Санитарно-защитная зона: гайд по новым методическим рекомендациям

С 23 июня 2025 года вступают в силу Методические рекомендации по разработке СЗЗ МР 2.1.1.0358-24, утвержденные Роспотребнадзором. Этот документ, хоть и имеет рекомендательный характер, но влияет на порядок подготовки проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ). Впервые систематизированы подходы к установлению, сокращению и отмене СЗЗ, а также определены требования к исследованиям, расчетам, структуре проектной документации и методам контроля.

Cодержание статьи

    Ольга Зацепина
    Руководитель дочерней компании Экология EcoStandard group
    Ольга Юрченко
    Заместитель руководителя департамента экологического мониторинга и экспертизы EcoStandard group
    Евгений Кузьмин
    Ведущий инженер-проектировщик Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Что изменится в разработке СЗЗ

    В декабре 2024 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации МР 2.1.1.0358-24 по подготовке проекта санитарно-защитной зоны (далее — МР 2.1.1.0358-24), которые вступают в силу с 23.06.2025.

    На недавнем круглом столе представители Центрального аппарата Роспотребнадзора подтвердили ключевую позицию: методические рекомендации МР 2.1.1.0358-24 носят рекомендательный характер и не являются нормативно обязательными. Тем не менее, как это часто бывает, в практике территориальных управлений отсутствует «среднее положение» между рекомендацией и требованием, не смотря на наличие в документе оспариваемых и неясных формулировок. Уже сейчас, несмотря на официальную позицию Центрального аппарата, проектировщики получают отказы на местах по причине несоответствия проектной документации положениям МР 2.1.1.0358-24.

    В рекомендациях собраны и систематизированы подходы, которые не были отражены в других нормативных актах, включая Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (далее — Постановление № 222) и действующие Санитарные правила СанПиН 1.2.3685-21 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Это попытка формализовать позицию Роспотребнадзора по спорным вопросам, с которыми сталкиваются проектировщики на практике. Далее разберем основные моменты, которые отражены в документе.

    Понятие «контур объекта» и критерии установления СЗЗ

    Согласно пункту 2.6 МР 2.1.1.0358-24, размер СЗЗ определяется как расстояние от контура объекта до внешней границы зоны. Контур объекта, в зависимости от ситуации, может трактоваться по-разному: чаще всего — как граница земельного участка, но в ряде случаев допустимо считать контуром границу здания, если она внесена в единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).

    Что является контуром объекта:

    1. Граница полосы отвода для автомобильных дорог и железных дорог.
    2. Граница земельного участка, на котором расположен объект и оформленного в установленном порядке, внесенного в ЕГРН с указанием вида разрешенного использования.
    3. Граница объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством РФ размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
    4. Граница выделенной части земельного участка, сведения о которой внесены в ЕГРН и на котором располагается объект капитального строительства, требующий организации СЗЗ.

    Такой подход крайне важен для предприятий, у которых отсутствует в собственности земельный участок, но имеется здание, в котором осуществляется производственная деятельность. Теперь есть официальная нормативная возможность устанавливать СЗЗ от такого здания — если его координаты и границы юридически оформлены.

    МР 2.1.1.0358-24 вводят четкую классификацию объектов по степени их воздействия на окружающую среду. Объект признается источником воздействия, если за его контуром зафиксировано превышение ≥ 0,1 ПДК или 1 ПДУ (без учета фоновых значений).

    Обоснование необходимости установления СЗЗ

    Объект не является источником воздействия воздействия на среду обитания и здоровье человека

    (за контурами объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) 1 ПДУ)

    Разрабатывается проект, содержащий обоснование отсутствия законных оснований и необходимости установления СЗЗ в отношении данного объекта

    Объект является источником воздействия

    (по результатам проведения расчетов без учета фоновых уровней воздействия является источником химического, физического, биологического воздействий на среду обитания человека, и с учетом фоновых уровней за контуром объекта не формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования)

    Разрабатывается проект, содержащий обоснование отсутствия законных оснований и необходимости установления СЗЗ либо проект минимально-достаточной СЗЗ при наличии проектов развития производства

    Если объект является источником воздействия, но не превышает установленные нормы

    (по результатам проведения расчетов без учета фоновых уровней воздействия является источником химического, физического, биологического воздействий на среду обитания человека, а за контуром объекта с учетом фоновых уровней формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования)

    Разрабатывается проект СЗЗ

    Важно отметить изменение вектора в позиции Роспотребнадзора: если ранее ведомство склонялось к установлению СЗЗ по максимуму (даже в случаях незначительного воздействия), то теперь приоритет отдается минимально необходимому обоснованному размеру зоны или полной отмене ее установления, если нормативные показатели не превышаются. Это открывает возможности более эффективного землепользования, особенно в условиях городской застройки или на участках с ограниченными возможностями расширения.

    Процедура согласования и исходные данные: что важно учитывать

    Согласно МР 2.1.1.0358-24, процедура согласования СЗЗ в своей сути не изменилась: последовательность действий осталась прежней. Решения об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ, ограничениях использования земельных участков в границах СЗЗ, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы в соответствии с порядком установления, изменения или прекращения существования СЗЗ.

    Пункты 3.23.8 четко указывают на конкретные исходные данные, которые должны быть у проектировщика на момент начала разработки проекта. А именно:

    • карточка предприятия;
    • данные о ранее установленной (измененной) СЗЗ;
    • данные о земельном участке, занимаемых объектом и документами на эти участки;
    • описание производственной структуры объекта, технологических процессов, проектной и фактически достигнутой мощности объекта по основному и вспомогательным производствам (видам деятельности);
    • режим работы объекта и всех его структурных подразделений;
    • данные об источниках и факторах воздействия объекта на атмосферный воздух;
    • количество источников выбросов загрязняющих веществ в том числе источников, оборудованных газоочистными установками (ГОУ);
    • перечень и количество источников физического воздействия (шум, ЭМИ), утвержденные правообладателем, а также их характеристики, установленные в соответствии с действующими нормативно-методическими документами;
    • информация о запланированных на объекте санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (при наличии).

    Формализация этого перечня повышает требования к качеству подготовки на раннем этапе и уменьшает вероятность возврата проекта на доработку.

    Ориентировочные размеры СЗЗ и новый подход к классификации

    Новая схема определения ориентировочных размеров СЗЗ, представленная в МР 2.1.1.0358-24, дополняет положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    В частности, теперь предлагается использовать конкретные диапазоны расстояний (в метрах) даже для объектов, не включенных в санитарную классификацию.

    Например: для объектов V класса опасности рекомендовано устанавливать СЗЗ от 51 до 100 м. Ранее такие ориентиры отсутствовали и определение размера происходило «в каждом конкретном случае».

    Учет градостроительной ситуации

    В пункте 3.5 МР 2.1.1.0358-24 указано, на какие источники официально следует опираться при описании градостроительной ситуации:

    • генеральный план населенного пункта;
    • правила землепользования и застройки (ПЗЗ);
    • публичная кадастровая карта (ППК) Росреестра.

    Обозначены рекомендуемые масштабы для подготовки графических приложений: М 1:2000, 1:5000, 1:10 000, 1:25 000. А также требования к информации и объектам, которые должны быть отражены на карте:

    • границы контура объекта;
    • границы территорий, на которых не допускается превышение санитарно-эпидемиологических требований;
    • границы земельных участков с указанием видов использования, запрещенных в пределах СЗЗ;
    • функциональные и территориальные зоны согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования;
    • автодороги и автомагистрали (кроме проселочных и полевых дорог);
    • железные дороги;
    • места водозаборов, водные объекты, используемые в качестве источников питьевого водоснабжения, а также в рекреационных и лечебных целях;
    • названия объектов и пояснительные надписи (экспликация).

    Важное новшество — обязательный анализ не только фактического использования земельных участков, но и их разрешенного назначения. Это увеличивает вероятность попадания участков в зону ограничений, даже если они пока используются не по назначению.

    Атмосферный воздух: учет фона и расчеты

    Существенные дополнения касаются правил учета фоновых концентраций, которые ранее регламентировались лишь Приказом Минприроды от 11.07.2020 г. № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». В МР 2.1.1.0358-24 уточнено, что фоновая информация может предоставляться не только Росгидрометом, но и другими уполномоченными органами.

    Конкретизированы правила расчета рассеивания и теперь это не просто практика, а зафиксированные пунктам 4.2 и 7.3 указания:

    • размеры расчетного прямоугольника составляют 40Н х 40Н, где Н — высота самого высокого источника выброса загрязняющих веществ;
    • шаг расчетной сетки рекомендуется устанавливать на уровне 1/40-1/50 длины стороны расчетного прямоугольника;
    • сетка должна охватывать зону загрязнения, формируемую объектом (10-40 высот труб наиболее высоких нагретых источников);
    • расчетные точки на контуре объекта рекомендуется располагать на одинаковом расстоянии друг от друга в характерных точках границ контура объекта или по 8 румбам (направлениям).

    Вопреки устоявшейся практике, в рекомендациях появляется требование учитывать не только максимально разовые, но и среднегодовые концентрации. В приложении к документу это требование подтверждено таблицами примеров. Следовательно, оно станет частью обязательной практики, несмотря на отсутствие ссылки на конкретные нормы.

    Учет фонового шума: новое требование

    Одним из ключевых изменений в разделе, касающемся физических факторов, стало введение официального понятия фонового шума и правил его учета. Ранее подобные требования в проектах СЗЗ встречались крайне редко, и практики по ним практически не было.

    Согласно МР 2.1.1.0358-24, фоновый шум определяется как совокупное воздействие от сторонних источников, не относящихся к самому объекту. Это могут быть:

    • соседние промышленные предприятия;
    • автомагистрали и транспортные развязки;
    • железные дороги и другой наземный транспорт.

    Предложены два подхода к учету фонового шума:

    1. Расчетный метод — моделирование шума от всех сторонних источников в зоне влияния объекта.
    2. Инструментальный метод — прямой замер уровня фонового шума в среде, без участия исследуемого источника.

    Оба метода приемлемы, но имеют ограничения. Расчет всех сторонних источников подходит, в первую очередь, для обособленных предприятий, удаленных от промышленных кластеров и городских центров. В городах или в условиях плотной промышленной застройки выполнить корректный расчет или провести раздельные замеры фоновых источников практически невозможно поскольку для этого потребовалось бы останавливать деятельность всех сторонних объектов, что в реальности неосуществимо.

    В таких случаях МР 2.1.1.0358-24 допускают иной путь: определение суммарного уровня шума с помощью инструментальных измерений, с последующим сопоставлением результатов с санитарно-эпидемиологическими нормативами.

    Однако в документе остаются неясными практические аспекты реализации этого требования:

    • на каком этапе проекта требуются такие замеры (до подачи проекта на согласование или в рамках натурных исследований?);
    • какие площадки и точки следует считать репрезентативными (граница СЗЗ, контур объекта, внутренняя часть территории?).

    Как справедливо отмечают специалисты, такие замеры уже сейчас по сути проводятся — при обосновании соблюдения нормативов на границе СЗЗ учтенный шум всегда включает все действующие источники. Тем не менее, отсутствие четкой регламентации создает риск различного толкования норм территориальными Роспотребнадзорами.

    На текущий момент экологи, проектировщики и лаборатории ориентируются на типовые источники фонового шума — это, как правило, транспортные потоки и дороги, особенно если они проходят вблизи от объекта. Постоянные источники, такие как работающие компрессорные установки или вентиляционные шахты других предприятий, учесть гораздо сложнее. Поэтому, как и в случае с атмосферным воздухом, развитие судебной и экспертной практики покажет, как именно будет реализовано новое требование.

    Формирование программы исследований. Воздух

    Наибольшее количество нововведений и уточнений в МР 2.1.1.0358-24 касается формирования программы исследований в рамках проектирования санитарно-защитной зоны. Именно эта часть вызвала наибольшее количество вопросов у практиков, так как многие изменения пока не подкреплены нормативными актами федерального уровня.

    Согласно пункту 10.1 исследования проводятся с целью оценки соблюдения ПДКмр и ПДКсс в летний и зимний периоды года (равномерно). При этом МР 2.1.1.0358-24 не содержат отсылки на нормативную базу, на основании которой появляется это новое требование.

    Действующий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (пункт 4.5) регламентирует минимальное количество дней наблюдений:

    • не менее 50 дней — для объектов I и II классов опасности;
    • не менее 30 дней — для объектов III-V классов.

    Но СанПиН не уточняет, какие именно ПДК имеются в виду, и традиционно интерпретировался как относящийся к максимально разовым концентрациям. Однако в приложении к МР 2.1.1.0358-24 приведен пример программы, в которой дополнительно указывается: один замер в год по ПДКсс. На практике это может означать, что измерения в рамках одного дня не будут достаточными, и потребуется организация полного суточного отбора проб.

    Таким образом, при формировании технических заданий и календарных графиков выполнения проектов необходимо учитывать новый временной горизонт и закладывать расширенные сроки на инструментальные наблюдения. Особенно это важно для предприятий, расположенных в регионах с выраженной сезонной динамикой или в условиях сложных метеоусловий (например, Крайний Север, восточная Сибирь).

    Пункт 10.1 МР 2.1.1.0358-24 уточняет, что места размещения контрольных точек для проведения измерений выбираются на границе СЗЗ, а также в зоне влияния объекта (в жилой застройке, других нормируемых объектов) При этом руководствуются следующим:

    • на границе СЗЗ — как основной метод подтверждения установленных границ;
    • на нормируемых территориях — если они попадают в зону потенциального воздействия;
    • в местах сокращения СЗЗ — при уменьшении зоны со всех сторон необходимо минимум 4 точки по 4 румбам (север, юг, запад, восток);
    • при обосновании отсутствия СЗЗ — минимум 5 точек: по 4 румбам (север, юг, запад, восток) на контуре объекта и 1 точка на границе ближайшей жилой застройки и иных нормируемых территорий.

    Эти уточнения делают процедуру более формализованной и одновременно более трудоемкой.

    В программу контроля рекомендуется включать следующие химические вещества:

    • расчетная максимальная приземная концентрация которых составляет 0,5 и более ПДК с учетом фона;
    • 0,5 и более ПДК без учета фона (при отсутствии информации о фоновых уровнях загрязнения атмосферного воздуха);
    • «маркерные» вещества, характерные для выбросов предприятия, вне зависимости от расчетных концентраций.

    Это существенные изменение по сравнению с ранее действовавшей практикой, когда маркеры нередко включались выборочно или по требованию конкретного эксперта. Теперь их включение предписано напрямую.

    Формирование программы исследований. Шум

    Согласно МР 2.1.1.0358-24, исследования (измерения) уровней физического воздействия должны проводиться в течение не менее 4 дней, в соответствии с действующими методиками исследований (измерений), с учетом периодов года и режимов работы оборудования (дневной/ночной, круглосуточный).

    Программа исследований (измерений) разрабатывается в соответствии с действующими нормативно-методическими документами:

    • МУК 4.3.3722-21 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях»;
    • ГОСТ 23337-2014 «Шум. Методы измерения шума на территориях жилой застройки и в помещениях жилых и общественных зданий»;
    • утвержденные в установленном порядке методики (методы) отбора проб, исследований (измерений).

    Формирование программы исследований. ЭМИ

    Если на объекте присутствуют источники электромагнитных полей промышленной частоты (50 Гц), их необходимо включать в программу исследований. Например:

    • распределительные подстанции;
    • трансформаторные подстанции;
    • воздушные линии электропередачи (ВЛ).

    Программа исследований (измерений) разрабатывается в соответствии с действующими нормативно-методическими документами:

    • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
    • ГОСТ 12.1.006-84 «Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля».

    Ограничения и возможности использования земельных участков в границах СЗЗ

    Важным разделом МР 2.1.1.0358-24 стало уточнение правового режима земель в границах СЗЗ. Это особенно актуально для собственников участков, попавших в зону ограничения, и разработчиков проектов СЗЗ. Разработчикам проектов рекомендовано включать следующие формулировки в текст пояснительной записки или другого основного документа, сопровождающего проект:

    1. Любому заинтересованному лицу, в том числе правообладателю земельного участка в границах СЗЗ, обеспечивается открытость и доступность получения информации об их границах, размерах, перечне ограничений и точной дате начала их применения, а также достоверность таких сведений.
    2. Это означает, что данные о границах СЗЗ становятся публичными, и владелец участка имеет полное право знать, какие ограничения установлены и с какого момента они применяются.

    3. За указанные ограничения правообладатели земельных участков наделяются правом на возмещение убытков с лиц, деятельность которых вызвала необходимость распространения на их территорию СЗЗ в соответствии с требованиями ЗК РФ.

    Эта формулировка имеет ключевое значение — она признает имущественные права собственников и гарантирует возможность компенсации при ограничении пользования земельным участком. Правовое основание для этого содержится в статьях 57 и 62 ЗК РФ.

    Рекомендуемый состав проекта СЗЗ

    МР 2.1.1.0358-24 предложен единый состав и структура проекта СЗЗ. Это может означать, что эксперты Роспотребнадзора в ближайшее время будут настаивать на оформлении документации в строго установленном формате, включая названия разделов и форму представления данных.

    Прекращения существования СЗЗ. Ликвидация объекта

    Согласно Методическим рекомендациям МР 2.1.1.0358-24, прекращение существования СЗЗ, а также ликвидация объекта, для которого такая зона была установлена, не освобождает от необходимости проведения исследований. Однако требования к месту и объему таких исследований изменяются.

    Подробнее о ликвидации и консервации отдельных производственных объектов читайте в нашей статье.

    В случае прекращения существования СЗЗ исследования проводятся на контуре объекта, от которого была установлена СЗЗ, в том же объеме и по тому же перечню химических веществ, физических факторов, биологических веществ и микроорганизмов исследования которых были проведены при установлении СЗЗ.

    В случае прекращения эксплуатации, ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде исследования проводятся на контуре объекта, от которого была установлена СЗЗ, в объеме не менее 4 дней исследований по тому же перечню химических веществ, физических факторов, биологических веществ и микроорганизмов, исследования которых были проведены при установлении СЗЗ.

    23.06.25
    1K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста