Вопрос - ответ: экологическая безопасность. Ноябрь 2022

Как исчислять плату за выбросы, каков алгоритм работы портала ФГИС ОПВК, как правильно установить границы СЗЗ или произвести возврат экосбора, рассчитать объем нефтяной эмульсии — об этом и многом другом рассказали эксперты в рубрике «Вопрос-ответ». Вы можете направить свои вопросы по экологической безопасности в личные сообщения нашего сообщества Вконтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развёрнутые ответы в ближайшее время.

11.11.22
515

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    Подскажите, каков алгоритм работы сайта ФГИС ОПВК? Как оформлять заявки, договоры?

    Кратко алгоритм работы с федеральным оператором состоит из следующих действий:

    1. Прикрепление ответственных сотрудников через ЕСИА Госуслуги к организации, предоставление доступа к работе в системе ФГИС ОПВК ФГУП «ФЭО» и наделение полномочиями по работе в системе от имени организации (полномочия прописываются в доверенности даже на руководителя организации, а учетная запись на Госуслугах должна быть подтвержденной).
    2. Авторизация в ФГИС ОПВК с помощью логина и пароля от Госуслуг, заполнение сведений об организации;
    3. Заполнение заявок на включение в реестр объектов накопления отходов I-II классов опасности (вкладка «Мои места накопления») и их подписание с помощью усиленной электронно-цифровой подписи (ЭЦП);
    4. После согласования заявок оператором ФГУП «ФЭО» во вкладке «Мои договоры» появится возможность прикрепления площадок к проекту договора;
    5. Подписание договора с помощью ЭЦП;
    6. Составление дополнительного соглашения на внесение изменений в типовую форму договора при необходимости (право закреплено пунктом 2 статьи 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), подписание, заверение печатью и прикрепление отсканированного документа к договору;
    7. По мере образования отходов I и II классов опасности требуется заносить сведения во вкладку «Журнал образования ОПВК»;
    8. При накоплении транспортной партии, наполнении тары, либо когда подходит к концу предельный срок накопления отходов (11 месяцев), необходимо заполнить заявку на вывоз во вкладке «Мои заявки»;
    9. Оплатить аванс в размере 30% от стоимости заявки в течение 5 рабочих дней после ее одобрения ФГУП «ФЭО»;
    10. После проведения мероприятия по выбору транспортировщика и переработчика отходов (на базе ФГИС ОПВК), ФГУП «ФЭО» назначает дату вывоза и уведомляет об этом заказчика не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты передачи отходов;
    11. Переработчик контролирует партию отходов, взвешивает и уведомляет стороны, если массы в заявке намного отличаются от фактической (предельная допустимая разница не указана, практика пока не наработана). В таком случае, как говорилось выше, можно столкнуться с определенными последствиями;
    12. После получения отходов в течение 10 рабочих дней ФГУП «ФЭО» подписывает со своей стороны акты и направляет заказчику, а заказчик оплачивает оставшуюся сумму в течение 10 рабочих дней после подписания ФГУП «ФЭО» акта;
    13. Отсканированные акты ФГУП «ФЭО» размещает в ФГИС ОПВК к соответствующей заявке.

    Подробнее о нюансах работы системы, оформлении заявок и договоров, можно узнать из статьи на нашем сайте.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #2

    В работе появилась проблема: заставляют считать выбросы ежеквартально по факту, в то время как в отопительный сезон выбросы от котельной (если ПДВ делить на 4 квартала) не укладываются, и плата проходит как за сверхлимитные, а летом остается внушительный запас. Как лучше сделать расчет в данной ситуации, есть ли возможность не переплачивать?

    Согласно пункту 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

    Субъекты крупного бизнеса обязаны вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. При этом лица, обязанные вносить авансовые квартальные платежи, имеют право выбрать один из 3-х способов исчисления платежей, указанных в подпунктах 1-3 пункта 4 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

    Для того, чтобы корректно вносить сумму авансовых платежей, рекомендуется выбрать способ исчисления согласно подпункту 1, пункта 4 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (как наиболее удобный из предложенных законодательством) в размере 0,25 части суммы платы за негативное воздействие в течение первых 3-х кварталов. При этом за IV квартал вносится оставшаяся сумма с учетом корректировки ее размера не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

    Чтобы плата за негативное воздействие на атмосферный воздух исчислялась без сверх лимита, производятся следующие действия:

    Для объектов III категории НВОС Для объектов II категории НВОС Для объектов I категории НВОС
    Провести или актуализировать инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ согласно Приказу Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»;
    Разработать программу ПЭК, провести производственный экологический контроль в части атмосферного воздуха и подать отчет о ПЭК до 25-го марта года, следующего за отчетным периодом;
    Разработать план мероприятий по снижению выбросов в неблагоприятные метеорологические условия или пояснительную записку с обоснованием отсутствия необходимости разработки плана НМУ;
    • Если в составе выбросов содержатся вещества I или II классов опасности, необходимо разработать проект нормативов допустимых выбросов и получить экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключения
    • Разработать проект норматив допустимых выбросов и получить экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключение;
    • Разработать и подать в уведомительном порядке декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
    • Разработать проект нормативов допустимых выбросов и получить экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключение, нормативы и разрешение на выброс (действуют до момента получения комплексного экологического разрешения).
    • Разработать и согласовать в установленном порядке комплексное экологическое разрешение.
    Юлия Подволоцкая
    Региональный менеджер СПб («ОхраПро»)

    Вопрос #3

    Каким способом можно рассчитать эмульсию при очистке акватории от нефтепродуктов?

    Предприятия, осуществляющие деятельность с любыми видами нефтепродуктов, обязаны разрабатывать план ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН), согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», чтобы обеспечить быстрое реагирование персонала и специализированных служб на чрезвычайную ситуацию, связанную с разливом. В плане прописываются все риски, сценарии и мероприятия для предупреждения и ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, приводятся формулы для расчета количества нефтепродуктов и ущерб, нанесенный их разливом.

    При разливе нефти происходит сразу несколько физико-химических процессов:

    • испарение;
    • рассеивание;
    • растворение;
    • окисление;
    • эмульгирование;
    • распространение разлитой нефти на поверхности водного объекта в зависимости от времени нахождения пятна.

    Эмульсификация нефти зависит от времени, прошедшего с момента разлива, волнения, скорости течения и типа нефтепродукта:

    • маловязкие нефти склонны к очень быстрому образованию эмульсий (например, за 2-3 часа), содержание воды в них может составлять до 80 %;
    • процесс образования эмульсий из высоковязких нефтей занимает более длительное время, и содержание воды в них редко превышает 40 %.

    Таким образом, объем собираемой водонефтяной эмульсии будет больше, чем объем нефтепродуктов, участвующих в разливе, на 80 % и может быть рассчитан по формуле: Vот. эмул = 1,8 * V разл

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #4

    Расскажите, пожалуйста, поэтапно, как предприятию утилизировать б/у автомобиль с последующим получением денежных средств за металлолом? Что следует за этапом списания бухгалтерией как основного средства? Как он «превращается» в металлолом? Какие должны быть действия и какими документами они должны оформляться?

    1. Предприятиям перед тем, как снять автомобиль с учета, надо составить акт списания, в котором должна быть указана причина, по которой машина больше не пригодна к эксплуатации. Такой акт составляется по результатам обследования комиссией, состоящей из сотрудников соответствующих служб предприятия. Только после этих процедур можно сдавать машину на металлолом.
    2. Далее нужно снять машину с учета в ГИБДД и получить справку об утилизации. Только после этого можно направляться в пункт приема металлолома. Ответственные компании по приему лома не возьмут авто без данной справки. Однако, надо иметь в виду, что при сдаче машины в обычном виде оплата минимальна, поскольку, кроме металла, в ней много неметаллических деталей — стекло, сиденья, колеса. Разборка и утилизация оставшихся отходов — платные процедуры. Также надо демонтировать все электрооборудование (в пунктах приема металлолома его все равно не примут), слить все жидкости и т.д.
    3. У пункта приема металлолома должна быть государственная лицензия на такую работу. В пункте приема необходимо оформить приемо-сдаточный акт в двух экземплярах, который в случае проверки предъявляется контролирующим органам. Также может быть произведен отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов, аналогично требующий составления акта.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #5

    Проконсультируйте, пожалуйста: в организации не нахожу проект СЗЗ, но в проекте (старом) ПДВ в разделе «санитарно-защитная зона» указано, что организация относится к объекту IV класса опасности, жилая зона располагается в 450 метрах от границы территории с 0 долей ПДК. Сама территория находится в промзоне. Проект СЗЗ необходим или можно как-то обосновать его отсутствие все это время? Если да, то как? Заранее большое спасибо!

    Возможна ситуация, при которой ранее проект СЗЗ не разрабатывался. В проекте НДВ прописывается нормативный размер СЗЗ, согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Постановление Правительства от 03.03.2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» обязует всех владельцев земельных участков разрабатывать проекты СЗЗ и устанавливать эту границу в ЕГРН. Граница СЗЗ приравнивается сейчас к зоне с особым условием использования земельной территории. Ограничения нахождения объектов в пределах СЗЗ прописаны в ранее упомянутом постановлении правительства.

    На сегодняшний момент все устанавливают ограничения в использовании земельной территории вокруг своего предприятия. В данной ситуации ограничения вносит первый обратившийся на конкретной территории. Если у предприятия не будет установлена СЗЗ, то рядом может разместиться любое пищевое, фармацевтическое предприятие, которое будет накладывать на вас ограничения в виде деятельности.

    Рекомендуется установить границу СЗЗ от своего предприятия.

    Екатерина Шешлянникова
    Руководитель отдела Экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #6

    При постановке на учет котельной, работающей на природном газе общей проектной мощностью 14 Гкал/ч при определении категории учитывается общая мощность котельной или отдельно по котлам? РПН настаивает на II категории, ссылаясь на п.2 (1) в ПП 2398. Но там при отнесении ко II категории есть фраза «с использованием установок по сжиганию топлива с проектной тепловой мощностью более 7 Гкал/час, работающих на газообразном топливе в качестве основного». Установка это котел? Получается для II категории надо, чтобы каждый котел был мощностью более 7 Гкал/ч? Имеется 4 котла и они меньше по мощности.

    При постановке на учет и актуализации категории учитывается суммарная мощность котлов (основных и резервных) при 100% нагрузке. Если мощность каждого котла менее 7 Гкал/ч, то нет оснований у РПН относить предприятие ко II категории. В описании технологического процесса необходимо прописать мощность котла, а также приложить режимные карты для подтверждения своих слов. Котел является установкой.

    Любовь Боронина
    Руководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group

    Вопрос #7

    Нужна помощь: подскажите, пожалуйста, как вернуть экосбор, уплаченный по ошибке. Оплатили экосбор за поддоны (в качестве упаковки).

    Возврат экосбора возможен в течение 3 лет с момента его уплаты. Процедура регламентируется Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Для возврата средств необходимо заполнить документы:

    • акт совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
    • заявление о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
    • заявление о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического;
    • решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора или
    • заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора.

    Заявления представляются плательщиком посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью либо на бумажном носителе.

    Дальнейшие действия состоят в следующем:

    • составить сопроводительное письмо (указать информацию о технической ошибке, о прошлых отчетах, которые были сданы, с ссылками на номера из ЛК (2020 и 2021 гг.);
    • собрать платежные поручения об уплате экологического сбора (2020 и 2021 годов);
    • предоставить сами отчетные материалы и заполненные документы в электронном или бумажном виде в территориальный орган Росприроднадзора.

    Центральный аппарат Росприроднадзора может предложить перезачесть деньги в счет будущих платежей.

    Любовь Боронина
    Руководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group
    11.11.22
    515
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста