Нормативы допустимых сбросов (НДС): как интерпретировать законодательные нестыковки

Методика расчет нормативов допустимых сбросов на данный момент имеет множество недочетов и вызывает вопросы как у водопользователей, так и у разработчиков проектов НДС. Эксперты рассказали, какие из неточностей являются наиболее критичными и как их лучше трактовать. Подробнее об этом — в нашей статье.

18.01.23
4K

Cодержание статьи

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Подробнее о приказе об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ

    Приказ Минприроды РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (далее — методика № 1118) вызвал много критики со стороны водопользователей и разработчиков проектов НДС большим числом неточностей в формулировках, ошибками, в том числе в расчетной части. Внесенные в приказ изменения, которые начали действовать с 01.09.2022, не прояснили ситуацию.

    Недостатки существующей методики и интерпретация неточностей

    Среди общих недостатков, сильнее остальных влияющих на качество работы с методикой, стоит выделить:

    1. недостающий параметр в определении контрольного створа. Ранее Росводресурсы (Бассейновые водные управления) согласовывали Программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, где утверждался, в том числе, контрольный створ, представляющий собой расстояние от места выпуска сточных вод до створа, где происходит наиболее полное (90%) перемешивание речной и сточной воды, не более 500 метров. После изменения формы решения о предоставлении водного объекта в пользование (приказ Минприроды РФ от 31.01.2022 № 51), программу согласовывать не требуется. Это означает, что на водопользователя возлагается ответственность по расчету контрольного створа. Формула для таких вычислений приведена в пункте 25 методики № 1118 и выглядит следующим образом:

      где N — характеристическое число, вычисляемое по следующей формуле:

      C — коэффициент, характеризующий интенсивность турбулентного перемешивания в реках, м¹⁄²/с.

      • при 10 < C < 60 параметр М = 0,7 С + 6;
      • при С ≥ 60 параметр М = 48 = const

      Произведение МС имеет размерность м/с².

      • при большем значении С турбулентное перемешивание оказывается менее интенсивным;
      • при меньшем значении С турбулентное перемешивание оказывается более интенсивным

      Коэффициент С вычисляется по следующей формуле:

      где в числителе — скорость течения реки, м/с, в знаменателе под корнем — Н — средняя глубина реки, м

      Однако, данная формула оказывается неприменима при выполнении расчета, поскольку в знаменателе под корнем пропущен параметр i — гидравлический уклон.

    2. необоснованность применения в пункте 11 методики № 1118 уровня 1,3-кратного значения фактического сброса в случаях, когда фактический сброс меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объекта. Установление норматива, исходя из фактических значений, не учитывает фоновое состояние водного объекта и не основано на предельно-допустимых концентрациях (ПДК), т.е. противоречит требованиям Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
    3. неточности в определениях. В том же пункте 11 скрыт и третий недостаток — в части определений. Всем известно, что фактический сброс — это масса загрязняющих веществ (единицы измерения — т/год), НДС тоже отражает массу, а норматив качества воды — это концентрация (единицы измерения — мг/дм³). Следовательно, не совсем корректно сравнивать данные величины между собой, как это прописано в текущем тексте методики. Скорее всего, имеется в виду сравнение именно концентраций, а не массы сбросов, т.е. пункт 11 стоит интерпретировать, как: «<...> Если фактическое содержание загрязняющего вещества в сточных водах действующей организации-водопользователя меньше расчетной допустимой концентрации загрязняющего вещества СНДС, но выше или равно нормативу качества воды водного объекта, то допустимая концентрация загрязняющего вещества СНДС принимается на уровне 1,3-кратного значения фактического содержания загрязняющего вещества в сточных водах действующей организации-водопользователя, не превышающего расчетную допустимую концентрацию загрязняющего вещества СНДС. Если фактическое содержание загрязняющего вещества в сточных водах действующей организации-водопользователя меньше расчетной допустимой концентрации загрязняющего вещества СНДС и меньше норматива качества воды водного объекта, то допустимая концентрация загрязняющего вещества СНДС разрабатывается, исходя из соблюдения в сточных водах действующей организации-водопользователя норматива качества воды водного объекта». Именно к такой интерпретации и пришли разработчики проектов НДС.
    4. концепция ужесточения нормативов допустимых сбросов чревата последствиями финансового характера: если раньше у всех водопользователей, ранее применявших при расчетах разбавление, разброс концентраций (от фактических данных до ПДК) и объемов сточных вод мог меняться в определенном диапазоне, то теперь величины нормативов допустимых сбросов значительно сократятся. Это приведет к учащению административных предписаний по КоАП РФ, плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и начислению платы по расчету ущерба водному объекту.

    Стоит отметить, что в данный момент ведется согласование изменений методики № 1118. На федеральном портале проектов НПА вынесен на рассмотрение доработанный текст методики. В проекте предлагается скорректировать вышеупомянутые недостатки.

    18.01.23
    4K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста