Расчет НДВ определяет максимальное количество загрязняющих веществ, выбрасываемых объектом со стационарных источников без вреда для окружающей среды. Он учитывает разные факторы, такие как: тип и объем выбросов, погодные и другие условия, влияющие на распространение токсичных веществ. Его цель — подтвердить соответствие объекта всем требованиям и убедиться, что его выбросы не превышают предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ на конкретной территории. В статье даем практические рекомендации и рассказываем: каким объектам необходимо проводить расчет НДВ, о содержании расчета и процессе его разработки, а также о порядке согласования и возможных штрафных санкциях за отсутствие.

07.10.24

Cодержание статьи

    Кирилл Хотеенков
    Старший консультант отдела операционных рисков и устойчивого развития Kept

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Кто и зачем должен делать расчет НДВ

    Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) — это документ, который определяет нормативные показатели допустимых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух.

    Расчет проводится для стационарных источников и/или совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня его загрязнения.

    В 2024 году в расчет необходимо включать следующие ЗВ:

    1. Из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды...» (далее — Перечень).
    2. Для которых установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) ЗВ в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

    Обратите внимание, что Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316‑р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» с 1 января 2024 утратило свою силу.

    Расчет НДВ проводят:

    • для планируемых к строительству объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ОНВ);
    • для объектов I категории НВОС (до момента получения КЭР) в отношении всех ЗВ, подлежащих нормированию;

    Подробнее о том, как получить положительное заключение КЭР в 2024 году можно прочитать в нашей статье.

    • для объектов II категории НВОС для ЗВ, содержащихся в выбросах объекта (на основе данных инвентаризации) и включенных в Перечень;
    • для объектов I (при подаче на КЭР) и III категории НВОС для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

    Нормативные показатели допустимых выбросов ЗВ в атмосферный воздух отражают максимальные объем или массу химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, в целях недопущения нарушений экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.

    НДВ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) о соответствии указанных нормативов санитарным правилам в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

    При разработке предельно допустимых выбросов используются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» (далее — Приказ № 273).

    В расчет рассеивания включаются все ЗВ, выбрасываемые источниками, в соответствии с пунктом 13 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

    Содержание расчета НДВ

    Расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы:

    1. Титульный лист (должен быть утвержден уполномоченным лицом).
    2. Сведения о разработчике и исполнителях.
    3. Содержание (с указанием номеров страниц) и введение.
    4. Данные, на основании которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов ЗВ в атмосферный воздух, а также краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории:
      • результаты анализа гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, применимых для района расположения объекта ОНВ в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
      • информация о географических, климатических и метеорологических характеристиках района расположения объекта ОНВ; климатические параметры, необходимые для реализации расчетов по данным методам, устанавливаются по климатическим данным, опубликованным для всеобщего доступа (в том числе климатическим справочникам) или предоставленным по заказу организациями, выполняющими работы по определению климатологических характеристик окружающей среды на основании лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
      • данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха (данные запрашиваются в организациях федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях);
      • сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;
      • сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом возможных изменений видов и объемов деятельности (перспективы развития);
      • данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ, включая сведения о стационарных источниках и выбросах объекта ОНВ, в том числе о стационарных источниках залповых выбросов;
      • данные о стационарных источниках и выбросах, выполненные на основе проектной документации, для строящихся, вводимых в эксплуатацию, новых и (или) реконструированных объектов ОНВ.
    5. Перечень ЗВ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), согласно Распоряжению Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р «Об утверждении Перечня...».
    6. Данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух (расчет рассеивания должен осуществляться программами имеющие положительное заключение экспертизы Росгидромета и включенная в реестр Российского программного обеспечения);
    7. Рассчитанные значения предельно допустимых выбросов.
    8. Сведения о стационарных источниках и ЗВ, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются.
    9. Расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

      Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований...» утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в которых отражены общие вопросы разработки предприятиями, имеющими источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух, мероприятий при НМУ с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ.

      Обязанность разработки мероприятий при НМУ зависит от уровня негативного воздействия на окружающую среду, который оказывает эксплуатируемых объект ОНВ. В настоящий момент в ряде субъектов РФ действуют НПА регионального уровня, определяющие требования при НМУ, а также соответствующие административные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора.

      Расчеты при выполнении мероприятий целесообразно проводить только по критерию ПДКмр, поскольку НМУ характеризуются недолговременностью, а максимальные разовые концентрации рассчитываются как раз по времени осреднения 20-30 минут. При отсутствии у загрязняющих веществ ПДКмр расчеты при НМУ проводятся по среднесуточным концентрациям. Для среднегодовых концентраций проводить расчеты не нужно вообще, так как вредное воздействие этого критерия считается от 1 года.

    10. Сведения о полученном СЭЗ о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    11. Приложения (в случае необходимости).

    Алгоритм разработки

    Перед разработкой расчета НДВ в первую очередь следует проанализировать:

    • присвоенную объекту НВОС категорию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
    • результаты (отчет) инвентаризации стационарных источников и выбросов ЗВ в атмосферный воздух.

    Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ). Обязанность по подаче заявки о постановке на государственный учет возлагается на юрлиц или ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС.

    1. Проводится инвентаризация источников выбросов и выбросов ЗВ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии).

      Для каждого объекта НВОС индивидуально проводится инвентаризация выбросов, при которой в т.ч. устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех ЗВ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, с последующим документированием ее результатов в соответствии с Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении порядка...».

      В зависимости от присвоенной категории объекта НВОС и определенных в результате инвентаризации выбросов показателей определяется, как минимум, необходимость разработки расчета НДВ.

    2. После изучения результатов инвентаризации выбросов, местоположения предприятия, расстояния до ближайших производственных объектов, существующей и перспективной жилой застройки, зон рекреации, размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) оценивается перспектива развития ОНВ на последующие 7 лет.

      Подробнее о правилах установления и контроля СЗЗ можно прочитать в нашей статье.

    3. Определяется перечень веществ, подлежащих и не подлежащих государственному учету и нормированию. Изучаются данные о географических, климатических и метеорологических характеристиках района расположения объекта ОНВ.
    4. Проводится предварительная оценка влияния выбросов ЗВ, а именно:
      • оценка целесообразности расчетов рассеивания ЗВ;
      • определение перечня веществ, для которых отсутствует или присутствует необходимость расчетов рассеивания;
      • определение веществ, для которых необходим учет фонового загрязнения атмосферного воздуха;
      • выявление группы веществ, обладающих эффектом суммации.
      • определение зоны влияния выбросов объекта ОНВ, на основании которой выбираются размеры расчетной области, шаги и общее количество узлов расчетной сетки и проводятся расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ в слое атмосферного воздуха от 0 до 2 м включительно, а также расчеты вертикального распределения концентраций ЗВ на разных высотах в случае необходимости учета влияния застройки.

      Для ЗВ приземная концентрация которых превышает 0,1 ПДК за границами земельного участка, на котором расположен объект ОНВ, запрашивается фоновая концентрация ЗВ как максимально разовых, так и долгопериодных.

    5. Проводится расчет рассеивания с учетом фоновых концентраций.
    6. На основе результатов расчета общего загрязнения атмосферного воздуха проверяется соблюдение гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, и, исходя из необходимости соблюдения указанных нормативов и показателей, рассчитываются значения предельно допустимых выбросов.

      При несоблюдении гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, для объектов ОНВ I категории НВОС разрабатывается программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ), а для объектов ОНВ II и III категории НВОС разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды, в соответствии с Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды» в целях достижения предельно допустимых выбросов; в соответствии со статьей 23.1 Закона № 7-ФЗ устанавливаются временно разрешенные выбросы.

    Как и с кем согласовывать и утверждать расчет НДВ

    Процедура согласования и утверждения расчета НДВ зависит от присвоенной категории объекта НВОС.

    Для объектов I, II и III категорий НВОС:

    1. Проект НДВ направляется в аккредитованный в национальной системе Росаккредитации орган инспекции или территориальное управление ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» для получения экспертного заключения.
    2. Выданное экспертное заключение и проект НДВ направляется в Роспотребнадзор для получения СЭЗ на проект НДВ.

    Для объектов III категории НВОС согласование проекта НДВ на этом заканчивается. Проект НДВ с полученными заключениями утверждается руководителем предприятия.

    Для объектов II категории НВОС расчет НДВ входит в состав Декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС), которая подается в уведомительном порядке в уполномоченный орган Росприроднадзора или Комитет по природопользованию в соответствии с федеральным или региональным уровнем поднадзорности предприятия.

    Для объектов I категории НВОС (до получения КЭР) проект НДВ с полученными заключениями направляется в Межрегиональное управление Росприроднадзора для получения разрешения на выброс.

    Подробнее о ДВОС можно прочитать в нашей статье.

    Для объектов I категории НВОС:

    Расчет НДВ в составе заявки на получение КЭР подается в уполномоченный орган Росприроднадзора.

    Практические советы

    1. По группе суммации необходимо рассчитывать только одну концентрацию (максимальную разовую) и только если у всех веществ группы установлена ПДКм.р. согласно пункту 4.2 Приказа № 273.
    2. Для ЗВ, по которым установлены максимальные разовые, среднесуточные и среднегодовые ПДК, среднесуточные концентрации ЗВ определяются по формуле 170 Приказа № 273.
    3. Использование данных, полученных по формуле 144, для расчетов среднесуточных концентраций ЗВ по формуле 170 Приказа № 173 не предусмотрено.
    4. В случае, если в производственной зоне, в том числе на территории индустриального (промышленного) парка, находятся несколько объектов ОНВ, имеющих стационарные источники, то предельно допустимые выбросы для каждого объекта ОНВ в такой производственной зоне рассчитываются с учетом выбросов от стационарных источников всех объектов ОНВ, расположенных на данной территории, с использованием метода сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха по Приказу Минприроды России от 29.11.2019 № 813 «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию».
    5. Коэффициент трансформации зависит от местных особенностей режима интенсивности коротковолновой, в том числе ультрафиолетовой, радиации, фонового содержания в атмосферном воздухе озона, оксидов азота, различных фракций углеводородов. Коэффициенты трансформации оксидов азота при расчете рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе необходимо запросить в Росгидромете. Если такие данные отсутствуют, допускается устанавливать в расчетах значение коэффициента частичной трансформации для максимальных разовых концентраций равным 0,8, а для среднегодовых концентраций равным 0,6.
    6. В случае, если необходимые для расчета долгопериодных средних концентраций функции распределения метеорологических параметров, а также информация о прочих характеристиках режима, определяющих среднегодовые концентрации метеопараметров, недоступны, то среднегодовые концентрации ЗВ от одиночного точечного источника выброса рассчитываются по формуле 144 Приказа № 273.
    Штрафные санкции
    НПА Нарушение Штраф
    граждане должностные лица ИП юрлица
    Статья 8.21 КоАП РФ Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения от 2 000 до 2 500 от 40 000 до 50 000 ₽ от 30 000 до 50 000 ₽ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток от 180 000 до 250 000 ₽ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него от 1 500 до 2 000 ₽ от 10 000 до 20 000 ₽ от 30 000 до 50 000 ₽ от 80 000 до 100 000 ₽
    Статья 8.1 КоАП РФ Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ (отсутствие плана при НМУ) от 1 000 до 2 000 ₽ или предупреждение от 2 000 до 5 000 ₽ - от 20 000 до 100 000 ₽

    Помимо этого, в качестве меры воздействия, госинспектор может выписать предписание о приостановке деятельности на объекте.

    07.10.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста