С вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ открылась возможность выделения «побочных продуктов» из общей массы отходов. Соответствующий процесс подразумевает комплексный подход. В статье автор проекта «Клуб ЭкоПрофи» Надежда Бирюкова расскажет о статусах «отход» и «побочный продукт» и рассмотрит условия, нормативные акты и требования, сопровождающие процесс смены статуса.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Условия перевода «отхода» в «побочный продукт»
Базовой задачей эколога при проведении инвентаризации отходов является формирование исчерпывающего перечня произведенного в результате деятельности предприятия, но не являющегося основной продукцией. При этом не все продукты вышеуказанного перечня будут являться отходами.
Образование отходов несет в себе существенные трудозатраты, включающие:
- ведение надлежащего учета образующихся отходов;
- формирование различной отчетности;
- разработку нормативов образования и лимитов размещения (на объектах I, II категории);
- организацию мест накопления отходов;
- разработку паспортов отходов;
- поиск специализированных организаций для надлежащего удаления отходов;
- выстраивание системы управления отходами для снижения рисков привлечения к ответственности по многочисленным пунктам статьи 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем с 1 марта 2023 года появилась возможность не считать отходами образующиеся полезные вещества и предметы, не являющиеся основной продукцией производства в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления...» Теперь мы можем говорить об образовании побочных продуктов (ПП) производства или, как частный случай, ПП животноводства.
ПП в любом случае является продуктом производства и необходимо соблюдать все установленные правила и требования в отношении как самой продукции, так и процессу ее изготовления.
Главные условия, при соблюдении которых возможен анализ текущей деятельности предприятия на предмет перехода к образованию ПП, а не отходов:
- постоянно образуется большая масса определенных веществ и/или предметов;
- они обладают полезными свойствами, которые позволяют использовать их как сырье для дальнейшего производства, или как готовую продукцию;
- на данные продукты имеется устойчивый спрос;
- они не попадают в исключения, установленные Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р «О прилагаемом перечне веществ...» (далее — Перечень).
Важно помнить, что ПП производства признаются отходами в случае:
- размещения ПП производства на объектах размещения отходов;
- неиспользования ПП в собственном производстве, либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к ПП производства.
Датой признания ПП производства отходами является наиболее ранняя из дат наступления вышеуказанных обстоятельств.
В случае признания ПП отходами юрлицо, ИП, в результате деятельности которых образовались такие ПП, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с повышающим коэффициентом 52 (в случае складирования более 11 месяцев при дальнейшем размещении или складировании более трех лет) в соответствии с пунктом 9 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Что не может быть побочным продуктом
Перечень включает в себя наименования, которые не могут быть отнесены к ПП:
- восемь конкретных видов отходов ФККО (среди которых присутствуют отходы V класса опасности);
- вещества и/или предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и содержащие стойкие органические загрязнители в соответствии со Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях;
- воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов;
- вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III.
Если образующиеся на предприятии предметы и/или вещества попали в список приложения I к Базельской конвенции, как например «Ненужные минеральные масла, не пригодные для использования по назначению», то стоит подумать, к какой категории их отнести. При обнаружении такого предмета/вещества он сразу может быть признан отходом по факту попадания в список приложения I со всеми вытекающими последствиями.
Как учитывать побочный продукт
Особенность обращения с ПП в том, что их учет нужно вести отдельно и от основной продукции, и от отходов.
Если принимается решение, что на предприятии образуется именно ПП, то необходимо:
- начать вести обособленный первичный учет ПП;
- ежегодно отчитываться о движении таких продуктов;
- внести соответствующие изменения в программу производственного экологического контроля (ПЭК).
В программу ПЭК должна быть включена следующая информация:
- подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства», в котором описан порядок учета ПП производства;
- перечень видов ПП производства, включающий их наименования в соответствии с письмом Минприроды России от 15.08.2023 № 25-47/30180, например: вид — «побочный продукт производства мебели», продукт — «стружка древесная»;
- показатели, характеризующие объем образования ПП за год;
- периодичность (НЕ реже одного раза в квартал) или даты образования ПП;
- планируемые сроки использования ПП производства в собственном производстве;
- планируемые сроки передачи в случае передачи ПП другим лицам;
- сведения о результатах использования ПП в собственном производстве, включая сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием ПП производства, их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
- сведения о планируемом использовании ПП производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).
В соответствии с письмом Минприроды России от 16.03.2023 № 25-47/9247 «Об обращении с вторичными материальными ресурсами» запретов в части объемов отнесения образуемых веществ к отходам, либо к ПП не предусмотрено. Вместе с тем необходимо принять во внимание, что в случае отнесения одного и того же вещества к отходам и ПП производства порядок учета такого вещества и разграничения объема его образования или целевого использования должен быть установлен учетной политикой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Присвоение статуса «побочный продукт»
Перед разработкой и изменениями соответствующих документов предстоит вычленить все фактические обстоятельства, которые имеют значение для присвоения статуса «побочный продукт», а именно:
- определить все свойства ПП, процесс его образования, способы применения;
- найти все нужные нормативные правовые акты и стандарты, регламентирующие оборот данного продукта, верно их интерпретировать;
- систематизировать и регламентировать саму деятельность по получению ПП, а также контролю их качества.
Наименование документа | Комментарий |
---|---|
Устав предприятия и ЕГРЮЛ | Необходимо внести сведения о соответствующем продукте и ОКВЭД |
Проектная документация | Необходимо внести сведения в случае модернизации, реконструкции и т.д. |
Стандарт организации (СТО) | Пунктом 5 статьи 21 Федерального закона от 29.06.2015 № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой выбранный комитет готовит соответствующее заключение |
Каталожный лист продукции (КЛП) | Разрабатывается в соответствии с правилами стандартизации ПР 1323565.1.002-2018; КЛП представляют в региональный Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ), КЛП могут не представляться на продукцию, поставляемую конкретному заказчику, для собственных нужд |
Технические условия (ТУ) | Разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018 (оформление), ГОСТ Р 1.4-2004 (содержание), ГОСТ Р 1.18-2018 (реестр) |
Технологические карты | Разрабатываются в соответствии с ГОСТ 3.1121-84 |
Технологический регламент (ТР) | По разработке технологического регламента нет законодательных норм, конкретные требования индивидуальны, например, есть Положение о технологических регламентах производства продукции на предприятиях химического комплекса, утвержденное заместителем Министра Экономики РФ Н.Г. Шамраевым 6 мая 2000 года |
Сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, государственная регистрация вещества | В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 2 и статьи 41 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» благополучие обеспечивается посредством обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном главой 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании»; Согласно статье 43 вышеуказанного закона регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека и отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека. Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации, определены разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) |
Паспорт безопасности | Оформляется в соответствии с ГОСТ 30333-2007 (с 01.09.2024 вступит в силу ГОСТ 30333-2022) |
Порядок первичного обособленного учета побочного продукта, акты оприходования, определение стоимости, контроль качества | Побочные продукты производства подлежат учету в порядке, установленном статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» |
ГЭЭ на новую технологию, новое вещество, в т.ч. агрохимикаты (удобрения) | Регламентировано Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» |
Документы, связанные с логистикой | Договор на отгрузку, гарантийное письмо, транспортные накладные (ТН), универсальный передаточный документ (УПД), акты приема-передачи, акты использования продукции (особенно сырьевой) |
В целях избежания каких-либо споров целесообразно исключить упоминание в качестве отхода предмета/вещества, признанного предприятием ПП, из внутренней и внешней документации.
Таким образом, при принятии решения «отход» или «побочный продукт» важно определить полезные характеристики «отходов» и возможность их повторного использования в производственном процессе, создавая таким образом замкнутую или последовательную производственную систему. Необходимо изучить процедуру применения «побочной продукции», сравнив ее с методами утилизации отходов для снижения потенциальных рисков. Также следует установить требования к «побочной продукции» и ее производству, предусмотренные действующим законодательством, и оценить обоснованность ее производства в свете данных требований.
Напишите, пожалуйста