С 1 января 2025 года ранее установленные ориентировочные санитарно-защитные зоны (СЗЗ) будут аннулированы. До 1 октября 2024 года землепользователи должны подать заявление об установление СЗЗ в местный орган Роспотребнадзора. Об ориентировочных СЗЗ, обязанности проектирования СЗЗ, содержании проекта и алгоритма установления СЗЗ — читайте в нашей статье.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Ориентировочная СЗЗ
В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН) содержится классификация предприятий на 5 классов опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому классу опасности соответствует свой размер ориентировочной СЗЗ: 1000 м для предприятий I класса, 500 м для II класса, 300 м для III класса, 100 м для IV класса и 50 м для V класса опасности.
При проектировании нового объекта учитывается ориентировочная санитарно-защитная зона (СЗЗ). Для этого достаточно знать класс опасности, к которому относится будущий объект.
С 01.01.2025 года ранее ориентировочные СЗЗ признаются недействительными. Правообладатели земельных участков обязаны подать заявление об установлении СЗЗ в территориальный орган Роспотребнадзора до 1 октября 2024 года в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 447-ФЗ от 30.12.2021 «Об внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ...».
Кто обязан установить СЗЗ
Границу СЗЗ по фактору воздействия на атмосферный воздух, уровню физического и (или) биологического воздействия обязаны устанавливать правообладатели земельных участков с объектами капитального строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее — Постановление № 222).
Требования при разработке СЗЗ, помимо Постановления № 222 и СанПиН, указаны в:
- Федеральном законе от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Градостроительный кодекс РФ.
Установление границы СЗЗ требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, до ввода объектов в эксплуатацию.
СЗЗ не устанавливается для:
- округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.
Содержание проекта СЗЗ
Разработка проекта СЗЗ — комплексная процедура. На предприятии необходимо выявить источники загрязнения воздуха и факторы воздействия на жителей близлежащих территорий. Затем сравнить выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами. По итогам различных оценок и совокупности показателей определяется размер СЗЗ, после чего проект согласуют в органах Роспотребнадзора.
Проект должен содержать:
- Описание градостроительной ситуации (графическое изображение);
- Расчеты уровней физических факторов, ЭМИ, радиации, уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- Оценку рисков для здоровья населения (ОРЗН) (только для объектов I, II классов опасности);
- Карту-план (координатное изображение границы СЗЗ);
- Протоколы инструментальных исследований в контрольных точках.
- Разрешительные документы:
- экспертное заключение;
- санитарно-эпидемиологическое заключение;
- решение об установлении границы СЗЗ.
Алгоритм установления СЗЗ
1 этап. Анализ градостроительной ситуации
Ресурсы для анализа:
- Публичная кадастровая карта (здесь можно проверить данные о разрешенном виде использования земельного участка);
- План земельной застройки/функционального зонирования;
- Google и Яндекс карты;
- Wikimapia или аналогичные ресурсы;
- Натурный обход территории.
2 этап. Проведение инвентаризации источников выбросов/шума/ЭМИ/радиации и прочего
- Порядок проведения инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) установлен Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации...».
- Согласованный перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух можно найти в Распоряжении Минприроды России от 28.07.2021 № 22-Р.
- Расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе проводится в соответствии с методами, указанными в Приказе Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении...» (далее — Приказ № 273).
3 этап. Проведение расчетов, оформление тома СЗЗ
На данном этапе можно заказать фоновые справки, климатические характеристики и метеофайлы «Integral». Провести дополнительных расчеты — среднесуточные и среднегодовые. Для предприятий I, II классов опасности проводятся расчеты оценки риска на здоровье населения (ОРЗН).
Подробно о проекте ОРЗН можно прочитать в нашей статье.
4 этап. Проведение инструментальных исследований на границе устанавливаемой СЗЗ
В соответствии с пунктом 4.5 СанПиН:
- предприятия I–II классов опасности проводят не менее 50 исследований в каждой точке;
- предприятия III–V классов опасности — не менее 30 исследований в каждой точке.
Критерии выбора контрольной точки замеров:
- Нормируемые территории;
- Близость ИЗАВ/ИШ;
- Результаты расчетов шума и рассеивания.
В основе выбора загрязняющих веществ для замеров лежат:
- загрязняющие вещества с концентрацией более 0,1 ПДК на границе предприятия;
- «маркерные» вещества.
Подробнее об измерении атмосферного воздуха при установлении СЗЗ можно прочитать в нашей статье.
5 этап. Подготовка карта-плана
Подготовку следует проводить в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 15.09.2016 № П/0465. Координатное описание границы СЗЗ — это XML-файл; Файл подписывается усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера.
6 этап. Экспертиза и согласование проекта в органах Роспотребнадзора
В соответствии с пунктом 17 Постановления № 222 срок выдачи Решения составляет 15 рабочих дней.
7 этап. Внесение границ СЗЗ в ЕГРН
Практические советы
- При появлении нового оборудования или цеха у предприятия необходимо выполнить корректировку проекта СЗЗ с учетом негативного воздействия от нового оборудования/цеха. При согласовании проекта СЗЗ необходимо предоставить старое заключение или решение об установлении СЗЗ, вся информация кроме добавившегося описания новых источников воздействия и обновленных расчетов должна совпадать. Все изменения прописываются в проекте СЗЗ. При этом можно доказать, что при изменении технологии или объема работ граница СЗЗ не измениться, или сокращать границу СЗЗ. Рекомендуем не сокращать границу в тех направлениях, где это не требуется. Оставлять «запас» для предприятия.
- Если по расчету рассеивания все вещества на границе предприятия менее 1 ПДК, то проектом СЗЗ должно быть обосновано отсутствие необходимости в установлении СЗЗ расчетным методом и инструментальными замерами (количество точек контроля регламентируется региональными требованиями). СЗЗ устанавливается до границы земельного участка нормируемой территории. Нормируемые территории прописаны в пункте 5б Постановления № 222.
- В случае аренды правообладатель земельного участка обязан разработать проект с учетом всех арендаторов, если иное не указано в договоре между арендодателем и арендатором.
- Для объектов I класса опасности необходимо получение санитарно-эпидемиологического заключения для выдачи решения Центрального аппарата Роспотребнадзора; для объектов II класса опасности решение выдает территориальный орган Роспотребнадзора. Для объектов III-IV классов опасности обычно получение санитарно-эпидемиологического заключения не требуется по некоторым регионам, однако в некоторых областях требуется получать санитарно-эпидемиологическое заключение до выдачи решения об установлении границ СЗЗ.
Напишите, пожалуйста