Как исчислять плату за выбросы, каков алгоритм работы портала ФГИС ОПВК, как правильно установить границы СЗЗ или произвести возврат экосбора, рассчитать объем нефтяной эмульсии — об этом и многом другом рассказали эксперты в рубрике «Вопрос-ответ». Вы можете направить свои вопросы по экологической безопасности в личные сообщения нашего сообщества Вконтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развёрнутые ответы в ближайшее время.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Вопрос #1
Подскажите, каков алгоритм работы сайта ФГИС ОПВК? Как оформлять заявки, договоры?
Кратко алгоритм работы с федеральным оператором состоит из следующих действий:
- Прикрепление ответственных сотрудников через ЕСИА Госуслуги к организации, предоставление доступа к работе в системе ФГИС ОПВК ФГУП «ФЭО» и наделение полномочиями по работе в системе от имени организации (полномочия прописываются в доверенности даже на руководителя организации, а учетная запись на Госуслугах должна быть подтвержденной).
- Авторизация в ФГИС ОПВК с помощью логина и пароля от Госуслуг, заполнение сведений об организации;
- Заполнение заявок на включение в реестр объектов накопления отходов I-II классов опасности (вкладка «Мои места накопления») и их подписание с помощью усиленной электронно-цифровой подписи (ЭЦП);
- После согласования заявок оператором ФГУП «ФЭО» во вкладке «Мои договоры» появится возможность прикрепления площадок к проекту договора;
- Подписание договора с помощью ЭЦП;
- Составление дополнительного соглашения на внесение изменений в типовую форму договора при необходимости (право закреплено пунктом 2 статьи 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), подписание, заверение печатью и прикрепление отсканированного документа к договору;
- По мере образования отходов I и II классов опасности требуется заносить сведения во вкладку «Журнал образования ОПВК»;
- При накоплении транспортной партии, наполнении тары, либо когда подходит к концу предельный срок накопления отходов (11 месяцев), необходимо заполнить заявку на вывоз во вкладке «Мои заявки»;
- Оплатить аванс в размере 30% от стоимости заявки в течение 5 рабочих дней после ее одобрения ФГУП «ФЭО»;
- После проведения мероприятия по выбору транспортировщика и переработчика отходов (на базе ФГИС ОПВК), ФГУП «ФЭО» назначает дату вывоза и уведомляет об этом заказчика не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты передачи отходов;
- Переработчик контролирует партию отходов, взвешивает и уведомляет стороны, если массы в заявке намного отличаются от фактической (предельная допустимая разница не указана, практика пока не наработана). В таком случае, как говорилось выше, можно столкнуться с определенными последствиями;
- После получения отходов в течение 10 рабочих дней ФГУП «ФЭО» подписывает со своей стороны акты и направляет заказчику, а заказчик оплачивает оставшуюся сумму в течение 10 рабочих дней после подписания ФГУП «ФЭО» акта;
- Отсканированные акты ФГУП «ФЭО» размещает в ФГИС ОПВК к соответствующей заявке.
Подробнее о нюансах работы системы, оформлении заявок и договоров, можно узнать из статьи на нашем сайте.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #2
В работе появилась проблема: заставляют считать выбросы ежеквартально по факту, в то время как в отопительный сезон выбросы от котельной (если ПДВ делить на 4 квартала) не укладываются, и плата проходит как за сверхлимитные, а летом остается внушительный запас. Как лучше сделать расчет в данной ситуации, есть ли возможность не переплачивать?
Согласно пункту 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Субъекты крупного бизнеса обязаны вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. При этом лица, обязанные вносить авансовые квартальные платежи, имеют право выбрать один из 3-х способов исчисления платежей, указанных в подпунктах 1-3 пункта 4 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Для того, чтобы корректно вносить сумму авансовых платежей, рекомендуется выбрать способ исчисления согласно подпункту 1, пункта 4 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (как наиболее удобный из предложенных законодательством) в размере 0,25 части суммы платы за негативное воздействие в течение первых 3-х кварталов. При этом за IV квартал вносится оставшаяся сумма с учетом корректировки ее размера не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Чтобы плата за негативное воздействие на атмосферный воздух исчислялась без сверх лимита, производятся следующие действия:
Для объектов III категории НВОС Для объектов II категории НВОС Для объектов I категории НВОС Провести или актуализировать инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ согласно приказу Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» Разработать программу ПЭК, провести производственный экологический контроль в части атмосферного воздуха и подать отчет о ПЭК до 25-го марта года, следующего за отчетным периодом Разработать план мероприятий по снижению выбросов в неблагоприятные метеорологические условия или пояснительную записку с обоснованием отсутствия необходимости разработки плана НМУ
- Если в составе выбросов содержатся вещества I или II классов опасности, необходимо разработать проект нормативов допустимых выбросов и получить экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключения
- Разработать проект норматив допустимых выбросов и получить экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключение;
- Разработать и подать в уведомительном порядке декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
- Разработать проект нормативов допустимых выбросов и получить экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключение, нормативы и разрешение на выброс (действуют до момента получения комплексного экологического разрешения).
- Разработать и согласовать в установленном порядке комплексное экологическое разрешение.
Юлия ПодволоцкаяРегиональный менеджер Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Вопрос #3
Каким способом можно рассчитать эмульсию при очистке акватории от нефтепродуктов?
Предприятия, осуществляющие деятельность с любыми видами нефтепродуктов, обязаны разрабатывать план ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН), согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», чтобы обеспечить быстрое реагирование персонала и специализированных служб на чрезвычайную ситуацию, связанную с разливом. В плане прописываются все риски, сценарии и мероприятия для предупреждения и ликвидации последствий разливов нефтепродуктов, приводятся формулы для расчета количества нефтепродуктов и ущерб, нанесенный их разливом.
При разливе нефти происходит сразу несколько физико-химических процессов:
- испарение;
- рассеивание;
- растворение;
- окисление;
- эмульгирование;
- распространение разлитой нефти на поверхности водного объекта в зависимости от времени нахождения пятна.
Эмульсификация нефти зависит от времени, прошедшего с момента разлива, волнения, скорости течения и типа нефтепродукта:
- маловязкие нефти склонны к очень быстрому образованию эмульсий (например, за 2-3 часа), содержание воды в них может составлять до 80 %;
- процесс образования эмульсий из высоковязких нефтей занимает более длительное время, и содержание воды в них редко превышает 40 %.
Таким образом, объем собираемой водонефтяной эмульсии будет больше, чем объем нефтепродуктов, участвующих в разливе, на 80 % и может быть рассчитан по формуле: Vот. эмул = 1,8 * V разл
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #4
Расскажите, пожалуйста, поэтапно, как предприятию утилизировать б/у автомобиль с последующим получением денежных средств за металлолом? Что следует за этапом списания бухгалтерией как основного средства? Как он «превращается» в металлолом? Какие должны быть действия и какими документами они должны оформляться?
- Предприятиям перед тем, как снять автомобиль с учета, надо составить акт списания, в котором должна быть указана причина, по которой машина больше не пригодна к эксплуатации. Такой акт составляется по результатам обследования комиссией, состоящей из сотрудников соответствующих служб предприятия. Только после этих процедур можно сдавать машину на металлолом.
- Далее нужно снять машину с учета в ГИБДД и получить справку об утилизации. Только после этого можно направляться в пункт приема металлолома. Ответственные компании по приему лома не возьмут авто без данной справки. Однако, надо иметь в виду, что при сдаче машины в обычном виде оплата минимальна, поскольку, кроме металла, в ней много неметаллических деталей — стекло, сиденья, колеса. Разборка и утилизация оставшихся отходов — платные процедуры. Также надо демонтировать все электрооборудование (в пунктах приема металлолома его все равно не примут), слить все жидкости и т.д.
- У пункта приема металлолома должна быть государственная лицензия на такую работу. В пункте приема необходимо оформить приемо-сдаточный акт в двух экземплярах, который в случае проверки предъявляется контролирующим органам. Также может быть произведен отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов, аналогично требующий составления акта.
Анна ЯрцеваМенеджер проектов Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #5
Проконсультируйте, пожалуйста: в организации не нахожу проект СЗЗ, но в проекте (старом) ПДВ в разделе «санитарно-защитная зона» указано, что организация относится к объекту IV класса опасности, жилая зона располагается в 450 метрах от границы территории с 0 долей ПДК. Сама территория находится в промзоне. Проект СЗЗ необходим или можно как-то обосновать его отсутствие все это время? Если да, то как? Заранее большое спасибо!
Возможна ситуация, при которой ранее проект СЗЗ не разрабатывался. В проекте НДВ прописывается нормативный размер СЗЗ, согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Постановление Правительства от 03.03.2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» обязует всех владельцев земельных участков разрабатывать проекты СЗЗ и устанавливать эту границу в ЕГРН. Граница СЗЗ приравнивается сейчас к зоне с особым условием использования земельной территории. Ограничения нахождения объектов в пределах СЗЗ прописаны в ранее упомянутом постановлении правительства.
На сегодняшний момент все устанавливают ограничения в использовании земельной территории вокруг своего предприятия. В данной ситуации ограничения вносит первый обратившийся на конкретной территории. Если у предприятия не будет установлена СЗЗ, то рядом может разместиться любое пищевое, фармацевтическое предприятие, которое будет накладывать на вас ограничения в виде деятельности.
Рекомендуется установить границу СЗЗ от своего предприятия.
Екатерина ШешлянниковаИ.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group
Вопрос #6
При постановке на учет котельной, работающей на природном газе общей проектной мощностью 14 Гкал/ч при определении категории учитывается общая мощность котельной или отдельно по котлам? РПН настаивает на II категории, ссылаясь на п.2 (1) в ПП 2398. Но там при отнесении ко II категории есть фраза «с использованием установок по сжиганию топлива с проектной тепловой мощностью более 7 Гкал/час, работающих на газообразном топливе в качестве основного». Установка это котел? Получается для II категории надо, чтобы каждый котел был мощностью более 7 Гкал/ч? Имеется 4 котла и они меньше по мощности.
При постановке на учет и актуализации категории учитывается суммарная мощность котлов (основных и резервных) при 100% нагрузке. Если мощность каждого котла менее 7 Гкал/ч, то нет оснований у РПН относить предприятие ко II категории. В описании технологического процесса необходимо прописать мощность котла, а также приложить режимные карты для подтверждения своих слов. Котел является установкой.
Любовь БоронинаРуководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group
Вопрос #7
Нужна помощь: подскажите, пожалуйста, как вернуть экосбор, уплаченный по ошибке. Оплатили экосбор за поддоны (в качестве упаковки).
Возврат экосбора возможен в течение 3 лет с момента его уплаты. Процедура регламентируется постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Для возврата средств необходимо заполнить документы:
- акт совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
- заявление о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
- заявление о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического;
- решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора или
- заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора.
Заявления представляются плательщиком посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью либо на бумажном носителе.
Дальнейшие действия состоят в следующем:
- составить сопроводительное письмо (указать информацию о технической ошибке, о прошлых отчетах, которые были сданы, с ссылками на номера из ЛК (2020 и 2021 гг.);
- собрать платежные поручения об уплате экологического сбора (2020 и 2021 годов);
- предоставить сами отчетные материалы и заполненные документы в электронном или бумажном виде в территориальный орган Росприроднадзора.
Центральный аппарат Росприроднадзора может предложить перезачесть деньги в счет будущих платежей.
Любовь БоронинаРуководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group
Напишите, пожалуйста