Паспортизация опасных отходов: что это такое, кому нужна и как проводить

Без паспорта отходов предприятие не может легально передавать отходы, заключать договоры с подрядчиками и корректно отчитываться перед надзорными органами. В материале эксперта EcoStandard group Виктории Насоновой разобрали все вопросы, которые нужно знать экологу о паспортизации отходов.

Cодержание статьи

    Виктория Насонова
    Ведущий специалист EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Что такое паспорт опасных отходов

    Определение отхода и паспорта отходов закреплено в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

    ​​

    Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ.

    Правовые основы паспортизации отходов:

    1. ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

      Обратите внимание: п. 3 ст. 14 применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в отношении отходов I и II классов опасности с 01.03.2024, в отношении отходов III-V классов опасности с 01.03.2025 (Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 № 255).

    2. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» (далее — Приказ МПР № 1026).

      Требования не распространяется на радиоактивные, биологические, медицинские отходы.

      Ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрены пять классов опасности отходов:

    Класс Степень опасности Примеры
    I Чрезвычайно опасные Ртутные лампы, градусники, высокотоксичные материалы
    II Высокоопасные Аккумуляторные батареи с электролитом, некоторые химические отходы
    III Умеренно опасные Автомобильные отработанные масла, промасленная ветошь, ацетоносодержащие продукты
    IV Малоопасные Отходы резины и пластика незагрязненные, бытовой мусор, промышленные сметы
    V Практически неопасные Отходы бумаги и древесины незагрязненные

    Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Он включает данные о классе опасности отходов, их компонентном составе, агрегатном состоянии, способе образования, а также сведения о владельце отходов (наименование организации, адрес, ИНН).

    Оформление паспорта обязательно для отходов I-IV классов опасности. Для отходов V класса паспорта не нужны. Принадлежность к V классу необходимо подтвердить биотестированием.

    Кому и зачем нужна паспортизация

    Паспортизацию необходимо проводить всем ИП и Юрлицам, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности. Это требование закреплено ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

    Для V класса паспорта не требуются, но класс должен быть подтвержден протоколом биотестирования или другими подтверждающими материалами.

    Какие задачи решает паспортизация
    Для предприятий и производителейДля регуляторов и надзора
    • Соответствие требованиям законодательства РФ в области обращения с отходами
    • Возможность заключения договоров с подрядными организациями на услуги в области обращения с отходами
    • Данные для разработки экологической документации (ПНООЛР, ПЭК, ДВОС, КЭР)
    • Основа для периодической отчетности (журнала движения отходов, отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК, расчета суммы платы за размещение отходов и пр.)
    • Контроль за движением опасных отходов
    • Данные для государственного кадастра отходов и информационных систем

    Процедура оформления паспорта отхода

    Для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), паспорт отходов составляется и утверждается хозяйствующими субъектами по типовой форме, установленной для отходов I–IV классов опасности ( Приложение № 2 к Приказу МПР № 1026)

    При оформлении паспорта для отходов, включенных в ФККО, вид отхода определяется путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков — происхождения, состава, агрегатного состояния и физической формы. Сопоставление проводится с использованием Банка данных об отходах (БДО), как указано в п. 5 Порядка утв. Приказом МПР № 1026. Если признаки полностью совпадают с записью в ФККО, организация оформляет и утверждает паспорт по установленной форме.

    Для отходов, не включенных в ФККО, порядок отличается. Паспорт составляется и утверждается хозяйствующим субъектом не позднее 30 календарных дней со дня получения официальной информации о подтверждении отнесения отхода к конкретному виду и классу опасности ( п.7 Порядка утв. Приказом МПР № 1026).

    Процесс паспортизации отходов не включенных в ФККО включает несколько этапов. Рассмотрим их подробно.

    Шаг 1: Подача заявки на проведение лабораторных исследований

    В первую очередь необходимо выбрать лабораторию и оставить заявку на анализ отходов.

    Шаг 2: Отбор проб и анализ

    Отбор и анализ проб следует доверить аккредитованной лаборатории. При анализе отходов используют следующие методы:

    • количественный химический анализ — это метод получения данных о точном количестве (или концентрации) веществ в отходе. Его основная задача — установить, сколько именно вещества содержится в исследуемом материале. Для паспортизации необходимо получить информацию о 100% составляющих компонентов. Обязателен для отходов 1–4 класса опасности.
    • исследование морфологического (компонентного) состава — это исследование его внешнего вида, позволяющее определить наличие того или иногда компонента в общей массе и его долю. Подходит исключительно для твердых отходов.
    • биотестирование — это метод оценки их опасности и токсичности с помощью живых организмов (рачки, водоросли). Дает возможность определить, насколько негативным может быть влияние отхода на воду, почву и живые организмы.

    Шаг 3: Составление и оформление

    Протоколы аккредитованной лаборатории обладают юридической силой для органов контроля и надзора. Направляем полученные сведения в Росприроднадзор. Достаточно получить от Росприроднадзора положительное решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности.

    После получения письма от Росприроднадзора организация должна оформить паспорт на новый вид отхода. В данном случае используется иная типовая форма паспорта — для отходов I–IV классов опасности, не включенных в ФККО из Приложения № 3 к Приказу МПР № 1026.

    Шаг 4: Утверждение и хранение

    Паспорт утверждает руководитель предприятия. Паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно, а документы, на основании которых установлено соответствие отходов I-IV классов опасности подлежат хранению в течение всего срока действия паспорта отходов.

    Внесение изменений в паспорта отходов не допускается.

    Порядок утв. Приказом МПР № 1026 не предусматривает направление паспортов отходов I-IV классов опасности в Росприроднадзор.

    Переоформить паспорт потребуется в следующих случаях:

    • для Юрлиц: реорганизация Юрлица, изменение наименования Юрлица, адреса места его нахождения;
    • для ИП: изменения места жительства, фамилии, имени и отчества ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

    Последствия за несоблюдение требований

    Штрафные санкции за несоблюдение требований в области экологического законодательства описаны в гл. 8 КоАП РФ.

    п. 9 ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»

    Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц — от 20 до 40 тыс. руб.;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 до 60 тыс. руб.;
    • на юридических лиц — от 200 до 350 тыс. руб..

    ст. 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации»

    Нарушение влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан — от 1 до 3 тыс. руб.;
    • на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;
    • на юридических лиц — от 50 до 200 тыс. руб..

    Ключевая роль в экологическом управлении

    Паспортизация отходов — это не просто бюрократическая процедура, а обязательное и системообразующее требование экологического законодательства. Она служит краеугольным камнем в построении прозрачной и ответственной системы обращения с отходами на предприятии.

    Наличие паспортов отходов и определение классов опасности отходов позволяет компаниям не только избежать значительных штрафов, но и легально передавать отходы на обработку, утилизацию или размещение. Этот документ является фундаментом для всей последующей экологической отчетности и грамотного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

    Для регуляторных органов паспортизация создает единое информационное поле, необходимое для эффективного контроля над движением опасных материалов и ведения государственного кадастра отходов.

    Таким образом, своевременное и правильное оформление паспортов опасных отходов — это прямой путь к минимизации юридических и финансовых рисков и укреплению экологической репутации компании.

    22.10.25
    101
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста