Без паспорта отходов предприятие не может легально передавать отходы, заключать договоры с подрядчиками и корректно отчитываться перед надзорными органами. В материале эксперта EcoStandard group Виктории Насоновой разобрали все вопросы, которые нужно знать экологу о паспортизации отходов.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Что такое паспорт опасных отходов
Определение отхода и паспорта отходов закреплено в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ.
Правовые основы паспортизации отходов:
- ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Обратите внимание: п. 3 ст. 14 применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в отношении отходов I и II классов опасности с 01.03.2024, в отношении отходов III-V классов опасности с 01.03.2025 (Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 № 255).
- Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» (далее — Приказ МПР № 1026).
Требования не распространяется на радиоактивные, биологические, медицинские отходы.
Ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрены пять классов опасности отходов:
Класс | Степень опасности | Примеры |
I | Чрезвычайно опасные | Ртутные лампы, градусники, высокотоксичные материалы |
II | Высокоопасные | Аккумуляторные батареи с электролитом, некоторые химические отходы |
III | Умеренно опасные | Автомобильные отработанные масла, промасленная ветошь, ацетоносодержащие продукты |
IV | Малоопасные | Отходы резины и пластика незагрязненные, бытовой мусор, промышленные сметы |
V | Практически неопасные | Отходы бумаги и древесины незагрязненные |
Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Он включает данные о классе опасности отходов, их компонентном составе, агрегатном состоянии, способе образования, а также сведения о владельце отходов (наименование организации, адрес, ИНН).
Оформление паспорта обязательно для отходов I-IV классов опасности. Для отходов V класса паспорта не нужны. Принадлежность к V классу необходимо подтвердить биотестированием.
Кому и зачем нужна паспортизация
Паспортизацию необходимо проводить всем ИП и Юрлицам, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности. Это требование закреплено ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Для V класса паспорта не требуются, но класс должен быть подтвержден протоколом биотестирования или другими подтверждающими материалами.
Какие задачи решает паспортизация | |
Для предприятий и производителей | Для регуляторов и надзора |
|
|
Процедура оформления паспорта отхода
Для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), паспорт отходов составляется и утверждается хозяйствующими субъектами по типовой форме, установленной для отходов I–IV классов опасности ( Приложение № 2 к Приказу МПР № 1026)
При оформлении паспорта для отходов, включенных в ФККО, вид отхода определяется путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков — происхождения, состава, агрегатного состояния и физической формы. Сопоставление проводится с использованием Банка данных об отходах (БДО), как указано в п. 5 Порядка утв. Приказом МПР № 1026. Если признаки полностью совпадают с записью в ФККО, организация оформляет и утверждает паспорт по установленной форме.
Для отходов, не включенных в ФККО, порядок отличается. Паспорт составляется и утверждается хозяйствующим субъектом не позднее 30 календарных дней со дня получения официальной информации о подтверждении отнесения отхода к конкретному виду и классу опасности ( п.7 Порядка утв. Приказом МПР № 1026).
Процесс паспортизации отходов не включенных в ФККО включает несколько этапов. Рассмотрим их подробно.
Шаг 1: Подача заявки на проведение лабораторных исследований
В первую очередь необходимо выбрать лабораторию и оставить заявку на анализ отходов.
Шаг 2: Отбор проб и анализ
Отбор и анализ проб следует доверить аккредитованной лаборатории. При анализе отходов используют следующие методы:
- количественный химический анализ — это метод получения данных о точном количестве (или концентрации) веществ в отходе. Его основная задача — установить, сколько именно вещества содержится в исследуемом материале. Для паспортизации необходимо получить информацию о 100% составляющих компонентов. Обязателен для отходов 1–4 класса опасности.
- исследование морфологического (компонентного) состава — это исследование его внешнего вида, позволяющее определить наличие того или иногда компонента в общей массе и его долю. Подходит исключительно для твердых отходов.
- биотестирование — это метод оценки их опасности и токсичности с помощью живых организмов (рачки, водоросли). Дает возможность определить, насколько негативным может быть влияние отхода на воду, почву и живые организмы.
Шаг 3: Составление и оформление
Протоколы аккредитованной лаборатории обладают юридической силой для органов контроля и надзора. Направляем полученные сведения в Росприроднадзор. Достаточно получить от Росприроднадзора положительное решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности.
После получения письма от Росприроднадзора организация должна оформить паспорт на новый вид отхода. В данном случае используется иная типовая форма паспорта — для отходов I–IV классов опасности, не включенных в ФККО из Приложения № 3 к Приказу МПР № 1026.
Шаг 4: Утверждение и хранение
Паспорт утверждает руководитель предприятия. Паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно, а документы, на основании которых установлено соответствие отходов I-IV классов опасности подлежат хранению в течение всего срока действия паспорта отходов.
Внесение изменений в паспорта отходов не допускается.
Порядок утв. Приказом МПР № 1026 не предусматривает направление паспортов отходов I-IV классов опасности в Росприроднадзор.
Переоформить паспорт потребуется в следующих случаях:
- для Юрлиц: реорганизация Юрлица, изменение наименования Юрлица, адреса места его нахождения;
- для ИП: изменения места жительства, фамилии, имени и отчества ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
Последствия за несоблюдение требований
Штрафные санкции за несоблюдение требований в области экологического законодательства описаны в гл. 8 КоАП РФ.
п. 9 ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от 20 до 40 тыс. руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 до 60 тыс. руб.;
- на юридических лиц — от 200 до 350 тыс. руб..
ст. 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации»
Нарушение влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 1 до 3 тыс. руб.;
- на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;
- на юридических лиц — от 50 до 200 тыс. руб..
Ключевая роль в экологическом управлении
Паспортизация отходов — это не просто бюрократическая процедура, а обязательное и системообразующее требование экологического законодательства. Она служит краеугольным камнем в построении прозрачной и ответственной системы обращения с отходами на предприятии.
Наличие паспортов отходов и определение классов опасности отходов позволяет компаниям не только избежать значительных штрафов, но и легально передавать отходы на обработку, утилизацию или размещение. Этот документ является фундаментом для всей последующей экологической отчетности и грамотного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Для регуляторных органов паспортизация создает единое информационное поле, необходимое для эффективного контроля над движением опасных материалов и ведения государственного кадастра отходов.
Таким образом, своевременное и правильное оформление паспортов опасных отходов — это прямой путь к минимизации юридических и финансовых рисков и укреплению экологической репутации компании.
Напишите, пожалуйста