В статье рассматриваем изменения законодательства в области охраны окружающей среды, которые вступят в силу в 2025 году и повлияют на работу предприятий-природопользователей. Об изменениях в отношении РОП, использовании вторсырья, проведении ОВОС, установлении границ водоохранных зон и многих других — в нашем обзоре.

19.12.24

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Утверждение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду

    НПА: Постановление Правительства РФ от 24.09.2024 № 1290 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2024 г. № 492».

    Вступает в силу: для 13 соединений применение ставок начинается с отчетного периода 2024 года (срок уплаты до 1 марта 2025 года), по остальным 41 — с отчетного периода 2025 года.

    Правительство России утвердило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду для 54 новых позиций, зафиксированных в перечне веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования.

    Перечень необходим для нормирования выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также при исчислении платы за НВОС. С начала года вступила в силу его новая редакция, в которую добавлены позиции, среди них углерод (сажа), тяжелые металлы и их соединения (бериллий, цинк, барий), гидроксид натрия, хлорвинил, абразивная и асбестосодержащая пыль, смолистые вещества в составе выбросов производства алюминия, тиолы.

    В 54 новых позиций перечня вошли вещества, загрязняющие воздух и водные объекты. Ставки для них устанавливаются аналогично действующим, утвержденным Правительством России в 2016 году и индексируемым только на инфляцию. Применяются те же методики и ключевой принцип — опасности для здоровья людей и природы.

    Напомним, что обновленный перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, актуализирован по поручению Президента России в 2023 году. Он утвержден Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р.

    Обязательное использование вторсырья

    НПА: Распоряжение Правительства России от 28.08.2024 № 2330-р.

    Вступает в силу: 1 января 2025 года.

    Правительство утвердило перечень товаров, которые должны производиться с обязательным использованием вторсырья.

    С 1 января 2025 г. использование вторичного сырья станет обязательным, в частности, при производстве:

    • цемента;
    • почвогрунтов;
    • кирпичей;
    • покрытий из резиновой крошки;
    • отдельных видов технических изделий из резины;
    • гранул и брикетов из дерева;
    • древесно-стружечных плит.

    Для каждой позиции указана минимальная доля вторсырья.

    Также утвержден перечень работ и услуг, выполняемых/оказываемых с обязательным использованием вторсырья. Включены ликвидация и консервация горных выработок, дорожное строительство и реконструкция автодорог (доля 5%), химическая мелиорация и рекультивация земель (доля 10%).

    Распоряжение предусматривает, что Минпромторг будет ежегодно представлять свои предложения по актуализации содержащихся в нем перечней.

    Напомним, что вторичное сырье — это продукция, полученная из отходов производства и потребления, пригодных для повторного использования (вторичных ресурсов). Ко вторичному сырью относится, например, лом черных металлов, макулатура и т.д.

    Правительство намерено повысить уровень вовлечения вторичного сырья в производство, создав тем самым рынок его сбыта. Рост спроса на вторичное сырье должен, в свою очередь, сделать более выгодной сортировку отходов, получение из них вторичного сырья и его реализацию производителям товаров, содержащихся в перечне.

    Ранее предполагалось, что стимулы для использования вторсырья создаст институт расширенной ответственности производителей, а также государственная поддержка компаний, использующих вторсырье, через Фонд развития промышленности.

    Не исключено, что этих стимулов оказалось недостаточно, в связи с чем потребовалось принять указанное распоряжение. В настоящий момент нет ясности в вопросе о том, какие последствия будут наступать в случае отказа компании использовать вторсырье при производстве продукции, включенной в перечень.

    Определение базовых ставок экологического сбора

    НПА: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2024 № 1041 «О значениях базовых ставок экологического сбора и коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции)».

    Вступает в силу: 1 января 2025 года.

    Напомним, что экологический сбор уплачивается производителями и импортерами товаров (упаковки), которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, а также лицами, осуществляющими утилизацию отходов, если они не обеспечили утилизацию отходов в требуемом объеме.

    Размер экологического сбора определяется путем умножения значения базовой ставки экологического сбора на значение коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов, их утилизации и востребованность получаемого при утилизации сырья (Коэффициент извлечения).

    Постановление № 1041 устанавливает базовые ставки экологического сбора на 2025, 2026 и 2027 годы. В 2025 году базовая ставка будет увеличена на 15% относительно предыдущего года, в 2026 году — на 8% года, и в 2027 году — на 4%.

    Более того, Правительство РФ устанавливает значения Коэффициентов извлечения, которые будут применяться к базовым ставкам в 2025 и 2026 годах.

    Также Правительство РФ пересмотрело Коэффициент извлечения за 2024 год в отношении группы товаров и упаковки № 51 «Стеклянная упаковка прочая».

    Постановление № 1041 вступает в силу 1 января 2025 года, за исключением положений о Коэффициенте извлечения для группы товаров и упаковки № 51 за 2024 год — они вступили в силу 2 августа 2024 года.

    Суммы экологического сбора будут расти, как минимум, до 2027 года. Этому будет способствовать и рост нормативов утилизации товаров и упаковки. Так, к 1 января 2027 года субъекты расширенной ответственности производителей должны будут обеспечивать утилизацию 100% произведенной или импортируемой ими упаковки.

    Заключение договора водопользования для рекреационных целей

    НПА: Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1692 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. № 274».

    Вступает в силу: 1 марта 2025 года.

    Постановление вносит изменения в правила подготовки и заключения договоров водопользования.

    В указанных правилах появилась новая цель предоставления водного объекта в пользование — размещение плавучих объектов на земельных участках или гидротехнических сооружениях полностью или частично расположенных в границах береговой полосы водных объектов.

    Речь идет о плавучих объектах, размещаемых на акватории водных объектов с целью обеспечения размещения кафе, касс, зон комфортного ожидания водного транспорта для пассажиров (например, дебаркадеры, понтоны).

    Установлен ряд особенностей заключения такого договора:

    • вместе с заявлением для использования акватории водных объектов для вышеуказанной цели заявитель предоставляет правоустанавливающие документы на используемый земельный участок или гидротехническое сооружение (если сведения о них отсутствуют в ЕГРН);
    • уполномоченный орган в течение 2-х рабочих дней с даты получения заявления запрашивает у администрации бассейна внутренних водных путей сведения об учете плавучих объектов;
    • в заключении договора водопользования могут отказать по основаниям, установленным законами субъектов федерации;
    • договор водопользования подлежит досрочному расторжению в случае прекращения прав лица на земельный участок и гидротехническое сооружение;
    • запрещено устанавливать срок договора водопользования превышающий срок действия договора аренды (договора безвозмездного пользования) земельного участка в береговой полосе.

    Напомним, что с 1 марта 2025 года вступят в силу изменения, внесенные в Водный кодекс Федеральным законом от 08.07.2024 № 166-ФЗ. Они призваны упростить заключение договора водопользования для лиц, которые уже обладают правами на земельные участки в границах береговой полосы и гидротехнические сооружения.

    Согласно действующим правилам, чтобы одно лицо обладало правами пользования и в отношении земельного участка, примыкающего к водному объекту, и в отношении части акватории, сначала необходимо заключить договор аренды земельного участка, а затем на общих основаниях участвовать в аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории, примыкающего к арендуемой набережной, что на практике труднореализуемо.

    Нововведения затрагивают как порядок подготовки и заключения договора водопользования, так и порядок взаимодействия с государственными органами в случае предоставления водного объекта в пользование в целях размещения плавучих объектов.

    Новый порядок проведения ОВОС

    НПА: Постановление Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644 «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду».

    Вступает в силу: 1 марта 2025 года (устанавливается, что оно не применяется к проектам, общественные обсуждения которых завершены до 1 марта 2025 года).

    Постановлением утвержден новый порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

    Напомним, что ОВОС необходима для всех объектов, которые проходят государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

    Вводятся особенности проведения ОВОС различных объектов, в частности:

    • проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов;
    • проектов технической документации на технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду;
    • проектов технической документации веществ, которые могут впервые поступать в окружающую среду.

    Обновлен порядок проведения общественных обсуждений с возможностью использования дистанционных средств взаимодействия и проведения слушаний по инициативе граждан.

    В настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования к материалам ОВОС утверждены Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».

    Однако в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2023 № 673 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» статья 32 Закона № 7-ФЗ изложена в новой редакции, которая предусматривает передачу полномочий по урегулированию порядка проведения ОВОС на уровень Правительства РФ. Во исполнение указанных полномочий Правительство приняло Постановление № 1644, которое заменит Приказ № 999 с 1 марта 2025 года.

    Напомним, что процедура ОВОС, согласно постановлению Правительства № 1644, состоит из следующих этапов:

    • проведение предварительной оценки;
    • подготовка технического задания на проведение ОВОС;
    • проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительных материалов ОВОС;
    • проведение общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС, объекта ГЭЭ;
    • подготовка окончательных материалов ОВОС с учетом проведенных общественных обсуждений и их размещение в сети «Интернет» для ознакомления общественности.

    Введение новых правил установления границ водоохранных зон

    НПА: Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 № 1459 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

    Вступает в силу: 1 марта 2025 года.

    Закреплен порядок установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

    Определен порядок установления информационных знаков на территориях, используемых для рекреационных целей.

    Вводится процедура уточнения местоположения береговой линии и изменения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

    Напомним, что водоохранные зоны — это территории, примыкающие к береговой линии водных объектов. На них устанавливается особый режим хозяйственной и другой деятельности, чтобы не допустить загрязнения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранить среду обитания животных и растений.

    До 1 марта 2025 года действуют правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

    Введение запрета на производство и использование определенных видов ПЭТ-продукции

    НПА: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2024 № 2827-р «Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны».

    Вступает в силу: 1 сентября 2025 года (требования не касается продукции, которую изготовят до 1 сентября 2025 года)

    Запрещены производство и использование:

    • ПЭТ-бутылки для пищевой продукции (кроме бутылок голубого, белого, зеленого и коричневого цветов, а также бесцветных);
    • Многослойных ПЭТ-бутылок;
    • ПЭТ-упаковки с этикеткой из поливинилхлорида (за исключением термоусадочной этикетки).

    ПЭТ — это полиэтилентерефталат. В него упаковываются, например, прохладительные и молочные напитки, бутылки для фруктовых соков, готовые соусы, косметика, порошки.

    Производителям, использующим такую упаковку, рекомендуем уже сейчас начинать поиск альтернатив.

    В распоряжении указано, что Минпромторг обязан, начиная с 2026 года, предоставлять в Правительство согласованные с федеральными органами исполнительной власти предложения по актуализации этого перечня продукции. Это означает, что в будущем производителей вероятнее всего ожидают запреты на использование и иных трудноперерабатываемых материалов.

    Исключение двойного учета отходов в рамках РОП

    НПА: Федеральный закон от 08.08.2024 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Вступает в силу: 1 марта 2025 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки).

    Принятые поправки исключают возможность двойного учета одного и того же сырья производителями товаров и упаковки для получения двух льгот одновременно.

    Изменения можно пояснить на следующем примере:
    Утилизатор переработал 10 тонн ПЭТ-бутылок и произвел из них 10 тонн гранул. Выпустил акт утилизации, который Компания А использовала, чтобы подтвердить выполнение обязанности по утилизации ПЭТ-бутылок. При этом утилизатор продал 10 тонн гранул, полученных при утилизации, Компании Б, которая произвела бутылки с содержанием данного вторсырья. В итоге А и Б учли по 10 тонн пластика для снижения экосбора, первая при помощи акта утилизации, вторая — через льготу по использованию вторичного сырья (понижающий коэффициент).

    Благодаря принятому закону будет исключена ситуация, когда одна компания получает акт утилизации, а другая — основание для применения понижающего коэффициента для уменьшения экосбора, но при этом происходит двойной учет одного и того же сырья производителями товаров и упаковки.

    Кроме того, в законе закреплено, что если в предыдущем календарном году производитель или импортер товаров перевыполнил норму самостоятельной утилизации, то масса отходов от использования товаров, упаковки, подлежащая утилизации в текущем календарном году, уменьшается на размер перевыполнения.

    Субъектам РОП следует учитывать, что они не смогут применить понижающий коэффициент при расчете объема своей ответственности и уплачиваемого экосбора если вторсырье, которое они используют, является результатом самостоятельной утилизации в рамках РОП.

    Административная ответственность при работе с отчетом о выбросах парниковых газов

    НПА: Федеральный закон от 13.06.2023 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

    Вступает в силу: 1 июля 2025 года.

    Соответствующие изменения, дополняющие КоАП РФ новой статьей 19.7.16, были приняты еще в 2023 году. Установлена административная ответственность за следующие правонарушения:

    • непредставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов, либо
    • представление в указанном отчете заведомо недостоверной информации.

    Дела об указанных административных правонарушениях относятся к подведомственности органов, осуществляющих государственный экологический надзор.

    Виновных предупредят либо оштрафуют. Размер штрафа для должностных лиц составит от 10 000 до 50 000 рублей, для ИП — от 50 000 до 150 000 рублей, для компаний — от 150 000 до 500 000 рублей.

    Срок давности по таким нарушениям будет составлять 1 год.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», отчет о выбросах парниковых газов подается в срок до 1 июля текущего года за предыдущий отчетный год.

    Подтверждение соответствия лицензии на обращение с отходами

    НПА: Постановление Правительства РФ от 28.02.2024 № 226 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1096».

    Вступает в силу: 1 сентября 2024 года (соответствующие процедуры планируется начать проводить с 1 марта 2025 года).

    С 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 28.04.2023 № 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 19-3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вносит изменения в статью 19.3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Изменения предусматривают, что на обладателей лицензий на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности теперь распространяются правила о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям.

    Одновременно начала действовать поправка, внесенная в пункт 29 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 и предусматривающая, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении таких лицензиатов (но только в части соблюдения лицензионных требований).

    По новым правилам все лицензиаты обязаны раз в 3 года проходить процедуру подтверждения соответствия, в ходе которой Росприроднадзор будет проверять, соблюдаются ли компанией требования, установленные для выдачи лицензии.

    Для этого лицензиату требуется подать соответствующее заявление не ранее чем за 1 год до наступления срока подтверждения соответствия. Отзыв такого заявления не допускается.

    О начале процедуры Росприроднадзор уведомит лицензиата. По общему правилу, такое уведомление должно быть направлено за 3 рабочих дня до начала процедуры. Однако положением о лицензировании конкретного вида может быть предусмотрен сокращенный срок, который не может быть менее 1 рабочего дня.

    На проведение процедуры отводится 20 рабочих дней, в ходе которых орган может как провести оценку по документам, так и совершить выезд на место (или места) деятельности лицензиата. По результатам процедуры Росприроднадзор может:

    • подтвердить соответствие лицензионным требованиям;
    • направить перечень нарушений с указанием срока их устранения.

    Об устранении выявленных нарушений потребуется уведомить Росприроднадзор. Если ведомство выявило грубые нарушения, то оно обязано оценить их устранение в течение 10 рабочих дней после получения уведомления. Если же нарушения не относятся к грубым, то оценить их устранение можно при прохождении следующей процедуры подтверждения соответствия.

    Соответствующие процедуры планируется начать проводить с 1 марта 2025 года. С указанной даты на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет открыта возможность для подачи соответствующих заявлений в территориальные органы Росприроднадзора.

    Компании, которые получили лицензии до 1 сентября 2024 года, должны будут пройти процедуру первичного подтверждения соответствия не ранее 1 марта 2025 года по истечении 3 лет с даты:

    • предоставления лицензии; или
    • проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований.

    Трехлетний срок отсчитывается с того события, которое произошло позднее.

    Изменение формы контроля за участниками рынка по обращению с отходами мотивировано массовыми нарушениями в этой сфере. Компании с лицензиями зачастую не имеют объектов недвижимости, оборудования и сотрудников, о которых сообщали для получения лицензии.

    Вводя периодический контроль соответствия для всех лицензиатов, Росприроднадзор намерен в течение 3-х лет провести «инвентаризацию» выданных лицензий и прекратить действие ряда лицензий в случае выявления нарушений.

    Административная ответственности руководства угольных шахт за нарушение требований безопасности

    НПА: Федеральный закон от 25.12.2023 № 638-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

    Вступает в силу: 1 сентября 2025 года.

    25 декабря 2023 года опубликованы поправки в КоАП РФ, которые вводят в статью 9.1 КоАП РФ три новых административных состава:

    1. Нарушение обязательных требований промышленной безопасности к предотвращению внезапных выбросов угля (породы и газа) — влечет:
      • для должностных лиц: штраф от 80 000 до 100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет;
      • для компаний: штраф от 1 до 5 миллионов рублей или приостановление деятельности до 90 дней.
    2. Вышеуказанное нарушение, приведшее к возникновению аварии на ОПО, повлекшей за собой смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью двух и более лиц — влечет штраф для лиц, контролирующих угледобывающую организацию, от 5 до 10 миллионов рублей;
    3. Вышеуказанное нарушение, приведшее к возникновению аварии на ОПО, повлекшей за собой смерть двух и более лиц — влечет штраф для лиц, контролирующих угледобывающую организацию, от 1/100 до 1/10 совокупной выручки организации от реализации угля, но не менее 15 миллионов рублей.

    Под лицом, контролирующим угледобывающую организацию, понимается лицо, которое имеет право:

    • прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % голосов в высшем органе управления этой организации; либо
    • назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления этой организации.

    Принятие закона вызвано резонансными авариями на объектах угледобывающей промышленности, которые привели к человеческим жертвам.

    Приостановление деятельности на срок до 3-х месяцев и оборотные штрафы могут существенным образом повлиять на экономическое состояние как конкретной угледобывающий компании, так и всего холдинга. В связи с этим рекомендуем провести аудит в области обеспечения промышленной безопасности и устранить нарушения в случае их выявления.

    19.12.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста