Рассказываем об основных изменениях в экологическом законодательстве за декабрь 2022 года в нашем ежемесячном обзоре. В нашей статье: новый порядок обращения квот выбросов парниковых газов, предоставление отчетности № 1-ЛС, технологические показатели НДТ, актуальные расчеты платы за НВОС, а также продление действия некоторых ограничивающих НПА и многое другое.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Парниковые газы
Установлен порядок обращения единиц выполнения квоты выбросов парниковых газов
С 1 марта 2023 г. вступает в силу новый порядок обращения единиц выполнения квоты выбросов парниковых газов, согласно постановлению Правительства РФ от 30.11.2022 № 2180 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Поправки затрагивают 2 документа:
- «Правила определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц»;
- «Правила создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц».
Изменения в «Правилах определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» включают новые подпункты пункта 7, которые устанавливают предельный размер платы за услуги:
- зачисление углеродных единиц при их выпуске в результате реализации климатического проекта на счет в реестре — не более 20 рублей за каждую углеродную единицу;
- зачисление единиц выполнения квоты выбросов парниковых газов (далее — квоты), выпущенных в результате выполнения региональной регулируемой организацией установленной квоты, на счет в реестре в соответствии — не более 1 рубля за каждую единицу выполнения квоты;
- передача углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты посредством списания углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты со счета в реестре владельца счета и зачисления на счет в реестре приобретателя углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты -не более 5 рублей за каждую углеродную единицу и (или) единицу выполнения квоты;
- зачет углеродных единиц — не более 5 рублей за каждую углеродную единицу;
- зачет единиц выполнения квоты — не более 1 рубля за каждую единицу выполнения квоты;
- списание углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты со счета в реестре — не более 5 рублей за каждую углеродную единицу или единицу выполнения квоты;
- зачисление углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты на счет в реестре — не более 5 рублей за каждую углеродную единицу или единицу выполнения квоты
Изменения в «Правилах создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц»:
Наделение оператора в пункте 8 правом размещать на официальном сайте аналитическую и иную информацию (в том числе с согласия владельца (обладателя) такой информации при необходимости), в том числе следующие сведения:
- общее количество реализуемых климатических проектов, зарегистрированных в реестре;
- общее количество подлежащих выпуску в обращение углеродных единиц, указанных при регистрации в реестре реализуемых климатических проектов;
- общее количество углеродных единиц и единиц выполнения квоты, находящихся в обращении.
Указываемая в реестре информация о ЮЛ, ИП, имеющих счет в реестре (пункт 16), теперь может содержать:
- сведения об установленной квоте (при наличии);
- сведения о фактических выбросах парниковых газов в отчетном периоде (в соответствии с данными, указанными в углеродной отчетности);
- сведения о верификации углеродной отчетности (наименование и основной государственный регистрационный номер лица, аккредитованного в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов (далее — аккредитованное лицо) (реквизиты положительного заключения о верификации (дата и номер), наименование и уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц).
Установлена процедура выпуска единиц выполнения квоты:
Название операции | Выпуск единиц выполнения квоты выбросов парниковых газов |
---|---|
НПА | Часть 14 статьи 8 Федерального закона от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» |
Какие документы предоставляются | Зачисление выпущенных единиц выполнения квоты на счет в реестре в целях выпуска их в обращение осуществляется оператором на основании заявления владельца счета с приложением документов:
|
Куда предоставлять | Юридическому лицу, уполномоченному Правительством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц (оператору) |
Варианты заверения | Подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью |
Недропользование
Утвержден порядок предоставления отчетности по форме № 1-ЛС
Приказ Роснедр от 01.12.2022 № 671 «О представлении сведений по форме федерального государственного статистического наблюдения 1-ЛС за 2022 год» утверждает:
- особенности предоставления сведений по форме федерального государственного статистического наблюдения 1-ЛС за 2022 год (через «Личный кабинет недропользователя» или на электронных носителях в форматах xls, xlsx, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью);
- Методические указания по заполнению годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья» за 2022 г.
Отчетность предоставляется до 11 февраля 2023 г.
До 4 марта 2023 года территориальными органами Роснедр должна быть обеспечена проверка электронной цифровой подписи и внесение во ФГИС «АСЛН» сведений форм 1-ЛС, представленных не через Личный кабинет недропользователя.
Подобную отчетность предоставляют юридические лица — пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение недр, разведку и добычу углеводородного сырья отдельно по каждому участку недр.
Актуализирован порядок представления государственной отчетности пользователями недр
С 1 сентября 2023 г. по 31 августа 2029 г. применяется актуализированный порядок представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых.
Новый порядок устанавливает:
- возможность представления ежегодной и ежеквартальной государственной отчетности;
- определение полезных ископаемых и содержащиеся в них полезных компонентов, по которым предоставляется государственная отчетность, в соответствии с лицензией на пользование недрами;
- представление пояснительных записок с характеристиками текущего состояния горных работ и первичной переработки полезных ископаемых с приложением к ним материалов, обосновывающих изменение запасов полезных ископаемых, — для твердых полезных ископаемых в составе государственной отчетности;
- представление в федеральный фонд геологической информации о недрах (его территориальный орган) в электронном виде с использованием «Личного кабинета недропользователя» государственной отчетности. Если недропользование осуществляется на участках недр местного значения, то необходимо также представлять государственную отчетность в фонды геологической информации субъекта РФ с использованием официального сайта соответствующего уполномоченного органа власти субъекта РФ.
Государственная отчетность должна представляться в сроки, установленные порядком представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 04.05.2017 № 216.
Лесопользование
Утвержден порядок определения последовательности и содержания работ по отводу и таксации лесосек
Приказ Минприроды России от 17.10.2022 № 688 «Об утверждении Порядка отвода и таксации лесосек и о внесении изменений в Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 993» утверждает новый порядок отвода и таксации лесосек.
Также в соответствии с приказом утрачивает силу глава II «Требования по отводу и таксации лесосек» и приложение № 1 правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, утвержденных приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 993.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Установлен порядок ведения реестра специалистов по отводу и таксации лесосек и мероприятиям по лесоустройству
С 1 марта 2023 г. вступает в силу приказ Минприроды России от 07.10.2022 № 658 «Об утверждении порядка ведения реестра специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, состава включаемых в него сведений и порядка предоставления информации из указанного реестра, а также порядка ведения реестра специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству, состава включаемых в него сведений и порядка предоставления информации из указанного реестра».
В приказе приводится состав сведений, включаемых в указанные реестры, определяется порядок предоставления содержащейся в них информации.
Предусматривается ведение реестра специалистов Федеральным агентством лесного хозяйства непосредственно или через подведомственное учреждение. Реестр ведется в электронном виде путем внесения и хранения сведений о специалистах, прошедших аттестацию на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек и имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек.
Сведения о специалистах, включаемые в реестр, вносятся не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия аттестационной комиссией, созданной в соответствии с порядком аттестации специалистов, решения о внесении сведений в реестр на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек.
Наилучшие доступные технологии
Установлены новые технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения железных руд
С 1 марта 2023 г. и на 6 лет вступает в силу приказ Минприроды России от 15.11.2022 № 778 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения железных руд».
Предусматриваются технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и технологические показатели загрязняющих веществ в сбросах в водные объекты, соответствующие НДТ.
Признается утратившим силу аналогичный приказ Минприроды от 20 марта 2019 г. № 177.
До вступления в силу приказа, используются технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения железных руд, утвержденные приказом Минприроды России от 20.03.2019 № 177.
Актуализированы технологические показатели наилучших доступных технологий дубления, крашения, выделки шкур и кожи
Приказ Минприроды России от 16.11.2022 № 780 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий дубления, крашения, выделки шкур и кожи» вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует в течение 6 лет.
Приказом утверждаются технологические показатели сбросов для наилучших доступных технологий дубления, крашения, выделки шкур и кожи, признается утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 233 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий дубления, крашения, выделки шкур и кожи».
До вступления в силу приказа, используются технологические показатели наилучших доступных технологий дубления, крашения, выделки шкур и кожи, утвержденные Приказом Минприроды России от 12.04.2019 № 233.
Плата за НВОС
Изменен расчет платы за НВОС для побочной продукции
С 1 сентября 2023 г., согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2022 № 2244 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступают в силу изменения в порядке исчисления платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.
Изменения вносятся в правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).
Предусматриваются новые повышающие коэффициенты для расчета платы:
- за размещение, складирование (в срок, не превышающий 11 месяцев с даты образования) побочной продукции, признанной отходом — 25;
- за размещение, складирование (в срок, превышающий 11 месяцев с даты образования) побочной продукции, признанной отходом — 52
Продление сроков действия некоторых ограничений нормативных правовых актов
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2022 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вносит изменения в следующие законы:
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
- до 01.01.2026 продлена возможность размещения твердых коммунальных отходов на объектах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, и не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
- сроки регулирования земельных отношений федеральными законами продлены также на 2023 год;
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
- до 31.12.2023 продлено право Правительства РФ устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, в том числе, обязательств по оплате услуг по водоотведению;
Федеральный закон от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»
- до 01.01.2025 продлена возможность внесения изменений в декларацию о сделках с древесиной в части сведений о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана.
Утверждено положение о консультировании в отношении деятельности по реализации инвестиционных проектов охраны окружающей среды
Постановление Правительства РФ от 01.12.2022 № 2200 «О проведении эксперимента по консультированию о соответствии деятельности, планируемой к осуществлению при реализации инвестиционных проектов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования» утверждает:
- порядок и условия проведения эксперимента по консультированию Росприроднадзором хозяйствующих субъектов;
- цели эксперимента;
- форма консультирования
Эксперимент будет проводиться с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г.
Для участия в эксперименте организацией в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования подается заявка (в форме электронного документа через официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования). В ней указываются:
- наименование, индивидуальный номер налогоплательщика консультируемого лица;
- коды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемых консультируемым лицом (при их наличии);
- наименование планируемого к осуществлению (осуществляемого) инвестиционного проекта с указанием его характеристики;
- период осуществления инвестиционного проекта;
- вопросы об исполнении требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, по которым требуется получить консультацию;
- позиция консультируемого лица по возникшим вопросам (в случае если консультируемое лицо считает необходимым представить такую информацию);
- реквизиты декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, расчета экологического сбора (при наличии вопроса о правильности исчисления платежей);
- сведения о необходимости проведения анализов, исследований, экспертизы Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и подведомственными ей организациями (далее — проведение экспертизы) и подготовки заключения экспертизы;
- сведения о необходимости выезда должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (подведомственных ей организаций) на место реализации планируемого либо осуществляемого инвестиционного проекта в целях осмотра территорий, акваторий, зданий, строений, сооружений, иных объектов, отбора проб воды, почвы, атмосферного воздуха, отходов производства и потребления, иных предметов и материалов, а также адрес (место нахождения) таких объектов;
- адрес электронной почты, на который необходимо направить мотивированное мнение;
- сведения о необходимости проведения консультирования в течение всего периода осуществления инвестиционного проекта;
- документы, фотоснимки, видеозаписи, карты (схемы) и иные материалы, в отношении которых возникли вопросы, требующие получения мотивированного мнения (в случае если консультируемое лицо считает необходимым представить такие материалы).
Проекты НПА
Планируются изменения в определении эффективности внедрения НДТ
Минпромторгом России разработаны:
- Проект «Об утверждении методики проведения технико-экономической оценки инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, российских организаций, реализующих указанные инвестиционные проекты с привлечением средств, полученных от размещения облигаций, или с привлечением кредитов»;
- Проект «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Проекты призваны выстроить процедуру оценки эффективности внедрения мероприятий по охране окружающей среды с экономической точки зрения. Она осуществляется путем реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ).
Планируется корректировка порядка отнесения отходов к конкретному классу опасности
Проект «О внесении изменений в Порядок подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1027», разработанный Минприроды России, должен урегулировать отнесение к конкретному классу опасности следующих отходов:
- отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород);
- отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
- золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля;
- отходов фосфогипса V класса опасности.
В соответствии с проектом планируется:
- осуществлять подтверждение отнесения вышеперечисленных отходов к конкретному классу опасности при планировании их использования для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивацией земель. Данная процедура будет необходима в том числе, для отходов, включенных в ФККО;
- определять класс опасности упомянутых отходов расчетным методом на основании данных о химическом составе отходов, в случае их использования для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивацией земель. К рассчитанному классу опасности необходимо будет прикладывать копии актов отбора проб отхода и протоколов исследований, подтверждающих химический и (или) компонентный состав отходов.
Планируются изменения в закон о водопотреблении и водоотведении
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» призван урегулировать отношения, связанные со сбросом сточных вод в сооружения, не подключенные к централизованным системам водоотведения (выгребные ямы, септики, накопители и прочие сооружения). Законопроектом предлагается:
- ввести новый термин «нецентрализованная система водоотведения». Под такими системами планируется понимать сооружения и устройства (в том числе выгребные ямы, септики), не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения, предназначенные для приема и временного накопления сточных вод для их дальнейшего сброса в централизованную систему водоотведения;
- пересмотреть положения в части заключения договоров с абонентами, объекты которых не подключены к системам водоотведения. Так хозяйствующие субъекты, осуществляющие отведение сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, должны заключить договор с гарантирующей организацией или договор возмездного оказания услуг с организацией, имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляющей транспортировку сточных вод и их сброс в централизованную систему водоотведения;
- установить в рамках правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, особенности водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения, требования к транспортировке и приему сточных вод, отведенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения.
Эти меры разграничат понятия «отходы» и «сточные воды» и устранят нестыковки в законодательстве о водоотведении и обращении с отходами.
О принятых законопроектах читайте в наших ежемесячных обзорах изменений экологического законодательства.
Напишите, пожалуйста