Вопрос актуальности регионального кадастра отходов на примере Москвы

Современные технологии позволяют учитывать отходы на федеральном уровне, что ставит под сомнение необходимость дублирования информации в региональных кадастрах. В статье проанализируем, насколько актуален такой учет, какие сложности возникают у бизнеса при заполнении данных и как успешно подать данные в Москве.

09.04.25
131

Cодержание статьи

    Татьяна Шитова
    Инженер по охране окружающей среды АО «Вкусвилл»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Нормативно-правовая база

    Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) устанавливает порядок ведения кадастров отходов.

    Государственный кадастр отходов (ГКО) — это систематизированная информационная база сведений о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, включающая в себя:

    • Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);

    • Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО);

    • Банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (БДО).

    Согласно пункту 3 ст. 20 Закона № 89-ФЗ исполнительные органы субъекта РФ вправе вести региональные кадастры отходов. Такие кадастры включают в себя данные от органов местного самоуправления, а также ИП и юрлиц, в процессе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается исполнительными органами субъектов РФ.

    Таким образом, у субъектов РФ есть право (не обязанность) вести региональный кадастр отходов. Каждый регион решает данный вопрос по-разному, самостоятельно определяя состав и порядок представления данных, а также круг субъектов, обязанных представлять сведения в кадастр: в некоторых регионах субъектом подачи отчетности являются только специализированные хозяйствующие субъекты (например, транспортировщики отходов, объекты утилизации/обезвреживания отходов, полигоны), в других — субъектный состав шире, и подавать отчетность обязаны в том в том числе отходообразователи.

    Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления утвержден во многих субъектах РФ и устанавливается исполнительными органами субъектов РФ.

    Подробнее о требованиях различных регионов к предоставлению данных в кадастр отходов читайте в нашей статье.

    Пункт 3 ст. 20 был введен в Закон № 89-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Можно предположить, что на момент внесения изменений в правовое регулирование у региональных органов власти отсутствовали инструменты для надлежащего контроля за образованием и движением отходов, а также их учета. Поэтому становление системы региональных кадастров позволяло сформировать механизм отслеживания жизненного цикла отходов в регионе.

    Целесообразность ведения региональных кадастров отходов

    Внедрение электронных сервисов подачи отчетности в электронном виде, таких как Личный кабинет природопользователя, а также формирование государственных информационных систем, ставит под сомнение необходимость ведения региональных кадастров.

    Данные, которые запрашивают в регионах, зачастую дублируют отчет по форме № 2-ТП (отходы).

    Источником информации также являются территориальные схемы в области обращения с отходами производства и потребления, которые готовят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 (утратил силу), Постановлением Правительства РФ от 06.06.2024 № 775.

    Таким образом, в настоящее время государственные органы всех уровней посредством установления унифицированных каналов связи могут иметь доступ к информации об образовании и движении отходов в электронном виде. В ряде регионов, например в Московской области, Республике Удмуртия региональные кадастры отходов отменены.

    Региональная административная ответственность

    Для чего же нужны региональные кадастры отходов? Можно предположить, что ответственность за непредставление кадастра — элемент фискальной политики региона.

    Так, например:

    Нарушение порядка ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления Москвы, представляет собой объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 4.36. Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

    Нарушение порядка представления сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Нижегородской области — влечет административную ответственность по статье 5.17 Кодекса Нижегородской области от 20.05.2003 № 34-З «Об административных правонарушениях».

    Нарушение порядка представления информации, необходимой для ведения регионального кадастра отходов Санкт-Петербурга влечет административную ответственность по статье 11_3. Закона Санкт-Петербурга 31.05.2010 № 273 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» от 12 мая 2010 года.

    Проблемы и противоречия

    При этом в региональных нормативных правовых актах (НПА) по ведению кадастров отходов встречается много пробелов и противоречий действующему законодательству:

    1. Ссылки на устаревшие нормативно-правовые акты и использование неактуальных терминов, например, «использование отходов», «технический отчет».
    2. Размытое в определении круга субъектов, обязанных представить информацию в региональный кадастр отходов.
    3. Неопределенность срока представления сведений.
    4. Требования установлены в нескольких НПА: в одних утверждается порядок ведения кадастра отходов, в других — формы представления сведений и инструкция по их заполнению.
    5. При подготовке и принятии НПА на региональном уровне не учитываются мнения экспертов и всех заинтересованных сторон, не оценивается создаваемая дополнительная нагрузка на предприятия.
    6. Существуют различия в сведениях и информации для подачи данных для кадастров в разных регионах. В одних случаях достаточно сообщить количество и наименование ежегодно образующихся отходов. В других необходимо предоставить сведения о полной цепочке обращения с отходами — от образования отходов до их конечного потребителя, сведения обо всех лицах, задействованных в этой цепочке, а также указать места накопления отходов на карте и т. д.
    7. Некоторые регионы разработали специальные программные продукты для составления отчетности, для работы в них требуется навык.

    Подача данных в кадастр Москвы по-новому

    Составление и подача регионального отчета в Москве много лет вызывали вопросы у экологов. Отчет (в том числе за прошлый год) должен был готовиться с помощью специальной программы, которая была разработана еще в 2003 году и безнадежно устарела. При составлении отчета в программе использовался Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП, который не соответствовал действующему Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). Отчет сдавался по строгому регламенту как в бумажном, так и в электронном виде с приложением целого набора документов.

    Только с 1 сентября 2024 года порядок составления и подачи регионального отчета в столице был отменен постановлением Правительства Москвы от 02.07.2024 № 1393-ПП. Теперь, начиная с отчета за 2024 год, подавать сведения можно только в электронном виде через информационную систему АИС СКО срок подачи — до 20 апреля года, следующего за отчетным.

    В отчете, кроме массы отхода, необходимо указывать и объем, а при передаче отходов другим организациям — все реквизиты контрагентов. Требуется загружать в систему сведения об отходах и скан-копии паспортов. Также необходимо заполнить данные обо всех договорах и актах о передаче отходов и загрузить подтверждающие документы.

    При этом два обстоятельства могут несколько облегчить участь московских экологов, которым придется тратить время на подготовку отчета:

    • появилась возможность импорта информации из формы 2-ТП (отходы) в формате XML;

    • появилась возможность импорта операций из подготовленных (вручную или в сторонней системе) файлов формата XLSX.

    В сервисе предусмотрена возможность импортировать сведения из формы 2-ТП (отходы), отражающей суммарное количество каждого вида отходов, без разбивки по операциям. Следовательно, формировать отчет можно на основе не только сведений об отдельных операциях, но и суммарных сведений по каждому виду отхода.

    Как это будет на практике, увидим уже в этом отчетном периоде.

    09.04.25
    131
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста