Экологическое законодательство за апрель 2025: изменения в КоАП РФ и учете парниковых газов

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за апрель 2025 года: появлении новых функций электронного документооборота в административных процессах, обновлении перечня парниковых газов для государственного учета, разъяснениях в части учета ТКО при формировании ПНООЛР.

07.05.25
90

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Административные правонарушения

    Внедрение электронного документооборота в административный процесс

    Опубликованы два закона, вносящие изменения в КоАП РФ:

    • Федеральный закон от 07.04.2025 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

    • Федеральный закон от 07.04.2025 № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    КоАП РФ дополнен статьями 24.8 и 24.9. Первая регулирует порядок подачи процессуальных документов участниками производства по административному делу, а вторая устанавливает правила их изготовления, вручения и направления.

    Ключевым изменением стало разрешение на использование электронного формата для подачи и получения документов (включая постановления, решения, определения и протоколы), а также возможность дистанционного участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.

    Участники дел смогут направлять процессуальные документы в том числе через портал Госуслуг, систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) или электронную почту.

    Также появится возможность участвовать в рассмотрении дела удаленно — через систему веб-конференции, если такая система позволяет надлежащим образом идентифицировать участника процесса.

    Указанные возможности будут доступны участникам производства по административным делам при наличии технической возможности у суда, органа или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

    Вступят в силу с 1 июля 2025 года.

    Рекомендации

    Изменения направлены на цифровизацию административного процесса и упрощение взаимодействия граждан и организаций с судами и государственными органами. Они актуальны в том числе для бизнеса, имеющего риск привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды.

    Таким компаниям важно проверить наличие аккаунтов на Госуслугах, для юрлиц необходимо привязать организацию к аккаунту через учетную запись представителя. Рекомендуется проверить также, что квалифицированная электронная подпись (КЭП) актуальна и соответствует требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63 «Об электронной подписи».

    Рекомендуется также определить наиболее удобный способ получения процессуальных документов (например, получение извещений посредством электронных средств связи или на едином портале). Это поможет избежать пропуска сроков.

    Парниковые газы

    Обновлен перечень парниковых газов для государственного учета

    Распоряжением Правительства РФ от 04.04.2025 № 805-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2979-р» утвержден обновленный перечень парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов.

    Данный перечень предназначен для получения достоверных сведений о выбросах, которые производятся в результате хозяйственной деятельности организаций.

    Обновлен список парниковых газов, выбросы которых подлежат государственному учету. Пересмотрены коэффициенты пересчета выбросов в эквивалент диоксида углерода на 100-летнем временном горизонте. Для некоторых газов изменены химические формулы. Перфторциклопропан исключен из перечня, вместо него добавлен перфторциклопентен.

    Вступило в силу с 5 апреля 2025 года.

    Рекомендации

    Напомним, что отчетность по выбросам парниковых газов обязаны подавать следующие организации (регулируемые организации):

    • масса выбросов парниковых газов у которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год (такие организации представляют отчеты начиная с 1 января 2023 года, т.е. с отчетности за 2022 год);

    • масса выбросов парниковых газов у которых эквивалентна 50 и более тыс. тонн углекислого газа в год (такие организации начали предоставлять отчеты с 1 января 2025 года, т.е. с отчетности за 2024 год).

    Указанным организациям рекомендуется ознакомиться с изменениями и заблаговременно подготовиться к подаче отчета о выбросах парниковых газов. С учетом того, что распоряжение вступило в силу с 5 апреля 2025 года, вероятнее всего оно будет применяться к отчету за 2024 год, который необходимо подать до 1 июля 2025 года.

    Обращение с отходами

    Учет ТКО в проекте НООЛР

    Минприроды России в письме от 13.03.2025 № 25-47/10459 разъяснило, что при обосновании НООЛР указываются в том числе ТКО, образующиеся у юрлиц или ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС I и II категорий.

    При этом, согласно разъяснениям, установление НООЛР в отношении ТКО предусмотрено законодательством только в части ТКО, образованных в собственном производстве.

    Если предприятие принимает ТКО у других лиц, то такие сведения следует отражать в подразделе «Сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания».

    07.05.25
    90
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста