Экологическое законодательство: главные изменения в 2024 году

В статье рассматриваем изменения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, которые вступят в силу в 2024 году и скажутся на работе предприятий-природопользователей. Об изменениях в отношении РОП, расширении перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию, создании единой системы экологического мониторинга и системах автоматического контроля выбросов — в нашем обзоре.

22.12.23
7K

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Расширение перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию

    НПА: Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства РФ».

    Вступает в силу: 1 января 2024 года.

    Распоряжением расширен перечень загрязняющих веществ. В обновленный перечень добавлено 79 веществ, некоторые из них относятся к ряду непредельных углеводородов, ароматических полициклических углеводородов, галогенопроизводных углеводородов, спиртов и фенолов, альдегидов, серосодержащих соединений, аминов и иных загрязняющих веществ и будут нормироваться с 1 января 2025 года.

    На нововведение стоит обратить внимание владельцам объектов НВОС I-III категорий. Природоохранную документацию таких объектов необходимо рассмотреть с учетом включения в указанный перечень новых загрязняющих веществ.

    Изменения в законодательстве по РОП

    НПА: отдельные положения Федерального закона № 451-ФЗ от 04.08.2023 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Вступают в силу: 1 января 2024 года.

    Изменения направлены на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей: вводятся новые правила расчета экологического сбора и сдачи отчетности, устанавливаются требования к договорам на утилизацию отходов, меняются условия самостоятельной утилизации отходов производителем, а также поэтапно повышаются нормативы утилизации.

    В соответствии с новым законом вступают в силу следующие изменения:

    • ответственность за утилизацию упаковки будет возникать у производителей упаковки, а не у производителей товаров;
    • утилизаторы будут обязаны оплачивать экосбор в случае необеспечения утилизации требуемого объема отходов;
    • ассоциации больше не будут регулироваться законом;
    • планируется создание электронного реестра утилизаторов;
    • обязанность по выполнению нормативов утилизации будет возникать со дня ее отгрузки/оплаты;
    • ответственность для импортеров будет устанавливаться со дня таможенного оформления;
    • вводятся коэффициенты, влияющие на размер экологического сбора в зависимости от свойств упаковки/товаров, включая простоту утилизации, востребованность вторичного сырья, полученного при утилизации товара и др.

    Норматив утилизации упаковки будет ежегодно увеличиваться и составит:

    • в 2025 году — до 55%;
    • в 2027 году — 100%.

    От процента утилизации, в свою очередь, будет зависеть расчет платы экосбора. При этом на сокращение суммы экосбора будет влиять передача отходов только предприятиям из созданного электронного реестра утилизаторов.

    Внедрение системы автоматического контроля выбросов

    НПА: отдельные положения Федерального закона от 28.04.2023 № 177-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

    Вступают в силу: 1 января 2024 года.

    Согласно положениям закона квотируемые объекты, отнесенные к объектам I и II категорий в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух», необходимо оснастить приборами автоматического контроля выбросов «приоритетных» загрязняющих веществ.

    Также определен порядок дооснащения уже созданных систем автоматического контроля выбросов в рамках проведения эксперимента по их квотированию. В соответствии с законом до 31 декабря 2025 года необходимо оснастить системы автоматического контроля стационарных источников выбросов «приоритетных» загрязняющих веществ в 12 городах-участниках эксперимента по квотированию выбросов. Для территорий, дополнительно включаемых в эксперимент, срок дооснащения составляет 2,5 года.

    Определение класса опасности опасных производственных объектов

    НПА: Федеральный закон от 14.11.2023 № 534-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Вступает в силу: 1 января 2024 года.

    Действующим законодательством установлено, что при определении класса опасности опасных производственных объектов (ОПО), расположенных в радиусе 500 метров друг от друга, учитывается суммарное количество опасных веществ, присутствующих на них.

    Согласно внесенным изменениям вводится исключение из общего правила. Теперь для определения класса опасности ОПО допускается не суммировать количество опасных веществ в случае, если согласно прошедшей экспертизу декларации промышленной безопасности зона вероятного поражения при аварии на нем не затрагивает соседний объект.

    Кроме того, поправки позволяют собственникам ОПО по своей инициативе разрабатывать декларацию промышленной безопасности, в том числе на те ОПО, для которых разработка такой декларации не является обязательной.

    Снижение класса опасности отдельных ОПО позволит снизить сроки их строительства и соответствующие затраты, а в дальнейшем — и административную нагрузку при эксплуатации без ущерба безопасности.

    Расширение полномочий Росприроднадзора и Минприроды

    НПА: Постановление Правительства РФ от 05.10.2023 № 1638 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

    Вступает в силу: 1 января 2024 года.

    Вышеуказанным ведомствам расширили полномочия по контролю за свалками и другими объектами накопленного вреда окружающей среде.

    Так, в дополнительные функции Росприроднадзора войдет: осуществление проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, за исключением проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

    В дополнительные полномочия Минприроды войдет: утверждение порядка проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде и размер платы за осуществление такой проверки по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

    Создание комплексной информсистемы мониторинга состояния окружающей среды

    НПА: Федеральный закон от 04.08.2023 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Вступает в силу: 1 марта 2024 года.

    В соответствии с новым законом в России появится комплексная информсистема мониторинга состояния окружающей среды. Ее оператором выступит ППК «РЭО».

    Информсистема предназначена для информирования граждан и органов власти о состоянии окружающей среды. Данные в информационную систему будут поступать от органов государственной власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны предоставлять экологическую информацию. Доступ для размещения информации будет возможен через ЕСИА.

    Введение процедуры подтверждения соответствия лицензионным требованиям

    НПА: Федеральный закон от 28.04.2023 № 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 19.3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Вступает в силу: 1 сентября 2024 года.

    Согласно новым правилам, лицензиатам, имеющим лицензии, предусмотренные пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», необходимо пройти процедуру периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям.

    Лицензиаты, имеющие лицензии на осуществление видов деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, полученные до 1 сентября 2024 года, должны первично подтвердить соответствие лицензионным требованиям по истечении 3 лет с даты предоставления лицензии или даты проведения последнего планового контрольного/надзорного мероприятия, но не ранее 1 марта 2025 года.

    Продление моратория на проведение государственных проверок

    НПА: Постановление Правительства РФ от 14.12.2023 № 2140 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336».

    Продлевает мораторий на проверки бизнеса: до конца 2024 года.

    Большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в 2024 году будет освобождена от плановых государственных проверок.

    Как и в 2023 году, исключение будет сделано для объектов, относящихся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также:

    • при угрозе жизни и здоровью граждан;
    • при угрозе безопасности страны;
    • на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований.
    22.12.23
    7K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста