведочных работ не менее пяти лет и отсутствием нарушений в течение двух лет, предшествовавших дате подачи заявки.

    Вступивший в силу закон также позволяет продавать лицензии на геологическое изучение недр без подтверждения имущественных или корпоративных связей между инвестором и пользователем недр (за исключением участков недр федерального значения). Ранее переоформление было возможно только между взаимосвязанными компаниями, например, от дочерней компании к материнской. Из-за этого крупные добывающие компании вынуждены были приобретать компании, которые занимались геологическим изучением недр.

    Новый механизм позволит геологоразведочным компаниям сосредоточиться на поиске полезных ископаемых, чтобы потом продать результаты своего труда добывающим компаниям. К лицензии нужно будет приложить всю утвержденную документацию и геологическую информацию на участок, а у продавца не должно быть случаев досрочного прекращения права пользования другими лицензиями в течение двух лет.

    Для застройщиков упрощен порядок получения так называемой «справки о безрудности». Чтобы подтвердить, что под застраиваемым земельным участком отсутствуют полезные ископаемые, необходимо зайти на сайт Роснедр и направить запрос с указанием координат планируемого строительства в федеральную государственную информационную систему «Единый фонд геологической информации о недрах» (ФГИС «ЕФГИ»). В течение 1 рабочего дня система формирует выписку с электронной подписью сотрудника Роснедр о наличии или отсутствии полезных ископаемых под объектом. Ранее срок ожидания соответствующей справки составлял 15 рабочих дней.

    Рекомендации:

    Рекомендуем недропользователям и застройщикам ознакомиться со следующими НПА:

    • Федеральный закон от 25.12.2023 № 656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»;
    • Федеральный закон от 12.12.2023 № 576-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

    Дополнен перечень индикаторов риска для геологического контроля

    Изменения внесены Приказом Минприроды России от 20.06.2024 № 395 «О внесении изменений в перечень...» (далее — Приказ).

    Согласно Приказу, риск нарушений считается более высоким, если надзорными органами установлен факт:

    • отсутствия работ по ликвидации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами;
    • отсутствия работ по ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами на месторождениях твердых полезных ископаемых, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии.

    Документ начнет действовать с 5 октября 2024 года.

    Рекомендации:

    Напомним, что основы риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного и муниципального контроля заложены в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

    В рамках этого подхода ведомства определяют индикаторы риска причинения вреда охраняемым законом ценностям (окружающей среде, здоровью граждан и т.д.). Поднадзорные компании оценивают с точки зрения наличия соответствующих индикаторов риска и присваивают определенную категорию риска.

    От присвоенной категории риска зависит частота и виды проводимых в отношении компании контрольных (надзорных) мероприятий. Так, в некоторых случаях выявление индикаторов риска может послужить основанием для повышения категории риска для компании и, например, для проведения в ее отношении внеплановой проверки.

    Разливы нефти

    Изменены требования к плану ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

    Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2023 № 2122 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2451».

    Изменения вносятся в Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил...» (далее — Правила) и детально описывают порядок направления в Росприроднадзор плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее — План).

    Так, установлено, что не требуется направлять План в Росприроднадор, если он является частью проектной документации (предусмотренной законодательством о недрах или градостроительным законодательством), на которую получено заключение ГЭЭ.

    В остальных случаях План необходимо направить любым доступным способом, в том числе через портал Госуслуги. Получив План, Росприроднадзор обязан направить заявителю уведомление о приеме Плана к рассмотрению или об отказе в его приеме. Отказать в приеме Плана можно, если он направлен компанией, которая не является эксплуатирующей организацией.

    План считается согласованным, если Росприроднадзор в течение 16 рабочих дней не направил уведомление о его согласовании, либо замечания к Плану. При направлении на согласование изменений в План этот срок составляет 8 рабочих дней, а при повторном направлении на согласование изменений в План — 5 рабочих дней.

    Сведения о согласовании Плана вносятся в реестр согласованных Планов в течение 1 рабочего дня с такого согласования. Ведение такого реестра осуществляется Росприроднадзором.

    Если Росприроднадзор откажется согласовывать план в связи с замечаниями, то для согласования плана потребуется устранить эти замечания. Также изменения внесены в критерии определения объектов, для которых необходимо разрабатывать План. Ранее Планы необходимо было разрабатывать для всех объектов на сухопутной территории России, если максимальный расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов составляет 3 тонны и более.

    В соответствии с изменениями не требуется разрабатывать План для следующих объектов:

    • стационарных АЗС, оборудованных надземными резервуарами общей вместимостью не более 100 тонн нефтепродуктов и/или подземными резервуарами;
    • специальных транспортных средств для перевозки нефти и нефтепродуктов и заправки нефтепродуктами.

    Кроме того, установлено, что эксплуатирующая организация может разработать один План для нескольких объектов, объединенных единым назначением и/или неразрывно связанных физически и/или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков, месторождения углеводородного сырья или участка недр, предоставленного в пользование на основании лицензии на пользование недрами, за исключением объектов, указанных в подпунктах «е»-«и» пункта 7 Правил.

    В отношении объектов, указанных в подпункте «е» пункта 7 Правил, эксплуатирующая организация может разработать один План на систему внутрипромысловых, межпромысловых трубопроводов месторождения углеводородного сырья или участка недр, предоставленного в пользование на основании лицензии на пользование недрами.

    В отношении объектов, указанных в подпунктах «ж»-«и» пункта 7 Правил, эксплуатирующая организация может разработать План для участков магистральных трубопроводов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей мест расположения объектов, а также места дислокации привлекаемого аварийно-спасательного формирования, в зону ответственности которого должен входить обслуживаемый объект.

    Изменения вступили в силу c 1 сентября 2024 года.

    Квотирование выбросов

    Определен порядок установки систем автоматического контроля за выбросами на квотируемых объектах

    Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.01.2024 № 39 «Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе „Об охране окружающей среды“, на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ».

    Оно регулирует процесс создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов (САК) на квотируемых объектах I и II категорий НВОС.

    Документ предусматривает, что на квотируемых объектах I и II категорий создаются и эксплуатируются САК отдельно по источникам выбросов или по выбросам отдельных загрязняющих веществ, либо единая САК.

    Компании обязаны утвердить программу создания САК, в которой будут указаны:

    • источники выбросов, подлежащие оснащению САК;
    • показатели выбросов;
    • места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов, а также средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов в государственный реестр.

    Автоматические средства измерения должны соответствовать утвержденному типу средств измерений показателей выбросов, сведения о котором включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

    Данные средства измерения должны обеспечивать измерение, фиксацию и передачу в государственный реестр объектов НВОС информации о результатах измерений показателей выбросов.

    Порядок вступил в силу c 1 сентября 2024 года.

    Рекомендации:

    Напомним, что требование по оснащению квотируемых объектов САК было введено Федеральным законом от 28.04.2023 № 177-ФЗ «О внесении изменений...», который вступил в силу 1 января 2024 года.

    Это необходимо для оперативного контроля за выбросами «на трубе» со стороны Росприронаднадзора, который будет получать информацию о выбросах и таким образом следить за соблюдением предприятиями квот на объектах I и II категорий НВОС.

    Установлены следующие сроки оснащения САК:

    • в 12 городах, выбранных для эксперимента первоначально — до 31 декабря 2025 года;
    • для иных территорий, включаемых в эксперимент — в течение 2,5 лет после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.

    Оснащение предприятия САК — не быстрый процесс, поэтому рекомендуем квотируемым предприятием как можно скорее приступать к оснащению соответствующими системами, не рассчитывая на перенос соответствующих сроков.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

    Минприроды РФ опубликовало письмо от 11.07.2024 № 19-50/12522-ОГ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду».

    Соответствующее разъяснение потребовалось в связи с тем, что в июне 2024 года из перечня нормативно-правовых актов, которые не утрачивают силу в рамках «регуляторной гильотины» были исключены два документа, устанавливающие ставки платы за НВОС:

    1. Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»;
    2. Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

    Указанные постановления также были исключены из Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования».

    Однако Минприроды России разъяснило, что несмотря на исключение постановлений из этих перечней, природопользователи все равно должны рассчитывать плату за НВОС за 2024 год по ставкам, содержащимся в указанных постановлениях.

    Исключение правительственных постановлений Минприроды России объяснило тем, что сами по себе ставки платы не устанавливают обязательных требований, а являются только инструментом для исчисления платы. Требование о внесении платы за НВОС содержится в иных нормативно-правовых актах:

    1. В статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
    2. В Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил...».
    02.10.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста