Действуют ли прежние лицензии по обращению с отходами, актуально ли предоставление программы наблюдений за водными объектами, какие существуют различия в актуализации и корректировке данных в кабинете природопользователя, как составлять план-график наблюдения за атмосферой для ПЭК — ответы на эти и другие вопросы предоставили эксперты нашей ежемесячной рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экологической безопасности в личные сообщения нашего сообщества Вконтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развёрнутые ответы в ближайшее время.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Вопрос #1
Предприятие, которое собирается оказать услуги по утилизации отходов, предоставило свою лицензию, где перечислены виды отходов ФККО. Лицензия выдана в 2016 году «бессрочно». В ней же указаны и отходы I-II класса. Вопрос: они имеют право работать сейчас по этой лицензии? Или они должны были получать новую, в связи с тем, что перечень отходов в лицензии изменился для них с 1 марта?
Работать по прежней лицензии можно. Согласно пункту 3 статьи 14.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальным предпринимателями и юридическим лицам необходимо заключать договор с ФЭО для обращения с отходами I-II классов опасности, если они образуются в ходе их деятельности. ФЭО может дополнительно заключить договор на обращение с отходами I-II классов опасности с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими на это лицензию. Соответственно, в лицензию вносить изменения не требуется.
Ольга СелезневаИнженер-эколог EcoStandard group
Вопрос #2
Вопрос по программе наблюдения за водным объектом. Ранее в решении о предоставлении водного объекта в пользование прописывали условие: «предоставлять результаты наблюдения за водным объектом по программе, согласованной с территориальным отделом бассейнового водного управления». То есть разрабатывалась программа, согласовывалась в териториальном отделе БВУ и ежеквартально предоставлялись отчеты. Приказом Минприроды России от 31.01.2022 № 51 утверждена новая форма решения без упоминания программы. Получается, ее теперь не надо согласовывать и предоставлять отчеты тоже нет необходимости?
Приказ, в соответствии с которым должна быть разработана программа регулярных наблюдений, отменен. Несмотря это, в состав раздела программы производственного экологического контроля, в соответствии с пунктом 9.2. Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», входит программа ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
В связи с этим лучше всего разработать программу регулярных наблюдений и направить ее в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.
К тому же водопользователи в установленном порядке, в соответствии с приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества», должны вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами. Помимо этого, бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219).
Ростислав БеломоевИнженер проектировщик первой категории экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #3
Объясните, пожалуйста, расчет НВОС осуществляется только на те отходы, которые вывозятся на полигон, т.е. передаются на захоронение? Если у контрагента в лицензии указано «сбор и транспортирование» (смет, допустим), то как необходимо поступить дальше — запросить дальнейшую «судьбу отхода»? А те отходы, которые утилизируются (отходы от компьютерной техники, покрышки) за них не платим за НВОС, но отражаем в декларации?
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду в части отходов взимается только за хранение и захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду необходимо вносить только те отходы, которые идут на размещение или хранение на полигон. Согласно пункту 3 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, к Декларации нужно прикладывать копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период, которые подтвердят полную картину движения отходов от отходообразователя к отходополучателю.
Для того, чтобы корректно заполнить журналы учета движения отходов в случае, если отход забирает транспортировщик отходов, вам необходимо запросить у него копию агентского или двойного договора с компанией, которая проводит дальнейшие манипуляции с отходами (обезвреживание/утилизация/обработка/размещение).
Элеонора ЛистопадВедущий инженер-эколог EcoStandard group
Вопрос #4
При сбросе в ЦСВ нужно ли указывать географические координаты — выпуски (контрольные колодцы)? Или указываются координаты выпуска только в случае, когда сброс ЗВ происходит в водный объект?
При сбросе сточных вод в централизованную систему водоотведения условия сброса, а также расположение приведены в договоре с организацией, принимающей сточные воды. В таких договорах и в отчетности для данных организаций обычно не предусмотрено место для внесения координат выпуска сточных вод.
При сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты данные необходимо подавать в соответствии с формами 3.2 и 3.3 приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества», которые содержат требования к внесению координат выпусков сточных вод, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование.
Ростислав БеломоевИнженер проектировщик первой категории экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
Вопрос #5
Хотелось бы узнать, что указывать в V разделе заявки на актуализацию «Мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду», если у предприятия нет дополнительных пунктов? Без заполнения этого пункта не принимают заявку.
В данном пункте можно, например, указать внедрение раздельного сбора отходов для снижения доли отходов, направляемых на захоронение. Либо если у предприятия есть автотранспорт на балансе, то добавить пункт оптимальной организации движения автотранспорта на территории предприятия и за ее пределами, максимально исключающей простой автотранспорта, работу двигателя на холостом ходу для снижения выбросов.
Элеонора ЛистопадВедущий инженер-эколог EcoStandard group
Вопрос #6
Подскажите, пожалуйста, чем актуализация сведений об объекте НВОС отличается от корректировки сведений об объекте в кабинете природопользователя? Пришло письмо с РПН, что в течение 3 месяцев необходимо актуализировать или откорректировать данные о своих объектах НВОС (п. 2 отходы, п. 3 выбросы парниковых газов, п. 6 критерии).
В соответствии с пунктом 42 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»), содержащиеся в государственном реестре учетные сведения об объекте НВОС корректируются в случаях:
- изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий;
- выявления фактов внесения в государственный реестр учетных сведений об одном и том же объекте 2 раза и более;
- утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности;
- исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок в сведениях, содержащихся в государственном реестр;
- изменение надзора с регионального на федеральный (пункт 9 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»).
Актуализации подлежат изменения в части источников выбросов, сбросов и отходов (пункт 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ) при представлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Любовь БоронинаРуководитель отдела Экологического сопровождения EcoStandard group
Вопрос #7
Не могу разобраться, как сделать план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха для программы ПЭК? Какие исследования необходимо заказывать?
На основании письма Минприроды России от 15.06.2022 № 12-47/22333 «О производственном экологическом контроле» перечень загрязняющих веществ, включаемых в программу ПЭК, определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно с учетом применяемых технологий и особенностей производственного процесса. В рамках осуществления ПЭК для формирования программы (плана — графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, согласно письму Росприроднадзора от 06.07.2022 № РН-09-03-31/22285 «Об осуществлении мониторинга атмосферного воздуха», могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений, содержащимся в требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением»). Также в Письме делается вывод: согласно действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках проведения ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС.
Ольга СелезневаИнженер-эколог EcoStandard group
Напишите, пожалуйста